«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
У ВОСПИТАННИКОВ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у воспитанников – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности воспитанников осуществляется в разных направлениях .Основные направления – работа с детьми, работа родителями, педагогическим коллективом . Рассмотрим эти направления: Работа по воспитанию навыков безопасного поведения у воспитанников конечно же начинается с выявления уровня их знаний и интересов.
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности воспитанников в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования воспитанников о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту.
На занятиях по ОБЖ дети тренируются самостоятельно разбираться в ситуации и реагировать на неё, опираясь на полученные ранее знания и собственный опыт. Ребёнок овладевает способностью быть предусмотрительным, оценивать и анализировать ситуацию, видеть возможные последствия
Наряду с традиционными формами обучения в ДОУ, большое внимание уделяется организации различных видов деятельность и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим воспитанников, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Воспитанник попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и в – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.
Решение задач обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.
В нашем детском саду работе по формированию у воспитанников основ безопасного поведения ведется по нескольким направлениям и с использованием разнообразных методов и инструментов. Развивающая среда в группах сада насыщенна разнообразными игровыми материалами, имеется три типа игрового оборудования: игрушки-персонажи предметы оперирования, «маркеры игрового пространства». Подбор оборудования и материалов соответствует возрастным особенностям дошкольника. специального назначения.
Отдельно хотелось бы остановиться на сюжетно-ролевых играх и их влиянии на эффективность формирования у воспитанников младшего дошкольного возраста основ БЖ.
Через сюжетно-ролевые игры можно смоделировать ситуацию, проиграв которую, он сможет научиться определенным навыкам, и в последствии применить их в жизни. Через проигрывание конкретных ситуаций, например со сказочными героями, дети учатся адекватно реагировать и действовать в той или иной обстановке.
Также ролевые игры развивают ответственность, формируют навыки работы в коллективе.
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности воспитанников в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования воспитанников о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту.
В рамках работы по формированию элементарных представлений о безопасности жизнедеятельности происходит привлечение воспитанников к участию в совместных играх по сюжетам на темы из окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, поездки на транспорте, а также литературных произведений «Колобок», «Айболит» К. Чуковского, «Кошкин дом».
Целью работы с детьми является формирование основных навыков по безопасности жизнедеятельности через проведение сюжетно-ролевых игр с детьми дошкольного возраста.
Этапы реализации задач по формированию элементарных представлений об основах безопасности жизнедеятельности можно разделить на следующие:
1 этап - заинтересованность воспитанников, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;
2 этап - ввести правила в жизнь воспитанников, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила;
3 этап - на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями.
На примере сюжетно-ролевой игры по мотивам сказки С.Я.Маршака «Кошкин дом» можно решить следующие задачи:
1. Формировать представления воспитанников о пожарной безопасности
2. Расширять представления воспитанников об опасных ситуациях и способах поведения в них
3. Формировать познавательный интерес у воспитанников к профессии «пожарный»
4. Обучать воспитанников игровым действиям. Продолжать учить воспитанников распределять игровые роли
5. Воспитывать чувство взаимопомощи, и товарищества
Предполагаемые результаты, которые планируется достичь:
У воспитанников сформируются представления о правильном поведении в опасной ситуации
Появятся навыки управления опасной ситуацией
Дети познакомятся с новыми профессиям
Отдельно нужно отметить важность предварительной работы для проведения сюжетно-ролевой игры:
Чтение с детьми стихотворения С.Я.Маршака «Кошкин дом»
Проведение информационной беседы на тему «Что делать, если случился пожар»
Подготовка иллюстраций к произведению
Подготовка необходимого инвентаря (пожарная машина, маски для воспитанников, макет домика)
В группе «Солнечные зайчики» сюжетно-ролевая игра «Кошкин дом», проводилась во второй половине дня. Перед игрой дети намечают общий план действий, объединяются в малые подгруппы, роли распределяют по жребию. Воспитанники старались отобразить в игре действительность.
Воспитатель во время игры формирует представление об опасных для человека ситуациях, способах поведения в них. Воспитатель не регламентирует игру воспитанников, вовлечение происходит по желанию воспитанников.
Основными проблемами при проведении сюжетно-ролевой игры являются то, что
некоторые дети могут не проявить интереса к игре .Данную проблему можно решить следующим образом: предложить ребенку роль помощника в проведении игры
Также, на занятии могут присутствовать дети, которые отсутствовали на этапе предварительной работы – эту трудность можно минимизировать путем усиления работы в начале игры: проработать сюжетную линию, вспомнить детали произведения, роли героев.
Далее представлена сюжетно-ролевая игра«Айболит».
Задачами этой игры выступали:
1. Формировать представления воспитанников о здоровом образе жизни, возможностях заболеваний
2. Расширять представления воспитанников о болезнях, способах профилактики самых распространённых заболеваний
3. Формировать познавательный интерес у воспитанников к профессии «врач»
4. Обучать воспитанников игровым действиям. Продолжать учить воспитанников распределять игровые роли
В рамках предварительной работы было проведено:
Чтение сказки «Айболит»
Проведение информационной беседы на тему «Зачем нам витамины и где их можно встретить»
Подготовка иллюстраций к произведению
Подготовка необходимого инвентаря (шляпки, инструмент для осмотра).
Сюжтно-ролевая игра занимает знаительное место в процессе формирования основ безопасности жизнедеятельности.
В заключение хотелось бы отметить, что Использование сюжетно-ролевых игр позволяет: формировать представления об адекватном поведении в неожиданных ситуациях,
формировать навыки самостоятельного принятия решений, воспитывать чувство ответственности за свои поступки.