ГОУ ТО « Донская школа №1 »
Использование сказкатерапевтических методов в работе
с детьми
Слайд№1
Подготовила
Кузьмина Ирина Викторовна
учитель начальных классов
г.Донской,2016
Сказка это :
- « Вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание» В. Даль.
- «Повествовательное, обычное народно-поэтическое, произведение и вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил» С. Ожегов.
Слайд№3
Сказкатерапия это:
- это лечение сказками, т.е. совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими;
- это процесс активизации ресурсов, потенциала личности;
- это процесс экологического образования и воспитания ребенка;
- это процесс улучшения внутренней природы и природы мира вокруг нас;
Слайд№4
Сказкотерапия это:
- это лечение сказками, т.е. совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими;
- это процесс активизации ресурсов, потенциала личности;
- это процесс экологического образования и воспитания ребенка;
- это процесс улучшения внутренней природы и природы мира вокруг нас;
Слайд№4
Цели и задачи сказкотерапии
- Предметом сказкотерапии является процесс воспитания внутреннего мира ребенка.
- Цель сказкотерапии – активизация в человеке творческого созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания, знакомство с основными психологическими понятиями.
- Главной задачей сказкотерапии является гармонизация внутреннего мира человека.
Слайд№5
Задачи сказкотерапии
- 1. Снижение уровня тревожности и агрессивности у детей.
- 2. Развитие умения преодолевать трудности и страхи.
- 3. Выявление и поддержка творческих способностей.
- 4. Формирование навыков конструктивного выражения эмоций.
- 5. Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
Слайд№6
Принципы сказкотерапии
1. Принцип осознанности.
2. Принцип жизненной силы (поиск резерва и ресурса).
3. Принцип многогранности.
4. Принцип связи с реальностью.
Слайд№7
Психологические потребности ребенка:
- а втономность , которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;
- активность , которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликнуться на состояние партнеров;
- социальная компетентность , которая состоит из нескольких компонентов :
мотивационного , включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия);
когнитивного , связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.;
поведенческого , который, связан с выбором адекватных ситуаций, способов общения.
Слайд№ 8
Условия работы со сказками
- При чтении или рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства.
- Во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо психолога и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами.
- Нельзя допускать затянувшихся пауз.
- Для индивидуальной или групповой работы может быть предложена любая сказка, ее необходимо прочитать вслух.
- Ситуация не должна иметь правильного готового ответа.
- Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки.
- Ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.
- Сказки должны подходить ребенку по возрасту.
Слайд№9
Типология сказок
Концепция комплексной сказкотерапии базируется на пяти видах сказок (по Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д):
1. Художественные сказки:
- народные;
- сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных;
- бытовые сказки;
- страшные сказки;
- волшебные сказки;
- авторские.
2. Дидактические сказки.
3. Психокоррекционные сказки.
4. Медитативные сказки.
5. Психотерапевтические сказки.
Слайд№ 10
Идеи народных сказок
- Окружающий нас мир – живой. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает.
- Ожившие объекты окружающего мира имеют право на свою собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.
- Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.
- Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.
Слайд№1 1
Слайд№2
Дидактические сказки
Алгоритм дидактической сказки-задания:
- Введение в сказочную страну, в которой живет одушевляемый символ. Рассказ о нравах, привычках, жизни в этой стране.
- Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые сказочные персонажи (дракон, Кощей), стихийные бедствия (ураган, ливень), тяжелое эмоциональное состояние (скучно, тоскливо, отсутствие друзей).
- Обращение к ребенку. Только человек с пылким сердцем и знаниями может все спасти. Поэтому, чтобы восстановить страну, нужно выполнить определенное задание.
Слайд№1 2
Психокоррекционные сказки
Алгоритм психокоррекционной сказки:
1) Подбор героя близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.
2) Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
3) Далее помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка.
4) Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям.
5) Герой понимает свою неправоту и встает на путь изменений.
Слайд№1 3
Ребенок ведет себя плохо, если:
- Он желает привлечь к себе внимание. В этом случае в коррекционной сказке будут содержаться модели социально приемлемых, положительных способов привлечения внимания.
- Он желает властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками. При этом в психокоррекционной сказке может быть предложена, позитивная модель проявления лидерских качеств (ибо власть связана с выраженными лидерскими качествами): хороший предводитель. прежде всего заботиться о своих друзьях.
- Он желает за что-то отомстить взрослому. При этом в психокоррекционной сказке есть указание на искаженное видение героем проблемы и конструктивная модель поведения.
- Ему страшно, тревожно, он желает избежать неудачи. В этом случае герои коррекционной сказки оказывают главному герою поддержку и предлагают способы преодоления страха.
- У него не сформировано чувство меры. В этом случае психокоррекционная сказка может довести ситуацию до абсурда, показывая последствия поступков героя, и оставляя выбор стиля поведения за ним.
Солайд№1 4
Психотерапевтическая сказка
- Сказки, врачующие Душу, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий.
- Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, повторяющимся событиям, Любви и Пути. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны: там, где нам нужно перейти в область Философии событий и взаимоотношений. В зависимости от ситуации и стоящих перед нами целей, мы можем обсуждать сказки или оставлять клиента в размышлении, а также давать читать на дом.
Слайд№1 5
Медитативные сказки
1 . Медитативные сказки, направленные на осознание себя в настоящем, «здесь и сейчас». Они ориентированы также и на развитие различных видов чувствительности: зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, тактильной и кинестетической.
2. Медитативные сказки, отражающие образы «идеальных» взаимоотношений: между родителями и детьми, друзьями, человеком и окружающим миром.
3. Медитативные сказки, направленные на поддержку потенциала личности, раскрытие Философии взаимоотношений и самореализации.
Слайд№1 6
Общие условия для проведения медитативных сказок и медитаций
- В помещении для занятий должно быть тепло, но не душно. Холод вызывает непроизвольное напряжение мышц.
- Освещение должно быть мягким и теплым. Не нужно добиваться полной темноты.
- Удобная поза. Можно предложить ребенку закрыть глаза, если он захочет.
- Ритуал входа и выхода из медитативной сказки предполагает неторопливость и постепенность.
Слайд№1 7
Основные методы сказкотерапии
По мнению Чех Е.В можно выделить несколько методов сказкотерапии:
1.Сочинение и рассказывание сказки.
2.Рисование сказки.
3.Рассказывание сказки.
4.Изготовление кукол.
5.Медитация на сказку.
6.Сказкотерапевтическая диагностика.
Слайд№1 8
Творческие методы работы со сказками
• Сказка от смешного стишка. • Сказка от считалки. • Сказка от загадки. • Сказка от задачки. • Из сказки - задачку. • Сказки от просто стишков. • Сказки от потешек, кричалок и других форм малого фольклора. • Перевирание сказки. • Сказки от шуточных вопросов. • Сказки от одного слова. • Сказка от пословицы. • Имя и сказка. • Сказки про самого себя.
Слайд№1 9
Слайд№20
Спасибо за внимания.