СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование развивающих игр для подготовки руки ребенка старшего дошкольного возраста к письму

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке рассказывается о том, как правильно подготовить руку ребенка к письму, предлагается тематическое планирование  работы в старшей и подготовительной к школе группах, конспекты занятий, методические рекомендации, диагностическая методика. 

 

Просмотр содержимого документа
«Использование развивающих игр для подготовки руки ребенка старшего дошкольного возраста к письму»

ОТДЕЛ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ БОЛХОВСКОГО РАЙОНА

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2»





ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ДЛЯ ПОДГОТОВКИ РУКИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ПИСЬМУ



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ









БОЛХОВ, 2009


Уважаемые коллеги!


Вашему вниманию предлагаются материалы из опыта работы воспитателя I квалификационной категории муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №2» города Болхова Титовой Ларисы Владимировны. Педагог рассказывает о том, как правильно подготовить руку ребенка к письму, предлагает тематическое планирование работы в старшей и подготовительной к школе группах, конспекты занятий, методические рекомендации, диагностическую методику. Педагогическая ценность опыта Титовой Л. В. Заключается в разработке комплекса развивающих игр и игровых упражнений по развитию мелкой моторики руки и графических навыков.

Надеемся, что материалы данного сборника окажут практическую помощь воспитателям в работе с детьми.


Руководитель РМО Т. М. Бобкова



СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 4

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА 6

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ РУКИ К ПИСЬМУ 7

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ 17

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ 20

ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ 24

ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ 38



ВВЕДЕНИЕ


В настоящее время в теории и практике дошкольного воспитания происходят значительные изменения, которые направлены на обновление и совершенствование учебно-воспитательного процесса. Одна из задач детского сада – подготовка детей к школе. Необходимо готовить ребенка к школе на протяжении всего дошкольного детства, заботясь, прежде всего, о развитии познавательных психических процессов, творческого мышления, памяти, внимания, развитии мелкой моторики руки. В старшем дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра и, следовательно, наибольший эффект в организации педагогической деятельности будет в том случае, если он реализуется преимущественно в ситуации игры, игровой деятельности.

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Как правильно подготовить руку ребёнка к школе? Этот вопрос волнует многих педагогов.

Развитию ручной умелости до поступления ребенка в школу способствуют занятия рисованием, лепкой, аппликацией, а также изготовление различных поделок из таких материалов, как бумага, ткани, проволока и пр.

Основной формой являются специальные занятия, направленные на формирование умений и навыков при подготовке руки к письму. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, соблюдая дидактические принципы. Вся работа сопровождается забавными стихами, которые заинтересовывают детей, оживляют работу. Это способствует включению речевого и слухового анализаторов, тренирует память. Как показывает практика, предложенная методическая система подготовки ребенка к письму наиболее полно учитывает возрастные возможности детей старшего дошкольного возраста, способствует их развитию, обеспечивает формирование необходимых каллиграфических навыков.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА

Для проведения диагностики нам потребовались тетради в клеточку, хорошо заточенные простые и цветные карандаши, шариковая ручка. Штриховку рисунков выполняли цветными карандашами. Перед выполнением задания напоминали детям о правильной посадке за столом, следили, чтобы дети не поворачивали листы бумаги или тетрадь при письме и штриховке.


Задания.


1)Прописывание элементов.

По образцу продолжить ряд геометрических фигур, правильно их располагая, соблюдая дистанцию.


2)Графический диктант.

От данной точки на листе бумаги под диктовку нарисовать «заборчик».

Две клеточки вправо, две клеточки вверх, две клеточки вправо, две клеточки вниз, две клеточки вправо и так далее.


3)Составление элементов из определенного количества палочек.

- Из пяти палочек сложить квадрат и два треугольника.

- Из восьми палочек сложить два прямоугольника и два треугольника.


4) Обводка и штриховка предметов.

Обведи рисунок точно по линиям, постарайся не отрывать карандаш от бумаги. Начни от стрелочки.

Заштрихуй фигурки в разных направлениях по образцу.


Опыт работы на тему «ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ РУКИ К ПИСЬМУ»


Процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и, более того, на развитии детского организма. При обучении письму возникают противоречия между психофизиологическими особенностями ребенка - его быстрой системой процессов возбуждения и торможения - и дидактическими задачами.

Чтобы избежать негативных последствий при подготовке руки, разработана система упражнений, позволяющая каждому ребенку постепенно, без перегрузки, с максимальным учетом его индивидуальных особенностей подготовиться к этому роду деятельности.

Для укрепления и развития руки, координации движений будем проводить следующие упражнения: застегивание и расстегивание пуговиц; завязывание и развязывание лент; плетение из ниток; завязывание узелков; перекладывание мелких игрушек и работа с мелкими деталями конструктора; всасывание пипеткой воды из стакана; пересыпание мелких круп и т. д.

