СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ролевых и деловых игр на уроках « Основы светской этики»

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном обществе информационных коммуникативных технологий возникает проблема: как в классно-урочную систему внести привычные для ребенка XXI века формы деятельности – игру? Таким образом, разработка системы  дидактических игр сохраняет актуальность и в настоящее время.       Целью моей работы стал поиск новых игровых форм, ведь для большинства детей интересней играть, чем выполнять «скучные задания». 

Просмотр содержимого документа
«Использование ролевых и деловых игр на уроках « Основы светской этики»»

Использование ролевых и деловых игр на уроках

« Основы светской этики»


Учитель начальных классов ГБОУ ООШ с.Каменка

Толстова Алевтина Михайловна.


Давно известно, что игра – самый древний способ передачи знаний от поколения к поколению. Девочки играют в куклы, чтобы подготовиться к роли жены и матери, мальчики – в «солдатиков», чтобы стать главным защитником  в семье. Но мы, школьные учителя, часто предпочитаем игре с обучающимися серьезную дидактику. 
Уроки в комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»  в общеобразовательной школе ставят перед собой широкую задачу - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. 
В современном обществе информационных коммуникативных технологий возникает проблема: как в классно-урочную систему внести привычные для ребенка XXI века формы деятельности – игру? Таким образом, разработка системы  дидактических игр сохраняет актуальность и в настоящее время.
Целью моей работы стал поиск новых игровых форм, ведь для большинства детей интересней играть, чем выполнять «скучные задания». Только главным инструментарием игр, в отличие от прошлого века, стал компьютер.
На уроках «Основы религиозных культур и светской этики»  применяются элементы интерактивного воздействия. Интерактивные методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении, так как основаны на прямом взаимодействии учащегося со своим опытом. Интерактивные методы способствуют интенсификации процесса обучения и позволяют сделать знания более доступными, а также анализировать учебную информацию и творчески подходить к усвоению учебного материала.
Одним из ярких и интересных интерактивных методов обучения является игровое обучение (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры).
            В современной школе, делающей ставку на активизацию учебного процесса,  игровая деятельность используется в следующих случаях: 
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; 
- как элемент более общей технологии; 
- в качестве урока или его части (введение, контроль); 
- как технология внеклассной работы. 
         

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.
Урок, проводимый в игровой форме, требует определенных правил: 
Предварительная подготовка. Надо обсудить круг вопросов и форму проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность.  Подготовка игрового урока включает определение обязательных атрибутов игры, обязательная констатация результата игры, наличие жюри.  
 Выбор игры. Выбор игры, в первую очередь, зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать,  каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости и т. п.  
  Предложение игры детям. Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитания и желания ребенка. Игровые приемы предложения могут быть устного и письменного характера. В предложение игры входит объяснение ее правил и техники действий. Объяснение игры является моментом очень ответственным. Игру следует объяснять кратко и точно, непосредственно перед ее началом. В объяснение входит название игры, рассказ о ее содержании и объяснение основных правил.
Развитие игровой ситуации. Под развитием понимается изменение положения играющих, усложнение правил игры, смену обстановки, эмоциональное насыщение игровых действий. Участники игры социально активны постольку, поскольку никто из них не знает до конца всех способов и действий выполнения своих функциональных задач в игре. В этом заключен механизм обеспечения интереса и удовольствия от игры.

 Основные принципы организации игры: 
- отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; 
- принцип развития игровой динамики; 
- принцип поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей); 
- принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей; 
- принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам; логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил - от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания - к игровой инициативе, от локальных игр - к играм-комплексам, от возрастных игр - к безвозрастным, "вечным". 

Укажу лишь важнейшие из применя­емых типов: ролевые, деловые.

Ролевая игра характеризуется ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия обучающихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями. Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разнообразными: мини-спектакль, путешествие, дискуссия, пресс-конференция и др. Чтобы пробудить интерес к теме, можно применить следующие ролевые игры: «Найди ошибку», «Кто быстрее», «Закодированный ответ», «Моя семья», «Друзья».

В деловых играх на основе замысла моделируются жизненные ситуации и отношения. В рамках уроков применяются учебные деловые игры, например: «Что такое хорошо», «Добро и зло». Обучающиеся особенно любят, когда весь урок проходит в игровой форме. Разнообразие уроков зависит от фантазии учителя, многие формы можно почерпнуть из телевизионных игр, например: урок-сказка, урок-КВН, урок-путешествие, урок-смотр знаний, «Поле чудес».

Ролевая игра, участниками которой становятся обучающиеся, способствует тому, что у четвероклассников появилась после этого занятия возможность сформировать свою гражданскую позицию о перспективах национальной государственной политики, утвердиться в том, что обязанности человек добровольно принимает на себя и без принуждения и бескорыстно их выполняет.

В младшем школьном возрасте большое место продолжают занимать ролевые игры. Они характеризуются тем что, играя, школьник, берет на себя определенную роль и выполняет действия в воображаемой ситуации, воссоздавая поступки конкретного человека.

Играя, дети стремятся овладеть теми качествами личности, которые их привлекают в реальной жизни. Поэтому детям нравятся такие роли, которые связаны с проявлением смелости, благородства. В ролевой игре они начинают изображать и самих себя, стремясь при этом к позиции, которая не удается в действительности.

Так ролевая игра выступает как средство самовоспитания ребенка. В процессе совместной деятельности во время ролевой игры дети вырабатывают способы взаимоотношений друг с другом. По сравнению с дошкольниками младшие школьники больше времени затрачивают на обсуждение сюжета и распределение ролей, более целенаправленно выбирают их.

«Особое внимание следует обращать на организацию игр, направленных на формирование умений общаться друг с другом и с другими людьми».При этом педагогу необходимо использовать индивидуально-личностный подход к ребенку. Характерно, что очень стеснительные дети, которые сами не могут играть в сценах из-за своей стеснительности, довольно легко разыгрывают импровизированные сюжеты на куклах.



Примеры игр, используемых на урока ОСЭ

«Сильные и слабые» по теме «Что значит быть моральным»

Цель: дать понятия «слабый» и «сильный человек», учить определять их, формировать представление о милосердии и доброте, учить защищать слабых, воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам: хитрости, лживости, себялюбию, трусости, жесткости, лености.

Оборудование: иллюстрации с изображениями различных ситуаций в поведении людей, на которых помогают перейти дорогу ребёнку, защищают ребёнка от злой собаки, посыпают лед песком, делают кормушки, дерутся, стреляют из рогатки по птицам и т. д.

Ход игры: учитель приглашает детей рассмотреть иллюстрации. Данную ситуацию вместе обсуждают, анализируют ее, делают выводы, что такое хорошо, а что такое плохо. Обыгрывают ситуации между собой: дедушке в транспорте стало очень плохо, или малыш потерял маму в магазине. Что нужно сделать, чтобы помочь им?

«Семья» по теме « Род и семья-исток нравственных отношений»

Цель: формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.

Ход игры: учитель предлагает учащимся «поиграть в семью». Роли распределяются по желанию. Семья очень большая, у Бабушки предстоит день рождения. Все хлопочут об устроении праздника. Одни Члены семьи закупают продукты, другие готовят праздничный обед, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу. В ходе игры нужно наблюдать за взаимоотношениями между Членами семьи, вовремя помогать им.

«Добрые слова» по теме «Дружба»

Цель: помочь детям увидеть хорошие качества в людях.

Оборудование: мяч

Ход игры: дети встают в круг, учитель рассказывает сказку: «Жил-был злой волшебник. Всю свою долгую жизнь он ссорил детей и учил их говорить друг другу злые слова. И однажды этот волшебник решил поссорить всех людей на земле! Он взмахнул волшебной палочкой – и все люди на земле стали говорить друг о друге только плохо, а потом и вообще перестали разговаривать. Всем стало грустно и скучно. И тогда люди прогнали злого волшебника на необитаемый остров, а сами стали говорить друг другу только добрые и теплые слова, а все плохие забыли. А давайте вспомним, какими добрыми словами пользуемся мы, когда говорим со своими близкими людьми: мамами, папами, родными, друзьями». Все перечисляют: «милый», «умный», «добрый», «красивый», «нежный». Педагог говорит: «А ведь на самом деле в каждом человеке есть что-то очень хорошее. Давайте посмотрим друг на друга и попробуем это увидеть».Педагог предлагает взять мяч ребенку, назвать положительное качество своего соседа и передать ему мяч. И так по кругу, пока мяч не обойдет всех детей.

«Робинзоны» по теме «Свобода и моральный выбор человека»

Цель: развитие фантазии, находчивости, практических навыков, умения помочь в трудную минуту, поделиться, ободрить словом и делом, прийти на помощь.

Ход игры: с потерпевшего кораблекрушения судна на необитаемый остров попадают взрослые и дети. Они отсылают в бутылке записку с просьбой о помощи. Далее существуют две версии игры.

1. На остров с корабля попадают некоторые вещи. Нужно помочь робинзонам придумать новое применение известных вещей.

2. Собрать для Робинзонов посылку, сложив в нее оптимальный набор вещей, с помощью которых они смогли бы построить себе жилище, охотиться, готовить пищу и т. п.

Игра «Учитель и ученик» по теме «Нравственный поступок»

Нужно воспроизвести беседу учителя с учеником, который нарушил дисциплину и сорвал урок.

