Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21»
Мастер – класс:
«Использование современных методов обучения в единстве урочной и внеурочной образовательной среды»
Учитель начальных классов
Бородавкина Л.С.
г. Старый Оскол
«Использование современных методов обучения в единстве урочной и внеурочной образовательной среды»
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра»
Джон Дьюи
I шаг. Презентация педагогического опыта мастера.
В классе, на базе которого проводилось исследование, 25 человек. Обучение велось по обновлённой традиционной программе УМК «Школа России».
Среди данных семей нет неблагополучных и проблемных семей. Социальная среда достаточно разнообразна: служащие - 60 %, рабочие - 23 %, безработные -17 %. Преобладают семьи, где родители имеют высшее образование - 53 % (средне-специальное - 39 %, среднее - 8%). Третья часть класса, в котором проводится данное исследование, занимаются музыкальным и изобразительным творчеством в учреждениях дополнительного образования.
Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость в использование современных методов обучения в единстве урочной и внеурочной образовательной среды, внедрения государственных стандартов второго поколения. Учитель должен не только понимать, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Без хорошо продуманных методов и приемов обучения сложно организовать усвоение программного материала. По моему мнению, этому способствуют современные формы и методы обучения. Появление современных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование учебной деятельности и развитие познавательных интересов, и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.
Избрав определённый диагностический инструментарий, автор мастер класса провел мониторинговое исследование развития познавательного интереса и положительной учебной мотивации у младших школьников на основе игровых технологий. («Потребность в поисках ощущений» Г.А. Цукерман; экспресс-диагностика по методике Л.А. Ясюковой; индивидуальная и групповая работа по методике А. Лурия, Л.Цветковой; тест «Рисуночный» А.Л. Венгер)
Данные мониторинга представлены в таблице
:
| Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
1класс | 36% | 46% | 18% |
2класс | 30% (-6%) | 45% (-1%) | 25% (+7%) |
3класс | 15% (-13%) | 52% (+7%) | 33% (+8%) |
Динамика | - 19% | +6% | +15% |
Представленные результаты свидетельствуют о положительной динамике отслеживаемых показателей. Так, из 25 учащихся 3-го класса высокий уровень развития познавательных интересов показали 33% учащихся, что на 15% выше, чем в 1 классе. Низкий уровень уменьшился на 19% по сравнению с 1 классом.
![]()
Результаты исследования убеждают в значимости организации и проведения с использованием современных методов обучения в единстве урочной и внеурочной образовательной. Таким образом, оценка результатов свидетельствует о том, что разработанные занятия для развития познавательных интересов младших школьников являются эффективными.
2 шаг. Представление системы уроков
Для каждого этапа урока использую свои современные методы обучения, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
Динамично помогают начать урок такие методы, как:
«Галерея портретов»,
«Подари подарок другу»,
«Поздоровайся локтями»,
«Улыбнемся друг другу»,
«Ладошка желаний».
Учащиеся, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствуют установлению контакта между ребятами в течение нескольких минут.
Очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как:
«Удивление»,
«Дерево ожиданий»,
«Солнышко и туча»,
«Осенний сад»
позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода. Методы заключаются в следующем. Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.
- Уважаемые коллеги, предлагаю методический приём «Удивление».
-Прежде чем раскрыть секрет нашего педагогического мастерства, я предлагаю вам решить такой пример: загадайте число. Прибавьте столько же. Прибавьте 10. Разделите на два. Отнимите задуманное. В результате у всех должно получиться число - 5.
Актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести учащихся к изучению новой нового материала помогают следующие методы:
При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Для работы над темой урока используются метод «Ульи» - обсуждение в группах.
«Кластер» (может быть использован на разных этапах урока). Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее.
«Инфо-угадайка» - учителем дается ряд вопросов, работа в группах. (На доске слова: 1 столбик-мышь, дочь, ложь; 2 столбик – шалаш, грач, малыш. Сравните слова каждого столбика. Итог, на доске появляется группа карточек сущ., без Ь, с Ь, жен. род и муж. род. Формулируем тему.
«Мозговой штурм» - на доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Ученикам предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы. Постепенно исчезают «белые пятна»; отчетливое разделение общего потока полученной информации способствует лучшему восприятию материала. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у детей, учитель дает ответы на них.
Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении. «Четыре стихии» (Чистякова М.И. Психогимнастика) Это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах.