Будем проводить гимнастику для рук с детьми в свободное от занятий время:

- сложить руки ладонями вместе и вытянуть их перед собой; развести кисти рук в стороны, не размыкая запястий;

- постепенно и поочередно сжимать пальцы сначала левой руки, а затем правой;

- сложить ладони вместе; развести и свести пальцы;

- руки вытянуть перед грудью; пальцы правой руки сжать в кулак, разжать пальцы правой руки и одновременно сжать пальцы левой руки;

- ладони вместе, пальцы переплетены; выполняются силовые движения вправо и влево;

- выпрямить кисть правой руки, плотно прижать пальцы друг к другу и медленно опускать их к ладони;

- выпрямить кисть правой руки, плотно прижать пальцы друг к другу и медленно опускать их к ладони;

- выпрямить кисть правой руки и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному и т.д.;

- правую руку плотно положить на стол и постепенно сгибать то средний, то указательный, то безымянный пальцы, остальные при этом должны подниматься вверх;

- сжать пальцы в кулак и вращать кистью в разные стороны;

- пальцы разомкнуть как можно шире и, медленно соединяя их, опускать руку.

Для подготовки руки предложим детям работу по раскрашиванию рисунков (штриховку). Штриховка, как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной мере и ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем она продолжает оставаться средством развития согласованных действий, зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки.

Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движений: раскрашивание короткими частыми штрихами; раскрашивание мелкими штрихами с возвратом; центрическую штриховку (круговая штриховка от центра рисунка); штриховку длинными параллельными отрезками. Ребенок выполняя работу по штриховке, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме. Поскольку штриховка не затрудняет ребенка, он может сосредоточиться на основной задаче - на выращивании гигиенических правил письма, которые отличаются от гигиенических правил рисования. Коротко их можно оформить так:

• посадка при письме: дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола, ноги всей ступней стоят на полу или на подставке, голова немного наклонена влево;

• положение рук при письме: руки пишущего должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки немного выступал за край стола, и правая рука свободно двигалась по строке, левая - лежала на столе и снизу придерживала рабочий лист;

• положение кисти пишущей руки: кисть руки большей частью ладони должна быть обращена к поверхности стола, точками опоры для кисти служат ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони;

• положение ручки: ручка кладется на средний палец правой руки, на его верхнюю ногтевую часть, ногтевая фаланга большого пальца придерживает ручку, а указательного - легко кладется сверху (расстояние - 1,5 см от пишущего узла) для управления ручкой при письме.

Выполняя различие упражнения при подготовке руки к школе, ребенок и обучающий его взрослый должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма. Соблюдение гигиенических правил помогает ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.

Для детей, которые пишут левой рукой, гигиенические правила будем соотносить с левой рукой как ведущей.

Методика работы над каждым гигиеническим правилом сводится к следующему: сначала взрослый объясняет правила, например, посадку при письме. Ребенок смотрит на посадку взрослого и обстоятельно анализирует положение всего корпуса при работе. Затем пробует сам применять правильную посадку, взрослый помогает ему.

Работу, направленную на развитие пространственных отношений будем давать в виде занимательных рисунков, отдельные элементы которых расположены вверху, внизу, в середине листа, слева, справа друг от друга.

Работу необходимо организовать в виде серии вопросов и заданий:

  • рассмотри картинку;

  • перечисли героев сказки;

  • что нарисовано в центре?

  • закрась рисунок частой штриховкой, соблюдая гигиенические правила письма;

  • для чего на картинке тот или иной предмет?

  • кто находится слева? Кто находится справа?

  • закрась предметы изображения на картинке, выбери соответствующий цвет карандаша.

Для данных упражнений используем книжки-раскраски или специально подготовленные пособия.

Знакомство с контуром начнем с контуров предметов, известных детям:

  • рассмотри рисунок;

  • какой формы солнышко?

  • обведи контур солнышка по точкам; найди лучи солнышка;

  • лучи, которые расположены от солнышка справа, обведи по контуру сверху вниз;

  • лучи, которые расположены от солнышка справа, обведи по контуру снизу вверх.

Познакомив ребенка с внешним контуром предмета, усложним задание и предложим работу внутри контура предмета:

  • рассмотри рисунок;

  • что изображено внутри контура луны?

  • обведи контур «лица» луны, соблюдая гигиенические правила письма.

После детальной проработки с детьми вышеописанных упражнений приступим к знакомству с рабочей строкой и правилами работы с ней. Ребенок научится работать в строке слева направо в ограниченном пространстве .

Заниматься шестилетний ребенок может не более двадцати минут.

Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, то это свидетельствовать о жесткой фиксации кисти руки. Это можно проверить, предложив нарисовать одним движением окружность диаметром 3-4 сантиметра (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать ее в несколько приемов, передвигая руку или поворачивая лист.