Один из учеников играет подростка, а другой - учителя.

Обсуждение. После проигрывания ситуации начинается общее обсуждение. Каждый член группы высказывает свое мнение и дает оценку





Ролевая игра «В магазине».

Один ученик изображает продавца, другой капризного покупателя. Задача продавца – нейтрализовать недовольство покупателя культурой обслуживания, доброжелательностью, улыбкой. В конце игры проводиться ее обсуждение, анализируется поведение каждого играющего, предлагаются свои варианты.

Ролевая игра «Познакомься со сверстником» по теме «Дружба»

Задача – найти необходимые слова, действия, чтобы поближе познакомиться с тем, кто тебе нравится.

Ролевые игры на развитие коммуникативных навыков:

а) попросить у товарища помощи в решении задачи;

б) предложить товарищу свою помощь;

в) позвонить по телефону заболевшему товарищу.

При выборе играющих классный руководитель старается привлечь к совместной игре обучающихся, которые в реальных условиях мало общались друг с другом, не испытывали симпатии друг к другу.

Обсуждение игры.

Игра «Волшебная палочка» по теме «Этикет»

По очереди каждый участник игры выступает в роли волшебника, при этом подходит к другому и говорит: «Превращаю тебя в…, потому что…» и превратить другого во что угодно. Анализируя результаты, педагог получает представления о симпатиях и антипатиях в группе.

Ролевые игры.

Разыгрываются ситуации:

а) два друга поссорились, один из них обращается к третьему и рассказывает о произошедшей ссоре;

б) два друга участвуют в соревнованиях, один из них становится победителем, второй выступает неудачно;

в) во время контрольной работы товарищ по парте просит помочь решить задачу.

Обсуждение итогов игры.

Сюжетно-ролевая игра «Помоги принцессе».

Злой дракон спрятал принцессу во дворце. По ходу сюжета дети отдают последний глоток волшебной воды для ее спасения, делятся сладостями с обитателями заколдованного леса. Особое внимание оказывается проявлению искренней доброжелательной поддержке своих товарищей. Чтобы добраться до дворца, дети должны найти себе помощников среди обитателей леса. Для этого нужно сказать лесным жителям что-либо приятное, отметить их внешность, манеру поведения, личностные качества.

Во время проведения этой игры роль принцессы была предложена педагогом девочке, относящейся к категории «изолированных», согласно констатирующему эксперименту, чтобы способствовать изменению к ней отношения со стороны обучающихся.

Обсуждение игры.

Ролевая игра «День рождение» по теме «Этикет»

Один из учащихся выступает в роли именинника, остальные – его гости. Задача именинника – организовать интересный разговор, игру и т.д. Задача гостей – вести себя таким образом, чтобы доставить удовольствие имениннику.

Ролевая игра «Мы через 10 лет после выпускного вечера».

К этой игре обучающиеся готовятся заранее. Им предлагается составить рассказ о себе, своей профессии, о том, с кем из товарищей он поддерживает отношения. Игра воссоздаёт ситуацию встречи бывших одноклассников, ставших взрослыми, получивших образование, профессию, создавших семью. Обучающиеся с удовольствием принимают предложение поиграть в игру-встречу, многие подготавливают для нее наглядный материал: сувениры для одноклассников, фотографии, привезенные из путешествий по различным странам, рисунки своих детей и т.д. Каждый ученик рассказывает о себе, о том, как сложилась его жизнь, о том, чего он достиг. Дети искренне радуются встрече друг с другом, «вспоминают» школьную жизнь, различные ситуации. Встреча заканчивается чаепитием и совместной песней.





Игра «Помоги другому» по теме «Нравственный поступок»

Ситуация. Катя пришла в школу в новом платье. На перемене, играя, она случайно порвала его. Зная, что дома предстоит объяснение с родителями, она очень расстроена.

Учитель распределяет роли учащимся. Задача, войти в доверие к девочке и успокоить ее. Несколько человек разрешают ситуацию. Далее обсуждается, как можно войти в доверие к человеку.

Делаются выводы, как можно расположить к себе человека, вызвать доверие.

Игра «Телефон доверия»

Один из учащихся работник службы доверия, а другой звонит ему со своей проблемой. Цель первого учащегося поддержать второго, найти для него слова утешения.

Игра «Лебедь, рак и щука» по теме «Дружба»

Цель игры определить умеют ли учащиеся класса договариваться м/у собой, идти на компромиссы.

Вывод


Благодаря определенному сюжету ролевой игры ребенок освобождается от многих негативных эмоций (страха, агрессии, нарушение поведения). Эмоции – непосредственное отражение, переживание сложившихся ситуаций, а не рефлексия. Они способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях. Игры выполняют большую коммуникативную роль. С их помощью ребенок учится устанавливать контакты.