СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование сюжетно-ролевых игр в рамках формирования основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников младшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье представлен опыт  использования сюжетно-ролевых игр в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.

Описаны возможности и преимущества использования сюжетно-ролевой игры при формировании у  детей младшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности.

 

Приведены примеры нескольких сюжетно-ролевых игр для воспитанников  второй младшей группы. Также  приведена методическая разработка занятия по мотивам сказки «Кошкин дом»

Просмотр содержимого документа
«Использование сюжетно-ролевых игр в рамках формирования основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников младшего дошкольного возраста»



«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

У ВОСПИТАННИКОВ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»





Главная цель по воспитанию безопасного поведения у воспитанников – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.  

Формирование основ безопасности жизнедеятельности воспитанников осуществляется в разных направлениях .Основные направления  – работа с детьми, работа родителями, педагогическим коллективом .                       Рассмотрим эти направления: Работа по воспитанию навыков безопасного поведения у воспитанников  конечно же начинается с выявления уровня их знаний и интересов.      

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности воспитанников в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования воспитанников о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту.  

На занятиях по ОБЖ дети тренируются самостоятельно разбираться в ситуации и реагировать на неё, опираясь на полученные ранее знания и собственный опыт. Ребёнок овладевает способностью быть предусмотрительным, оценивать и анализировать ситуацию, видеть возможные последствия      

Наряду с традиционными формами обучения в ДОУ, большое внимание уделяется организации различных видов деятельность и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим воспитанников, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Воспитанник попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и в – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Решение задач обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.

В нашем детском саду работе по формированию у воспитанников основ безопасного поведения ведется по нескольким направлениям и с использованием разнообразных методов и инструментов. Развивающая среда в группах сада насыщенна разнообразными игровыми материалами, имеется три типа игрового оборудования: игрушки-персонажи предметы оперирования, «маркеры игрового пространства». Подбор оборудования и материалов соответствует возрастным особенностям дошкольника. специального назначения.

Отдельно хотелось бы остановиться на сюжетно-ролевых играх и их влиянии на эффективность формирования у воспитанников младшего дошкольного возраста основ БЖ.

Через сюжетно-ролевые игры можно смоделировать ситуацию, проиграв которую, он сможет научиться определенным навыкам, и в последствии применить их в жизни. Через проигрывание конкретных ситуаций, например со сказочными героями, дети учатся адекватно реагировать и действовать в той или иной обстановке.

Также ролевые игры развивают ответственность, формируют навыки работы в коллективе.

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности воспитанников в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования воспитанников о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту.   

В рамках работы по формированию элементарных представлений о безопасности жизнедеятельности происходит привлечение воспитанников к участию в совместных играх по сюжетам на темы из окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, поездки на транспорте, а также литературных произведений «Колобок», «Айболит» К. Чуковского, «Кошкин дом».



Целью работы с детьми является формирование основных навыков по безопасности жизнедеятельности через проведение сюжетно-ролевых игр с детьми дошкольного возраста.

Этапы реализации задач по формированию элементарных представлений об основах безопасности жизнедеятельности можно разделить на следующие:

1 этап - заинтересованность воспитанников, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;

2 этап - ввести правила в жизнь воспитанников, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила;

3 этап - на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями.



На примере сюжетно-ролевой игры по мотивам сказки С.Я.Маршака «Кошкин дом» можно решить следующие задачи:



1. Формировать представления воспитанников о пожарной безопасности

2. Расширять представления воспитанников об опасных ситуациях и способах поведения в них

3. Формировать познавательный интерес у воспитанников к профессии «пожарный»

4. Обучать воспитанников игровым действиям. Продолжать учить воспитанников распределять игровые роли

5. Воспитывать чувство взаимопомощи, и товарищества



Предполагаемые результаты, которые планируется достичь:

  • У воспитанников сформируются представления о правильном поведении в опасной ситуации

  • Появятся навыки управления опасной ситуацией

  • Дети познакомятся с новыми профессиям



Отдельно нужно отметить важность предварительной работы для проведения сюжетно-ролевой игры:

  • Чтение с детьми стихотворения С.Я.Маршака «Кошкин дом»

  • Проведение информационной беседы на тему «Что делать, если случился пожар»

  • Подготовка иллюстраций к произведению

  • Подготовка необходимого инвентаря (пожарная машина, маски для воспитанников, макет домика)

В группе «Солнечные зайчики» сюжетно-ролевая игра «Кошкин дом», проводилась во второй половине дня. Перед игрой дети намечают общий план действий, объединяются в малые подгруппы, роли распределяют по жребию. Воспитанники старались отобразить в игре действительность.

Воспитатель во время игры формирует представление об опасных для человека ситуациях, способах поведения в них. Воспитатель не регламентирует игру воспитанников, вовлечение происходит по желанию воспитанников.

Основными проблемами при проведении сюжетно-ролевой игры являются то, что

некоторые дети могут не проявить интереса к игре .Данную проблему можно решить следующим образом: предложить ребенку роль помощника в проведении игры

Также, на занятии могут присутствовать дети, которые отсутствовали на этапе предварительной работы – эту трудность можно минимизировать путем усиления работы в начале игры: проработать сюжетную линию, вспомнить детали произведения, роли героев.



Далее представлена сюжетно-ролевая игра«Айболит».

Задачами этой игры выступали:

1. Формировать представления воспитанников о здоровом образе жизни, возможностях заболеваний

2. Расширять представления воспитанников о болезнях, способах профилактики самых распространённых заболеваний

3. Формировать познавательный интерес у воспитанников к профессии «врач»

4. Обучать воспитанников игровым действиям. Продолжать учить воспитанников распределять игровые роли

В рамках предварительной работы было проведено:

  • Чтение сказки «Айболит»

  • Проведение информационной беседы на тему «Зачем нам витамины и где их можно встретить»

  • Подготовка иллюстраций к произведению

  • Подготовка необходимого инвентаря (шляпки, инструмент для осмотра).



Сюжтно-ролевая игра занимает знаительное место в процессе формирования основ безопасности жизнедеятельности.

В заключение хотелось бы отметить, что Использование сюжетно-ролевых игр позволяет: формировать представления об адекватном поведении в неожиданных ситуациях,

формировать навыки самостоятельного принятия решений, воспитывать чувство ответственности за свои поступки.