Для исправления неправильного навыка нужно воспользоваться следующими приемами:

  • На верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке.

  • Нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец.

  • Если жестко фиксирована рука, то может помочь обведение или рисование крупных фигур, размером в треть альбомного листа, без отрыва руки.

  • Если к школе ваш ребенок долго застегивает пуговицы, не умеет завязывать шнурки, часто роняет что-либо из рук, вам следует обратить внимание на сформированность навыка письма.

Для развития мелкой мускулатуры руки ребёнка воспользуемся следующими упражнениями:

  • Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, мять параллоновые шарики, губку.

  • Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.

  • Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе. Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.

  • Завязывать узлы на толстой и тонкой веревках и шнурках.

  • Заводить будильник, игрушки ключиком.

  • Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой и т. д.

  • Резать ножницами.

  • Конструировать из бумаги (оригами), шить, вышивать, вязать.

  • Делать пальчиковую гимнастику.

  • Рисовать узоры по клеточкам в тетради.

В пособии для воспитателей и родителей В.В. Цвинтарного можно взять следующие задания для развития мелкой моторики. К ним, прежде всего, относятся игры с пальчиками: "Собираем ягоды", "Пальчики здороваются", "Пальчики моются", "Замочек", "Колечко", "Зеркало", "Гармошка" , "Бутончик" "Коза рогатая" , Мишка косолапый", Лиса, "Волк", "Гусь, " Зайка" , пальчиковая гимнастика (стихи для развития мелкой моторики, сопровождающиеся приказом движений с помощью пальцев рук): "С веток ягоды снимаю ... ", "Пальчики в футбол играют . ". , "Кулачки мы вместе сложим .... ","Тик - так.... , "" Целый день ... , " "Две свинки","Веселый кролик","Черепаха", "Птичка" , "Кисти рябины", "Вот кудрявая овечка", "Пекарь", "Пять телят", "Пять маленьких мышат" , "Скачет зайчик", "Где твой пальчик" и т. д.

Результатом нашей работы будет подведение итогов. В конце учебного нами будет проведена повторная диагностика.

Итак, использование специально подобранной системы работы, содержащей определенные игры и занятия, с включением их в учебную, совместную и самостоятельную деятельность детей, позволят осуществить развитие мелкой моторики рук и координации движений в детском саду.


ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ


Сентябрь.

Занятие №1-4.

Тема: «Капельки», «Дорожка», «Бусы», «Столбики».

Задачи: познакомить детей с тетрадным листом; учить ориентироваться по клеточкам, правильно располагать точки по клеточкам; развивать точность в их расположении; воспитывать аккуратность и прилежание


Октябрь.

Занятие №1-4.

Тема: «Забор повалился», «Колечки», « Зубцы».

Задачи: учить вести прямые линии сверху – вниз, слева – направо по разлиновке; развивать глазомер; воспитывать старание и ответственность.


Ноябрь.

Занятие №1-4.

Тема: «Волны», «Яйца», «Кирпичи».

Задачи: учить детей рисовать волнистые линии, внутри клеточки полукруг и прямоугольники, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за линии; воспитывать прилежание.


Декабрь.

Занятие №1-4

Тема: «Пирожки», «Крючки», «Зонтик».

Задачи: учить детей размещать внутри клеточки полукруг и крючки, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за линии; воспитывать прилежание.



Январь.

Занятие №1-4.

Тема: « Вишни»; « Сливы»; « Груша».

Задачи: учить зарисовывать внутри клеточек контуры простейших предметов; закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (круги, овалы); учить раскрашивать, не выходя за линии.


Февраль.

Занятие №1-4.

Тема: «Огурцы»; « Морковь»; « Свекла»; «Помидор».

Задачи: продолжать учить детей зарисовывать внутри клеточек контуры простейших предметов; учить рисовать дуги и овалы; штриховать и раскрашивать рисунки.

Март.

Занятие №1-4.

Тема: «Баклажан», «Репа», «Лук», «Тыква».

Задачи: продолжать обучать детей рисованию овалов и полуовалов; закреплять имеющиеся знания; воспитывать культуру письма.


Апрель.

Занятие №1-4.

Тема: «Чеснок», «Щавель», «Горох».

Задачи: закреплять умения детей в рисовании овалов, треугольников, прямых линий; воспитывать понимания, дружелюбие, сдержанность.


Май.

Занятие №1-4.

Тема: Закрепление полученных знаний.

Задачи: закреплять приобретенные графические навыки; повторить соответствующий речевой материал.





ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ


Сентябрь.

Занятие №1-4.

Тема: « Елочки»; «Грибочки»; « Желуди».

Задачи: закреплять умения детей рисовать прямые линии и по диагонали; рисовать геометрические фигуры; воспитывать взаимопомощь.


