Информация об использовании современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий
Сравнительный анализ данных диагностики ежегодно показывает положительную динамику уровня развития детей, что подтверждает эффективность использования современных образовательных технологий и методик. У детей развивается выносливость в различных видах деятельности, повышается умственная работоспособность, усидчивость, они становятся выдержаннее и внимательнее. И самое главное то, что улучшается эмоционально-двигательная сфера ребёнка.
Работа воспитателя строится по принципу: «уча других – учишься сам». На занятиях педагог выступает в роли помощника, а не педагога. Именно такой прием активизирует активность ребенка, способствует самостоятельности и самовыражению. Во время занятий у детей улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. И еще каждый малыш должен знать, что он важен и нужен.
Обучение ведётся через дидактические, развивающие игры. Воспитатель работает в соответствии с современными требованиями, владеет формами и методами активного обучения, использует на занятиях групповую и индивидуальную работу с детьми. Широко использует в своей работе ТСО и новые информационные технологии.
Задача педагога заключается в том, чтобы помочь детям проявить собственные потенциальные возможности данные ему от рождения, а они есть у каждого. Дружба и понимание детей помогает ей находиться в их удивительном мире детства.
Деятельность воспитанников и качество усвоения программного материала находятся под постоянным контролем воспитателя. Результат - дети с удовольствием работают на занятиях, получают эмоциональный подъём, выявляют у себя позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость.
Используя в работе комплексное сочетание методик и технологий в системе занятий, добилась следующих результатов:
1. У детей повысился интерес к занятиям.
2. Увеличился уровень их физической подготовленности, развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости.
3.Продолжают развиваться психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности.
4.Происходит воспитание нравственных качеств, коммуникабельности.
5.Созданы условия для положительного психоэмоционального состояния детей, благоприятно отражающиеся на здоровье каждого ребенка.
В центре всей образовательной системы - уникальная целостная личность ребенка.
Воспитатель использует технологию личностно-ориентированного взаимодействия, создает необходимый тон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества с каждым ребенком. Она всегда приветлива, привлекает их к совместной музыкальной деятельности, позволяет проявлять инициативу. Работа ведется в группах, парах, индивидуально.
Личностно – ориентированные технологии
Личностно – ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. Они обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития ребенка. Личностно – ориентированным называется обучение, при котором во главу ставится личность ребёнка, его самобытность. Субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.
Вывод: Результатом использования личностно – ориентированных технологий стало обеспечение рационального и эмоционального единства в обучении, что благоприятно отразилось на произвольности мотивации детей.
Опираясь на то, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, большую роль педагог отводит применению игровых технологий, считая их наиболее эффективными.
Игровые технологии
Игра, наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Являясь развлечением, игра способна перейти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Целью использования игровых технологий Гришакова С.В. считает: социально-личностное развитие детей; повышение уровня познавательных и творческих способностей; формирование базиса личностной культуры. В ее арсенале - применение таких современных педагогических технологий, как социализация детей, формирование адекватных возрасту средств общения с взрослыми и сверстниками по технологии Е.Е. Шулешко, В.М. Букатова «Социо-игровые подходы к педагогике».
Педагог использует следующие формы общения: игровые, познавательные, развлекательные и конкурсные программы; игры- путешествия; игры с пением русские народные и современные; игры- драматизации, разыгрывание спектаклей, занятия, праздники, организует досуги.
В своей работе воспитатель активно применяет игровые технологии обучения:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения темы, понятия;
- как элементы более обширной технологии;
- в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технология кружковой технологии (интеллектуальные игры, дидактические игры и т. д.)
Вывод: В результате систематического использования игровых технологий, программу к концу учебного года усвоили даже детьми с низкими возможностями. Повысился темп работы на занятиях, возросла активность дошкольников. Повысился интерес к занятиям, следовательно – интегративные качества воспитанников - познавательная активность, коммуникабельность, общительность, самостоятельность, любознательность.
Результаты диагностики уровня развития интегративных качеств
| 2014-2015 | 2015-2016 |
| 1балл | 2балл | 3балл | 4балл | 1балл | 2балл | 3балл | 4балл |
Любознательность, активность | 8% | 27% | 63% | 2% | 2% | 17% | 74% | 7% |
Эмоциональность, отзывчивость | 6% | 26% | 64% | 4% | 0 | 8% | 76% | 16% |
Овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми | 4% | 12% | 63% | 21% | 2% | 4% | 62% | 32% |
Представление о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе | 9% | 8% | 56% | 27% | 6% | 6% | 52% | 36% |
1 балл - низкий, 2 балла – средний, 3 балла – соответствует возрасту, 4 балла- высокий
Исследовательские и проектные технологии
Воспитатель использует исследовательские и проектные технологии в процессе обучения и воспитательной работе. В ходе такой работы главной задачей становится не усвоение готовых знаний, а творческая проработка и самостоятельное использование информации, развитие способности оценивать свою деятельность, что способствует формированию целостности, ответственности, развитию и обогащению собственного опыта. Разработан и апробирован проект «Театр для всех», который дал возможность развить детям свои творческие способности, познакомиться с историей театра.
В основе проектной технологии лежит идея о направленности деятельности (в ходе которой ребёнок открывает для себя много нового и неизведанного ранее) на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определённой проблемой. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Технология проектирования является одной из форм поисковой деятельности детей дошкольного возраста и способствует развитию их творческих способностей, позволяет повысить самостоятельную активность детей, а так же делает образовательную систему МБДОУ открытой для активного участия родителей.
Вывод: В результате использования проектной технологии обеспечивается эмоционально – личностное развитие детей. Развиваются такие качества как: диалектическое мышление, сообразительность, самостоятельность и т. д.
Информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) используются для повышения эффективности образовательного процесса в:
- подборе иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, (сканирование, Интернет ресурсы; принтер, презентация);
- подборе дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
- обмене опытом, знакомстве с периодикой, наработками других педагогов;
- оформлении групповой документации, отчетов.
Средства ИКТ, используемые в работе с детьми и родителями:
Компьютер
Мультимедийный проектор
Принтер
Видеомагнитофон
Телевизор
Фотоаппарат
Видеокамера
Вывод: активное использование средств ИКТ в целях воспитания и развития творческих способностей детей, формировании их личности, обогащения интеллектуальной сферы расширило возможности педагога. Дети с удовольствием участвуют в непосредственно-образовательной деятельности, активно включаются в выполнение заданий, так как технические средства позволяют включать в процесс воспитания и звук, и действие, и мультипликацию, что повышает интерес и внимание детей к различным видам деятельности.
Перечень используемых интернет ресурсов: «ПЕДСОВЕТ», «ДЕТсад», «Дошколенок. ру», «Мультиурок», «Продлёнка», «Инфоурок», «КИДОЛИМП» и другие.
Таким образом, использование в работе современных технологий и методик, способствует повышению уровня развития детей, помогает сделать материал более интересным для восприятия детей, разнообразить информацию, которая используется в работе с родителями.
Технология Портфолио
Портфолио ребенка – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определенный период.
Цель: увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального сопровождения воспитанника в образовательном контексте, показать его способность практически применять приобретённые знания и умения.
Функции:
диагностическая - фиксирует изменения и рост (умственный и физический) за определенный период времени;
целеполагательная - поддерживает учебные цели (чему мы обучаем ребенка и для чего);
мотивационная - поощряет достигнутые ребенком результаты;
содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ;
развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году;
• рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений