СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование современных технологий на уроках в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад "Использование современных технологий на уроках в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС" с разбором определений современных технологий

Просмотр содержимого документа
«Использование современных технологий на уроках в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №1»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД СТЕРЛИТАМАК РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН




















Доклад по теме:

«Использование современных технологий

на уроках в начальной школе

в соответствии с требованиями ФГОС»





Выполнила:

Мухина Светлана Александровна,

учитель высшей категории










г. Стерлитамак

2015 год

Использование современных технологий на уроках в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС


Итак, прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость использования современных технологий в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС.


Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Мы попробуем разобраться в богатстве и разнообразии предлагаемых к использованию в начальной школе.


Технология уровневой дифференциации на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов) или разноуровневое обучение- это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность программного материала различна в группах подвижные по составу с уровневой дифференциацией, овладевающие на минимальном, базовом и вариативном уровнях.


Игровые технологии

В новых ФГОСах играм отводится не меньшая роль, чем остальным формам обучения.

Особенно это касается начальной школы, где вчерашние дошколята только начинают осваивать новые знания и навыки. Познание через игру – вот один из главных принципов новой начальной школы.


Технология коллективного взаимообучения - теоретическое обоснование методики А. Г. Ривина, которая имеет различные названия: организованный диалог, сочетательный диалог, талгенизм (от слов таланты и гении), коллективное взаимообучение (КВО), коллективный способ обучения (КСО), работа учащихся в парах сменного состава.

Работа в парах сменного состава по определенным правилам позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения, когда каждый учит каждого.



Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Основные методы – объяснительно-иллюстративные, игровые с элементами проблемности, творчества.


Технология критериально- ориентированного обучения (КОО) (по М.В. Кларину) или технология полного усвоения знаний. Все обучаемые способны полностью усвоить необходимый учебный материал при рациональной организации учебного процесса. Исходным моментом является установка, что все ученики способны усвоить необходимый учебный материал. Для этого должны быть заданы критерии усвоения или стандарты образования. Те стандарты обученности, которые сегодня предлагаются по всем школьным дисциплинам, служат основой для разработки четких критериев усвоения.


Этнокультурные технологии

Этнокультурные технологии - поликультурное образование. В этнокультурных образовательных технологиях используются материалы, отражающие все богатство национальной культуры, уклад жизни населения региона, его традиции, социальные нормы поведения, духовные цели и ценности, широко применяется фольклорный материал в урочной и внеурочной работе.

В основу обучения положено знакомство с особенностями как своей национальности, так и других наций и народностей, живущих в данной местности, создание толерантной среды обучения.


Технология «Портфолио» — это технология формирования персонифицированного учёта достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности. Для учащегося портфолио — организатор его учебной деятельности, для учителя — средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности

Отличительной особенностью портфолио является его личностно ориентированный характер:

  • ученик вместе с учителем определяет или уточняет цель создания портфолио;

  • ученик собирает материал в портфолио;

  • в основе оценивания результатов лежат самооценка и взаимооценка


Здоровьесберегающие образовательные технологии – технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья школьников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.


Дальтон-технология – наиболее близка к методу проектов. Главный принцип – это свободное самостоятельное развитие в сотрудничестве с окружающими. Основой технологии Дальтон являются творческие задания, в каждом из которых выделена определенная проблема. Основная идея Дальтон технологии - работай с кем хочешь, - спрашивай кого хочешь, но отвечать за выполнение задания БУДЕШЬ САМ.



Технологии проблемного обучения — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко).


Технологии проектной деятельности – это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

Технология проектирования является уникальным средством сотрудничества, сотворчества детей и взрослых. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Проектная деятельность способствуют к единению родителей и детей, делает участие в программе чрезвычайно увлекательным и интересным для детей и взрослых.


Компьютерные (информационные) технологии

Так называют все технологии обучения, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, кино-, видео).

Компьютерные технологии используют совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).


Гуманно-личностная технология или Технологии методики самооценки (Ш.А.Амонашвили) - классно-урочная технология с элементами дифференциации и индивидуализации. Основные методы – объяснительно-иллюстративные, игровые с элементами проблемности, творчества.

Гуманно-личностные технологии отличаются своей гуманистической сущностью, направленную на поддержку личности. Они "исповедуют" идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.


Технологии развивающего обучения

Методика развивающего обучения — это принципиально иное построение учебной' деятельности, ничего общего не имеющей с репродуктивным обучением, основанным на натаскивании и зазубривании.


  • Дидактическая система Л.В. Занкова. Способствует общему психическому развитию школьников. Акцентирует внимание учителя на развитии у детей умения мыслить, наблюдать, действовать практически. Методология системы соответствует современному философскому мышлению, которое объектом познания определяет не отдельные факты или явления, а прежде всего их существенные, взаимообусловленные связи, на раскрытие которых нацеливается мысль ребенка. Работа над развитием всех учащихся, как сильных, так и слабых поддерживает высокую гуманную направленность новой дидактической системы.


  • Система содержательного обобщения и формирования учебной деятельности Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова Особое внимание уделяется теоретическому мышлению школьников. В основе учебного процесса лежит т. н. «учебная задача», т. е. задача, вынуждающая учащегося искать (анализировать, применять) общий способ решения всех задач данного типа.


  • Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»как интегральное понятие возникло на пересечении педагогики развивающего обучения и развития речи. Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений. Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.


  • Технология саморазвивающего (по Г.К. Селевко) обучения - самосовершенствование, на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя. Создание у учащихся доминантной мотивации на самосовершенствование, формирование в школе культа самосовершенствования личности поможет в решении многих сегодняшних проблем образования, в частности, главной проблемы – создание мотивации учения без внешнего принуждения (в его явном виде).


  • Система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности Г.С. Альтшуллера - ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Решение задач - основа основ процесса обучения ТРИЗ. Умение составлять задачи и ставить их перед слушателями. Методика не сводится к рациональной системе решения изобретательских задач. Главное в методике то, что она приучает изобретателя рассматривать технические объекты в их развитии и понимать диалектику этого развития…


Мы рассмотрели только часть современных образовательных технологий в России.

При грамотном применении любых современных технологий существенно повышается эффективность обучения, культура урока, формируются интерес к предмету, а, значит, образование младших школьников становится качественным, отвечающим требованиям новых образовательных стандартов.



«Золотые правила» использования приемов технологий

  • Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;

  • Веди ученика от собственного опыта к общественному;

  • Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;

  • Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;

  • Учи анализировать каждый этап работы;

  • Критикуя, стимулируй ученика.



Какие бы у вас не были дети одарённые и неодарённые, послушные и непослушные, желаем вам слышать только слова благодарности от учеников, их родителей и от всех окружающих.



Список литературы:

  1. Епишева О. Основные параметры технологии обучения// «Школьные технологии» № 4 2004.

  2. Каунов А.М.   «Современные технологии и методы обучения». Волгоград. ВГПУ «Перемена» 2008.

  3. Кларин М.В. Технологический подход к обучению//Школьные технологии № 5 2003.

  4. Коротаева Е.В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. Екатеринбург, 2004.

  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000

  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: "Народное образование", 1998.

  7. Сластенин, В.А. Педагогика : учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М. : Изд. центр  «Академия», 2002.

  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48с. – (Стандарты второго поколения)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!