Октябрь.

Занятие №1-4.

Тема: «Паук и паутина», «Листочки», «Жуки», «Стрекоза».

Задачи: продолжать закреплять умения рисовать предметы круглой, овальной форм, прямые линии и закругленные; развивать глазомер, точность; продолжать учить заштриховывать; воспитывать прилежание, старание.


Ноябрь.

Занятие №1-4.

Тема: «Бабочка», «Кораблик», «Дельфины», «Кит».

Задачи: продолжать учить детей рисовать предметы разных геометрических форм, штриховать и раскрашивать предметы; развивать чувство вкуса, глазомер, умение сочетать стихотворную форму с письмом; воспитывать чувство ответственности за сделанную работу.


Декабрь.

Занятие №1-4.

Тема: «Рыбки», «Морж», «Лягушонок».

Задачи: продолжать учить детей сочетать речь с рисунком, рисовать предметы геометрических форм; развивать точность, умение плавно переходить от одной работы к другой; воспитывать старание, усидчивость.


Январь.

Занятие №1-4.

Тема: «Цапля», «Рак», «Краб», «На болоте».

Задачи: продолжать учить детей рисовать предметы разных геометрических форм, штриховать и раскрашивать предметы; развивать чувство вкуса, глазомер, умение сочетать стихотворную форму с письмом; воспитывать чувство ответственности за сделанную работу.


Февраль.

Занятие №1-4.

Тема: «Воробей», «Сова», «Попугай», «Павлин».

Задачи: продолжать закреплять умения рисовать предметы круглой, овальной форм, прямые линии и закругленные; развивать глазомер, точность; продолжать учить заштриховывать; воспитывать прилежание, старание.


Март.

Занятие №1-4.

Тема: «Журавленок», «Мышка», «Ежик», «Черепаха».

Задачи: учить детей правильно соединять предметы разных форм; сочетать стихотворную форму с письмом; закреплять умения ориентироваться на листе бумаги.


Апрель.

Занятие №1-4.

Тема: «Слон», «Зайчонок Зай», «Енот».

Задачи: продолжать обучать детей рисованию овалов и полуовалов; закреплять имеющиеся знания; воспитывать культуру письма.




Май.

Занятие №1-4.

Тема: «Утенок», «Гусь», «Петушок», «Поросенок».

Задачи: закреплять приобретенные графические навыки; повторить соответствующий речевой материал.


ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ


Сентябрь.


Тема: «Капельки», «Дорожка», «Бусы», «Столбики».


Задачи: познакомить детей с тетрадным листом; учить ориентироваться по клеточкам, правильно располагать точки по клеточкам; развивать точность в их расположении; воспитывать аккуратность и прилежание.


Материалы: тетради, простые карандаши, образцы.


Ход игры

Детям предлагается образец. Сначала дети запоминают текст, а затем приступают к работе. Первый этап – рисование в воздухе, а только потом работа в тетрадях. Свою работу дети сопровождают стихотворным текстом.


«Капельки»

Капельки упали на листок тетради.

Точечками стали на бумажной глади.

Уголки у клеточек заняли неспешно,-

Острый карандашик им помог, конечно.

«Дорожка»

Слева направо протянем дорожку

От детского сада – к родному порожку.

Не будет дорога петлять, загибаться,-

Мы не хотим на ней потеряться!

«Бусы»

Мы по линеечке ниточку тянем.

В уголке клеточек точки поставим

Вот получились на каждой из строчек

Бусы для мамы, бусы для дочек.


«Столбики»

Столбики бывают разной высоты,

Все они похожи на палки иль шесты.

Карандаш уверенно вниз ведем от точки,-Получились ровные палочки - шесточки


Октябрь.


Тема: « Забор повалился», «Зубцы», «Колечки».


Задачи: учить вести прямые линии сверху – вниз, слева – направо по разлиновке; развивать глазомер; воспитывать старание и ответственность.


Материалы: тетради на каждого ребенка, простые карандаши, образцы работ.


Ход игры

Детям предлагается образец работы. Читается стихотворный текст и предлагается детям его запомнить. Сначала показывается у доски, а затем в тетрадях. Во время работы следить за посадкой детей, за тем как дети произносят текст, сочетается ли он с работой в тетрадях. Если дети затрудняются произносить и писать одновременно, то им предлагается сначала произнести текст, а затем выполнить задание.


«Забор повалился».

Ветер подул, и забор повалился!

Но не упал, лишь слегка наклонился.


«Зубцы».

Стена крепостная в тетрадке растет.

По ней карандаш наш неспешно идет.

Зубцы появляются сразу меж строчек,

Бойцы за них спрячутся без проволочек.


«Колечки»

Колечки, колечки, нашли возле речки.

Обронили колечки белые овечки:

Шли мимо осинки, зацепились шерстинки,

Повисли на ветке, соберем их, детки.


