Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1»
«Использование проектов в познавательно-речевом развитии
детей с ТНР»
Подготовила: Разумова Наталья Ивановна
Должность: воспитатель
Г. Саров
2013 год
Проектная деятельность - это интеллектуальный труд. Подавление детской инициативы всегда блокирует поисковое поведение, из-за чего может развиваться пассивная позиция и в будущем (в школе и жизни), когда при каждом столкновении с трудностями человек капитулирует.
Технология проектирования требует от педагога терпения, любви к ребенку, веры в его возможности.
В настоящее время метод проектов всё активнее используется в практике детских садов.
Зачем нужны проекты?
Проекты:
помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;
помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;
способствуют развитию творческих способностей детей;
способствуют умению наблюдать;
способствуют умению слушать;
способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;
способствуют развитию мышления;
помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно;
развивают воображение.
За прошедший период в группе были проведены следующие проекты: «Новый год у ворот», «Бумажные хитрости», «Игрушки», «Мишутка».
Всем известно, что самый любимый праздник детей – это Новый год. Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение дома, долгожданные подарки под елкой, веселый праздник в семейном кругу, атмосфера теплоты – все это не сравнится даже с Днем рождения. Поэтому мы решили узнать как можно больше об этом празднике. Так в преддверии новогодних праздников прошел исследовательско-творческий проект «Новый год у ворот» (декабрь 2012года). Реализация проекта началась со знакомства детей с произведениями З. Александрова «Елочка» - заучивание, С.Есенин «Поет зима - аукает» - чтение, С. Дрожжин «Улицей гуляет» - чтение, И.Суриков «Зима», бесед «Что такое Новый год?», «Опасный лед», «Как нужно одеваться зимой», «Осторожно, бенгальские огни!»., рассматривания иллюстраций. Так как, наши дети испытывают трудности в речевой деятельности, знакомство в полной мере им помогли другие виды деятельности. Была организована творческая мастерская «В гостях у Снегурочки». Дети активно приняли участие в выставки детского рисунка «Хорошо зимой гулять». С целью обогащения представлений детей об объектах неживой природы, были проведены следующие эксперименты: «Снег и лед – вода, изменившая свое состояние под воздействием низкой температуры», «Освобождение бусинок от ледяного плена», «Цветные льдинки». Исследуемыми объектами и явлениями стали вода, снег, лед, свет, температура (теплота). Родители помогли в приобрести разнообразные совочки, ведёрки, формочки, лейки, воронки; инвентарь для экспериментов, сделанный из бросового материала, и главный атрибут лаборатории – игровой персонаж зайчик Почемучка. С его помощью дети делали свои первые «научные» открытия. Например, узнали, что обыкновенная вода может быть не только жидкой, но и в виде снега, льда, как вода изменяется под воздействием температуры. Детям очень понравилось проводить различные опыты. С родителями был проведен мастер-класс по изготовлению снежинки (техника квиллинг).
Итоговым мероприятием стал новогодний праздник, где дети с удовольствием читали стихи, пели песни и конечно же подарки.
В феврале 2013 года в группе успешно прошел проект «Бумажные хитрости».
Без чего невозможна учёба в школе, выпуск газеты, журнала? Естественно без бумаги. Бумага – один из самых простых, доступных и легко обрабатываемых материалов. В настоящее время существует много различных вводов бумаги, обладающих разными свойствами и пластическими возможностями, которые можно целенаправленно использовать при создании разнообразных изделий. Нас очень заинтересовала эта проблема. Девиз проекта: «Чтобы сберечь нашу природу, нужно рационально использовать бумагу»
Дети работали серьёзно, ответственно, как настоящие изобретатели: исследовали разные виды бумаги, проверяли ее на прочность «Много слоёв бумаги – суперпрочность!», сравнивали бумагу с картоном «Что прочнее бумага или картон?», наблюдали как под действием воды бумага меняла форму «Живые цветы». Ребята узнали «На чём писали в старину»; конструировали из бумаги «Бумажный табурет», а затем проверяли его на прочность. Под руководством взрослых (воспитателей) дети сами принимали участие в изготовлении бумаги.
Данным проектом мы призываем всех к рациональному использованию бумаги. Из работы видно, что в наш век информационных технологий бумага остаётся необходимым материалом, её используют везде.
Творческий проект «Игрушки» был проведен в марте 2013 года.
Преобладание у современных детей небрежного отношения к игрушкам побудило нас к проведению данной работы.
Был составлен план проекта, подобраны наглядно-дидактические пособия, демонстрационный материал, подготовлены конспекты занятий, подобрана художественная литература для ознакомления детей, проведены беседы «Из чего сделаны игрушки», «Береги игрушки». Ребятам очень понравилось заучивать стихи по опорным картинкам (Н.Найденовой «Наши игрушки»). Дети с удовольствием помогали при изготовлении книжки-малышки «Игрушки». Дети и родители приняли участие в конкурсе поделок игрушек своими руками, в результате чего все участники получили призы. Вместе участники проекта оформили стенгазету «Игрушки», где разместили информацию об игрушках, загадки, рисунки, лабиринты. Благодаря данному проекту дети стали бережнее относиться к игрушкам.
Федеральные государственные требования к основной образовательной программе и личностно–ориентированная модель образования ставят в центр внимания ребёнка с его индивидуальными и возрастными особенностями развития. Одним из ведущих направлений развития детей является художественно-эстетическое, его задачи раскрываются в содержании образовательных областей «Художественное творчество», «Музыка» и направлены на развитие детского творчества в продуктивных видах деятельности. В настоящее время ширится круг инновационных образовательных программ по ознакомлению детей с искусством, но, тем не менее, вопрос, обеспечивающий развитие творческих способностей детей, остается актуальным.
Именно поэтому было принято решение участвовать в творческом проекте под названием «Мишутка». Мною была разработана образовательная программа дополнительного образования детей «Мишутка». Она предназначена для детей 4-7 лет. Данная программа состоит: паспорт программы, пояснительная записка, учебно-тематические планы, содержание программы, методическое и материальное обеспечение, результативность образовательного процесса. В программу вошли занятия по бумагопластике, нетрадиционному рисованию, лепки из соленого теста, глины, пластилина.
В рамках данной программы были проведены следующие занятия: «Снегири» - мятые комочки, «Все деревья в серебре» - обрывная аппликация, «Цыплята – озорные ребята » - мятые комочки. Так же дети познакомились с нетрадиционной техникой рисования: «Лошадка» - ладошки, «Носит одуванчик желтый сарафанчик» - тычком, «Разноцветные переливы» - кляксография. Были проведены занятия по лепки из соленого теста, глины, пластилина: «Натюрморт» - глина, «Божьи коровки» - пластилин, «Мухомор» - соленое тесто.
В практической деятельности мы убедились, что дети в процессе правильно организованной проектной деятельности учатся самостоятельно добывать знания, находить ответы на поставленные вопросы. В дальнейшем, столкнувшись с новой задачей, они могут использовать свои умения по поиску решения. Появление проблемы становится для них не тупиком, а способом продолжить саморазвитие. Мы надеемся, что научившись в дошкольном возрасте действовать подобным образом, наши воспитанники и в последующей жизни будут способны к нестандартным, творческим решениям поставленных задач и смогут соответствовать требованиям современного им общества.
Перспектива на будущее: работу по проектной деятельности продолжить, разработать ряд проектов для детей старшего дошкольного возраста: «Умный мусор», «Игрушки наших бабушек», продолжить работу над проектом по программе «Мишутка».