На этапе закрепления изученного материала можно использовать такие методы:
- «Автобусная остановка»
- «Инфо-карусель»
- «Инсерт» или «Пометки на полях». Он позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с маркировочными знаками и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях статьи учебника или специально подобранного текста. Пометки должны быть следующие.
+ знаю
- не знаю
? хочу узнать подробнее
! узнал новое
Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.
Например, итогом изучения темы «Имя существительное» в 3 классе является разбор имени существительного как часть речи. У детей памятки «Порядок разбора существительного». После применения метода у ученика появились такие знаки. После этого ученик может самостоятельно искать ответ на свой вопрос, используя учебник или обратиться за помощью к классу (работа в группах), или данный вопрос может стать целью урока.
Метод «Творческая мастерская» применяется на обобщающих уроках литературного чтения и окружающего мира. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, на уроках труда изготавливают блокноты, книги необычных форм. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. Предварительно необходимо составить план размещения принесенного на урок материала, оформления титульного листа. На работу отводится 20 – 25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект. В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в настоящую творческую мастерскую. В конце урока появляются замечательные творения. Каждое решение уникально, выразительно. Научиться дружно, работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов - главная цель этого урока.
Также на этом этапе хорошо использовать метод "Синквейн".
Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:
На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна. Например, составим синквейн слова «лиса» (к уроку литературного чтения)
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих
тему синквейна (хитрая, рыжая).
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,
относящиеся к теме синквейна (обманула, съела, прехитрила)
На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленная учеником предложение в контексте темы (Хитрая лиса всех обманула)
Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение (плутовка)
Этот метод хорошо использовать на уроках русского языка при изучении «словарных слов».
Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка», Мудрый совет», «Итоговый круг».
«Ромашка» - 1. Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне. 2. Берет чистый лепесток. Пишет вопрос другой группе, вывешивает вопрос перевернув. С доски другая группа берет лист, читает и выполняет участник, дополняют другие.
«Мудрый совет» - Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые еще не совсем поняли тему урока или не изучали тему (младшим). Совет анализируется группой-соседкой.
«Итоговый круг» - Учитель дает минуту! Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу).
Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет мне скорректировать урок на будущее.
Предлагаю вам проделать метод «Ромашка»
На этапе рефлексии можно применить следующие методы:
- «Незаконченное предложение»
- «Телеграмма»
Использование современных методов обучения в единстве урочной и внеурочной образовательной среды помогают - развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
Уроки и занятия с использованием современных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому не могут совладать со своими эмоциями, поэтому на уроках и занятиях создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.
Таким образом, использование современных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию урочной и внеурочной деятельности, но и как в любой методике есть особенности. А применять ее или нет, это уже дело учителя и его творчества.
3 шаг. Имитационная игра.
- Уважаемые коллеги, предлагаю методический приём «Удивление».
-Прежде чем раскрыть секрет нашего педагогического мастерства, я предлагаю вам решить такой пример: загадайте число. Прибавьте столько же. Прибавьте 10. Разделите на два. Отнимите задуманное. В результате у всех должно получиться число - 5.
Отгадайте загадки и узнаете, о чем мы сегодня будем говорить:
Шумят повсюду поезда,
И едут люди кто куда.
Со всех сторон, со всех концов,
Кто ждёт прибытий поездов.
Того мы приглашаем в зал,
Что называется… (вокзал)
2. В нём есть картины удивительные,
Картины редкие и восхитительные.
Но покупать их не позволят.
Не потому, что много стоят.
Ведь это клад страны моей,
Не магазин здесь, а… (музей)
3. Здесь можно опустить письмо,
Отправить телеграмму.
По телефону позвонить
В командировку маме.
Ты можешь здесь купить конверт
Послать посылку срочно.
Всем передать большой привет
Ведь это здание- … (почта)
4 . Люди в белом, не скучают,
Не сидят без дела,
Курс леченья назначают
Эти люди в белом.
Если кто- то заболел
Все идут лечиться
В городскую, областную,
Детскую… (больницу)
5. Если холодильник пуст,
Кушать если нечего,
Нет ни хлеба, ни капусты,
Масла нет и гречки.
Ты сюда входи скорей
И бери корзину,
Покупай, что повкуснее
В нашем… (магазине)
- Где все это мы можем встретить?