Ноябрь.

Тема: «Волны», «Яйца», «Кирпичи».


Материалы: тетради на каждого ребенка, простые карандаши, образцы работ.


Ход игры

Детям предлагается образец работы. Читается стихотворный текст и предлагается детям его запомнить. Сначала показывается у доски, а затем в тетрадях. Во время работы следить за посадкой детей, за тем как дети произносят текст, сочетается ли он с работой в тетрадях. Если дети затрудняются произносить и писать одновременно, то им предлагается сначала произнести текст, а затем выполнить задание.

«Волны»


Гонит ветер волны, волны.

Хватит, ветер. Полно! Полно!

Успокойся, стань потише!

Волны сразу станут ниже!


«Яйца»


Наша курица Пеструшка

Очень славная несушка!

Раз, два, три, четыре, пять!

Что мы будем рисовать?

Яйца, что снесла Пеструшка,

Наша курица – несушка.


«Кирпичи»


Запасаем кирпичи, -

Плохо в доме без печи!

Наберем их, сколько нужно, -

И за печь возьмемся дружно!





Декабрь


Тема: «Пирожки», «Крючки», «Зонтик».

Задачи: учить детей размещать внутри клеточки полукруг и крючки, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за линии; воспитывать прилежание.

Материалы: простые карандаши, тетради.


Ход игры


С детьми разучиваются стихотворные формы.


«Пирожки»

Вот так славный пирожок!

« Ты не ешь меня дружок!

Не в печи я поднимался,-

Из тетради показался».

Полукруг рисуют детки

На своих листочках в клетки.


«Крючки».

Встал Никитка спозаранку,

Взял садок, с червями банку.

Он на речку собирался

И крючками запасался:

На сома, ерша, линя,

Карпа, язя, окуня.

«Зонтик»

Зонтик раскрываю,- слышится щелчок.

Половинка круга, ручка – как крючок.

На грибок похож он, что растет в лесу.

От дождя защиту я в руке несу.


Затем дается образец, и дети приступают к работе. Необходимо повторить правила письма и посадки.


Январь.


Тема: « Вишни»; « Сливы»; « Груша».


Задачи: учить зарисовывать внутри клеточек контуры простейших предметов; закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (круги, овалы); учить раскрашивать не выходя за линии.


Материалы: тетради в клеточку, простые карандаши, образцы.



Ход игры

Для работы детям даются тетради с образцом. Читаются стихотворения. Ведется работа над непонятными детям словами. Затем дети выполняют работу. Воспитатель оказывает помощь по мере необходимости.


«Вишни»

Вишни зреют между строк:

Раз кружок, и два кружок.

Между ними - галочка, -

Разломилась палочка.


«Сливы».

Сливы могут появиться и в тетрадях:

Посмотри!

Им поможем разместиться

В парных клеточках, внутри

Раз овал и два овал,-

Это каждый рисовал!

А теперь приладим крепко,

Лишь бы выдержала ветка!


«Груша»

Два привычных полукруга

Поместили друг на друга:

Сверху – малый, вниз – большой.

Что забыли мы? Постой!

Хвостик, - словно на беретке!

- Вот теперь я груша, детки!


Февраль.

Тема: « Огурцы»; « Морковь»; « Свекла»; «Помидор».


Задачи: продолжать учить детей зарисовывать внутри клеточек контуры простейших предметов; учить рисовать дуги и овалы; штриховать и раскрашивать рисунки.


Материалы: тетради в клеточку, простые и цветные карандаши, образцы работ.


Ход игры

Детям объясняется правила работы в тетрадях. Разучиваются стихотворные формы. Рассматривается образец, а затем дети приступают к работе.



«Огурцы»

Огурцы растут на грядках,

А еще - у нас в тетрадках.

Между строчек мы овалы

В клеточках нарисовали,

Положили на бочок,

Вместо хвостика – крючок!



«Морковь»

Из земли торчит пенек,

На затылке – хохолок.

Это - сладкая морковка,

Вниз растет ее головка,

Рассекая, словно клином,

Острым носом землю, глину.


«Свекла»

Вот сударушка свекла

Прилегла на грядке:

Нос уткнула в мягкий грунт,

Над землею – пятки.

Побурела от жары,

Корочкой покрылась,

Распушила сверху хвост:

«Ох, как притомилась!»


«Помидор»

Что за красный там сеньор?

Он зовется – помидор.

У него лоснится бок,

Глаз не видно из – за щек,

На затылке - хохолок:

К завиточку завиток.



Март.


Тема: «Баклажан», «Репа», «Лук», «Тыква».


Задачи: продолжать обучать детей рисованию овалов и полуовалов; закреплять имеющиеся знания; воспитывать культуру письма.


Ход игры

Детям объясняется правила работы в тетрадях. Разучиваются стихотворные формы. Рассматривается образец, а затем дети приступают к работе



«Баклажан»

Баклажан весь посинел:

Бок на солнце перегрел.

Голову убрал в тенек:

«Ох! И жаркий был денек!»


«Репа»

Репа –как головка сыра –

Золотиста и красива!

А в земле не поместилась,

Боком к грядке привалилась,

Вниз спустила длинный хвост:

Он в земле продолжит рост.

«Лук»

Книзу - кругло, вверх – остро,

А еще торчит перо:

Словно маленький фонтан

Он – мальчишка хулиган.

Про него и сказка есть,

Нам без слез его не съесть.

Нарисуем снизу челку,

Что похожа на метелку.

Вот такой он лук – лучок,

Желтый кругленький бочок.



«Тыква»

Тыква вроде бы из долек.

Только вот вопрос: из скольких?

Очень длинные овалы

Для нее нарисовали.

Разместили все по кругу.


Апрель.

Тема: «Чеснок», «Щавель», «Горох».


Задачи: продолжать обучать детей рисованию овалов и полуовалов; закреплять имеющиеся знания; воспитывать культуру письма.


Ход игры

Детям объясняется правила работы в тетрадях. Разучиваются стихотворные формы. Рассматривается образец, а затем дети приступают к работе.


«Чеснок»

Все зубки у чеснока

Разом сплющили бока,

Собрались тесней в кружок:

«Нарисуй меня, дружок!»


«Щавель»

Стрелы цель не поразят,

Их для щей сорвем мы с гряд.

Часть возьмем к себе в тетрадку,

Там расставим по порядку.


«Горох»

Редьке хвастался горох:

«Как защитник я не плох!

Не смотри, что хрупок с виду!

Я не дам себя в обиду!

Ведь стручки мои как меч,

Могут голову отсечь!»


Май.


Тема: Закрепление полученных знаний.


Задачи: закреплять приобретенные графические навыки; повторить соответствующий речевой материал.


Ход игры

Предложить детям тетради и сказать, что будем писать то, что они хотят. Следить за осанкой.

ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ


Сентябрь.


Тема: « Елочки»; «Грибочки»; « Желуди».

Задачи: закреплять умения детей рисовать прямые линии и по диагонали; рисовать геометрические фигуры; воспитывать взаимопомощь.

Материалы: тетради в клеточку, простые и цветные карандаши, образец.

Ход игры

Детям предлагается по образцу выполнить задание. Выучить стихотворную форму. Сначала дети пробуют рисовать в воздухе, а затем в тетрадях. Во время работы детям необходимо напоминать о правилах штриховки и раскраски рисунков.


«Елочки»

Елочки колючие, словно на парад,

Выстроились рядышком, образуя ряд.

Ствол у каждой елочки стройный и прямой

Мы его рисуем сверху – вниз с тобой.

Веточки наклонно свесились к земле,

Словно поклонились и тебе и мне.

Рядом - треугольники в елочки сложились,

Лес дремучий вырос, мы в нем заблудились.


«Грибочки»

На горочке, под елочкой увидели грибочек:

Шляпка полукруглая, ножка как кружочек.

Рядом, под листочком, спрятался другой.

Он такой же крепкий, с ножкою прямой.


«Желуди»

На полянке дуб растет,

Тень, прохладу всем дает.

В гости он завет друзей

Не жалеет желудей.

Угощает всех подряд:

Белок, зайчиков, мышат.

Подарил и нам в тетрадь.

Как подарок тот не взять!

Нарисуем для зверей

Много крепких желудей.


Октябрь.


Тема: « Паук и паутина»; « Листочки», «Жуки», «Стрекоза».


Задачи: продолжать закреплять умения рисовать предметы круглой, овальной форм, прямые линии и закругленные; развивать глазомер, точность; продолжать учить заштриховывать; воспитывать прилежание, старание.


Материалы: тетради в клеточку, простые и цветные карандаши, образец.


Ход игры

С детьми разучиваются стихотворные формы. Ведется работа по образцу. Дети прорисовывают рисунки в воздухе, а затем в тетрадях. Во время работы напоминать детям о правилах штриховки предметов.


«Паук и паутина»

Снеговик из трех комков,

А паук из трех кружков.

У него аж восемь лапок.

Он обходится без тапок.

Паутину сплел паук.

Нацепил ее на сук,

Пригласил к себе гостей:

Мух, комариков, шмелей.

Только гости не спешат,

В паутину не летят.


«Листочки»

Разные деревья дали нам листочки

Соберем их вместе, поместим на строчки.

Клеточки помогут вывести овалы.

Дуги и кружочки мы нарисовали.

Черенки приделаем к каждому листочку,

И при этом даже не зайдем за строчку.