Значит о чем мы сегодня будем говорить? ( о городе)
- А какой город вам самый родной? ( Старый Оскол)
Сформулируйте тему « Мой город – Старый Оскол»
Наше путешествие продолжается и следующая остановка – памятные места нашего города.
Работа в группах.
Найдите соответствие изображения и описания:
Мемориал в Атаманском лесу
Этот мемориальный комплекс, расположенный за чертой города, - один из многих военных памятников Старого Оскола. «Атаманский лес» возник в память о тех советских солдатах, которые погибли, защищая город. Мемориал был открыт к 35-летию Великой Победы
МЕМОРИАЛ «СКОРБЯЩАЯ МАТЬ» Это памятный знак жертвам фашизма. Он установлен в 1985 году на ул. Ленина на месте расстрела фашистами мирных жителей. На кирпичной стене в тёмном проёме мы видим большие натруженные руки женщины, закрывающие лицо. Это символ скорби, неутешного горя, обобщённый образ матери, оплакивающей своих сыновей.
ПАМЯТНИК ЖЕНЩИНАМ - СТРОИТЕЛЯМ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
«СТАРЫЙ ОСКОЛ - РЖАВА» Памятник-мемориал посвящен подвигу женщин – строителей железной дороги Старый Оскол – Ржава. В рекордно короткие сроки, всего за 32 дня, с 15 июня по 15 июля 1943 года они проложили 95 км железнодорожного пути, во многом обеспечив победу советских войск на Огненной дуге летом 1943 года.
Памятник маршалу Г.К. Жукову
Георгий Константинович Жуков – полководец, Маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза. Во время Великой Отечественной войны командовал фронтами.
-Помнит Старый Оскол своих мужественных защитников. А памятники напоминают всё новым и новым поколениям старооскольцев: «Вечная слава защитникам земли Старооскольской!»
- А вот остановка «Современный Старый Оскол». Старый Оскол сегодня – это большой промышленный и культурный город. Какие предприятия вы знаете?
Работа в группах. Возьмите, пожалуйста, конверт «Пазл», и соберите изображение и озвучьте, что у вас получилось?
Физкультминутка. Выполним упражнения. «Да - нет» если есть у нас в городе такой микрорайон – вы поднимаете руки вверх, а если нет приседаете. Горняк, Журавлики, Лебединец, Шахтёр, Рудничный, Железный, Юность, Пожилой, Западный, Южный, Северный, Национальный, Приборостроитель, Интернациональный, Берёзовый, Парковый, Лесной, Лунный, Звездный.
- Но не только предприятиями и культурными центрами славится наш город. А чем же ещё? Об этом мы узнаем на остановке «Гордость Оскола».
А чтобы определить какие люди прославили наш город, возьмите, пожалуйста, конверт «Люди», и соберите предложение. Работа в группах.
Ерошенко Василий Яковлевич – писатель, переводчик, путешественник, педагог, музыкант.
Эрденко Михаил Гаврилович – скрипач, педагог, просветитель, заслуженный деятель искусств.
Четырёхкратный чемпион мира по боевому самбо, мастер спорта международного класса по дзюдо Фёдор Емельяненко
Сестры Гончаровы Ольга Михайловна и Наталья Михайловна воссоздали традиции старооскольской глиняной игрушки
У нас в городе есть красивый дом – Художественный музей. Экспозиции музея очень богаты. Прославили наш город и мастера глиняных игрушек сестры Гончаровы Ольга Михайловна и Наталья Михайловна, которые воссоздали традиции старооскольской глиняной игрушки. Старооскольская глиняная игрушка отличается яркостью и самобытностью. Они и многие другие были удостоены звания «Почётный гражданин Старого Оскола». Сейчас прославляют честь нашего города выдающиеся спортсмены, замечательные художественные коллективы, известные труженики, народные умельцы. Благодаря им знают наш город во всём мире.
4 шаг. Моделирование.
Я предлагаю вам составить синквейн- «Старый Оскол»
5 шаг. Рефлексия.
Метод «Солнце» Цель: подведение итогов. Предлагаю вам на лучиках солнца написать свои впечатления мастер – класса. И в заключении хочу пожелать всем успехов в нашей работе. «То, что я хочу познать - это яблоня, что я познаю – это ветвь яблони, то что я передам ученику – это яблоко, то, что он возьмет от меня это семечко. Но из семечка, может вырасти яблоня!». Удачи вам!