«Жуки»

Чтоб жуков нарисовать,

Надо круг с овалом взять,

Разместить все это в клетках,-

Все жуки как будто в сетках.

Пара глаз, три пары лап.

Этот жук так хрупок, слаб!

А другой не жук, - жучище!

В обе стороны усищи,

На спине два ряда точек,-

Разместим их между строчек.


«Стрекоза»

Так легка и так изящна

Попрыгунья стрекоза!

Нарисуем ей головку

И огромные глаза.

Дальше – туловище с брюшком,

Крылья тонкие, и вот –

Над цветком она летает

И кружит как вертолет.


Ноябрь.


Тема: « Бабочка», «Кораблик», «Дельфины», «Кит».

Задачи: продолжать учить детей рисовать предметы разных геометрических форм, штриховать и раскрашивать предметы; развивать чувство вкуса, глазомер, умение сочетать стихотворную форму с письмом; воспитывать чувство ответственности за сделанную работу.

Материалы: тетради в клеточку, простые и цветные карандаши.


Ход игры

Разучить с детьми стихотворные формы, показать образец, провести работу в воздухе. Показать детям приемы штриховки.

«Бабочка»

Лепесточки – крылья,

Усики антенн.

Бабочку не будем

Брать сочками в плен!

Пусть себе порхает

В солнечный денек!

Кажется, что в небе

Кружится цветок!



«Кораблик»

Чтоб увидеть сини дали,

Мы корабль нарисовали,

И на нем пойдем в поход,-

Море нас к себе зовет.

Рассекает нос волну,

Парус бьется на ветру.

Брызги волн летят нам в лица,

У кормы дельфин резвится.

«Дельфины»

В море плещутся дельфины,-

Над водой лоснятся спины.

Волны режут плавниками,

Служат нам проводниками.

Наш корабль проводят в порт,

Груз доставят нам на борт,

Улыбнутся: «Не скучайте!

Завтра в море нас встречайте».


«Кит»

Словно остров, кит плывет

По тетради нашей.

У него огромный рот,

Но не ест он каши.

Ловит рыбок и рачков

В море – океане,

И купает всех подряд

Он в своем фонтане.


Декабрь.


Тема: «Рыбки», «Морж», «Лягушонок».


Задачи: продолжать учить детей сочетать речь с рисунком, рисовать предметы геометрических форм; развивать точность, умение плавно переходить от одной работы к другой; воспитывать старание, усидчивость.


Материалы: тетради в клеточку, простые и цветные карандаши.


Ход игры


Прочитать детям и запомнить вместе с ними стихотворные формы. Показать образец работы. Дети самостоятельно выполняют задание.


«Рыбки»

Рыбки плавали, резвились

И в тетрадках очутились.

Оказались словно в сетках, на страницах наших в клетках,

Чешуя – как завиток,

Хвост – от месяца рожок.

Плавничок торчит на спинке,

Губы – словно две маслинки.

«Морж»

Морж позировать мастак:

Сядет, ляжет этак, так!

Весь округлый и большой

Он от инея седой.

Два клыка торчат из пасти,

Вместо ног – четыре ласты.


«Лягушонок».

Раз уж сделали болото,

В нем как водится, смотри!

Поселился, квакнув громко

Лягушонок раз – два – три.

Раз – рисуем мы кружок.

Сверху будет рожица:

Дуги ровные – глазок….

Что ж, неплохо смотрится!

Два – от туловища лапки

В стороны топорщатся.

Три – на лапках перепонки,

Растянулась кожица!


Январь.


Тема: «Цапля», «Рак», «Краб», «На болоте».


Задачи: продолжать учить детей рисовать предметы разных геометрических форм, штриховать и раскрашивать предметы; развивать чувство вкуса, глазомер, умение сочетать стихотворную форму с письмом; воспитывать чувство ответственности за сделанную работу.



Ход игры

«Цапля».

Замерла в болоте цапля.

У нее голова – капля.

Шеи мраморный – изгиб,

Контур тела – словно гриб.

Клюв всегда готов к атаке,

Лишь услышит: «кваки – кваки..»,

Им стрелой пронзает воду,

Достает лягушку с ходу.

Миг, - и цапля замирает,

Вновь добычу поджидает.


«Рак».

Эти грозные доспехи

Рак надел не для потехи,

Весь покрыт щитками лат:

От усов до самых пят.

Он – боец зачинщик драк,

Перед ним пасует враг.


«Краб».

Краб кольчугу раздобыл

И на спину нацепил:

Вся в шипах, зато надежна!

В ней и спать спокойно можно!

Клешни выставил вперед:

Берегись морской народ!

«На болоте».

На болоте камышинки,

И огромные кувшинки!

Всей их прелести в тетрадь

Мы не сможем передать.

Камышинки все прямые,

Листья длинные такие!

Как кувшинки хороши,

Их рисуй и не спеши!



Февраль.


Тема: «Воробей», «Сова», «Попугай», «Павлин».


Задачи: продолжать закреплять умения рисовать предметы круглой, овальной форм, прямые линии и закругленные; развивать глазомер, точность; продолжать учить заштриховывать; воспитывать прилежание, старание.


Ход игры

«Воробей»

Воробей чирикает,

Скачет по дорожке.

Тут и там мелькает,

Собирает крошки.

Круглая головка,

Далее – овал,

Крылышки и хвостик…

Прыгать он устал!


«Сова»

Нарисуем мы сову,

Что живет в глухом лесу.

У нее умнейший вид.

На суку она сидит.

Зорким глазом видит сразу

Зайца, мышку и лису.


«Попугай»

Спорить попугай устал,

Сел на ветку задремал.

Я его портрет в тетрадь

Захотел нарисовать:

Круг – головка, хохолок,

Чуть прикрыт во сне глазок.

Получился как живой

Остроносый спорщик мой.


«Павлин»

Что за сказочная птица?

Каждый может подивиться!

На головке есть корона,-

Ясно, это не ворона!

Перья разом распушила,

Словно веер хвост раскрыла.

Нарядилась для смотрин.

Это щеголь наш – павлин!


Март.


Тема: «Журавленок», «Мышка», «Ежик», «Черепаха».


Задачи: учить детей правильно соединять предметы разных форм; сочетать стихотворную форму с письмом; закреплять умения ориентироваться на листе бумаги.


Ход игры

«Журавленок»

Журавленок – длинноножка,

Ты постой еще немножко!

Твой портрет к себе в тетрадь

Я хочу зарисовать.

Круг я сделаю сперва,-

Это будет голова.

Вот – овал, а сбоку _ хвостик,

Шея – словно длинный мостик.

Не забуду и про ножки,

Пусть шагают по дорожке!

«Мышка»

Мышка под полом живет,

Сало, хлебушек жует.

Побежала как- то в норку:

Отнести мышатам корку.

Тут ее мы увидали

И в тетрадь зарисовали:

Кнопка носик, длинный хвостик,

Спинка круглая как мостик,

Пара маленьких ушей….

Не боимся мы мышей!


«Ежик»

Мы повстречали его на дороге,

Мячиком он покатился под ноги.

Глазки блестели, носик пыхтел,-

Он испугать нас, наверно, хотел!

Из-под иголок – короткие лапки.

Ежик! Тебя мы рисуем в тетрадках!


«Черепаха»

Полукруглый панцирь – щит

Черепаху защитит.

Если надо, - спрячет в нем

Голову и лапки.

Заменяет в холод он

Шубку, шапку, тапки.



Апрель.


Тема: «Слон», «Зайчонок Зай», «Енот».


Задачи: продолжать обучать детей рисованию овалов и полуовалов; закреплять имеющиеся знания; воспитывать культуру письма.


«Слон»

Смотрим сзади на слона:

Ноги, хобот, голова.

Лопоухий этот зверь!

У него забавный хвост.

Все! Рисунок очень прост!

«Зайчонок Зай».

Полукруглая головка, -

Мы ее рисуем ловко!

Вот _ глазенки, словно сушки,

Щеки – пухлые ватрушки,

Ушки – длинные морковки,

Их приладим на головке.

Подбородок и носишко,

Лапки, длинные усишки…

Кто же это? Отвечай!

- Это наш веселый Зай!



«Енот»

Этот крошка, без сомненья,

Регулирует движенье.

Волк превысил скорость – стой!

Не рычи, не плач, не вой!

Полосатый жезл – хвост

Вмиг ГАИ укажет пост.


Май.


Тема: «Утенок», «Гусь», «Петушок», «Поросенок».


Задачи: закреплять приобретенные графические навыки; повторить соответствующий речевой материал.


«Утенок»

По воде плывет утенок,

А зерно клюет цыпленок.

Тот и этот – малышок,

Голова как кругляшок.

Тело – ровненький овал:

Это всякий рисовал!

Хвост задорно вверх торчит,

Клюв у каждого открыт.



«Гусь»

Гусь корабликом плывет.

За собой гусят ведет,

Те с пеленок любят воду,

В реку плюхаются с ходу!


«Петушок»

Петя, Петя, петушок!

Хвост, головка, гребешок.

На ногах твоих сапожки,

На бородушке – сережки.

Шейку тянешь и поешь,

На занятия зовешь.


«Поросенок»

Нарисуем пяточек.

Ротик маленький крючок.

Пару глаз, еще – два круга,

Поместим их друг на друга.

Не забудем и про ушки,

Их рисуем на макушке

Ножки, а на них – копытца.

Кто же должен получиться?

Славный розовый ребенок –

Симпатичный поросенок!




58




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!