Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я представлю вам стратегию SMART (чтение с вопросами) на примере текста из книги Джека Лондона «Зов предков» - стоит отметить, что в Великобритании это произведение включено в список обязательного чтения. Для начала нам с вами нужно определиться: поднимите руки те, кто является преподавателем английского языка - на каком языке мы будем с вами работать? (русский/англ.) Итак, давайте начнём. Значит, сначала мы все задания с вами сделаем, а уже потом обсудим, что именно мы делали. Предтекстовый этап. На этапе предтекстовой деятельности мы выполняем стратегию «Предвосхищение» (Anticipation guide). (разд.табл.) Задание: Прочитайте утверждение и, пользуясь значками, заполните первую колонку: с какими утверждениями вы согласны полностью, частично, не согласны и не согласны категорически (2-3 мин.) Этап чтения Стратегия «Чтение с вопросами» относится к разряду обучения текстовой деятельности во время чтения (while reading). Суть данной стратегии – текст делится учителем на логические части и после каждой части задаются вопросы, относящиеся к тому, что уже прочитано и к тому, что ещё предстоит прочитать. Сейчас мы с вами это и сделаем. (Раздаю 1ю часть) Задание: Прочитайте текст про себя в удобном для вас темпе и ответьте на вопросы. В правой колонке напишите ключевые слова, необходимые для ответа на вопросы. Обсудите ответы в парах (2 мин. на прочтение, 2 мин. на обсуждение) Проверка: Давайте проверим, что у нас получилось. Пара 1 – ваш ответ на первый вопрос. Есть другие варианты? Вопрос 2 – пара 2, варианты? Вопрос 3 – пара 3, варианты? Вопрос 4 – пара 4, варианты? И, наконец, вопрос 5 – ответ, варианты? (2я часть) Хорошо, теперь мы читаем 2ю часть текста, проверяем, правильно ли мы ответили на последний вопрос, и отвечаем на следующий блок вопросов (2 мин. на прочтение, 2 мин. на обсуждение). Проверка: Смотрим, что у нас получается. Пара 1 – ваш ответ на первый вопрос. Есть другие варианты? Вопрос 2 – пара 2, варианты? Вопрос 3 – пара 3, варианты? Вопрос 4 – пара 4, варианты? (3я часть) Хорошо, читаем 3ю часть текста, проверяем наши ответы и предположения, и отвечаем на следующие вопросы (2 мин. на прочтение, 2 мин. на обсуждение). Проверка: Давайте проверим. Пара 1 – ваш ответ на первый вопрос. Есть другие варианты? Вопрос 2 – пара 2, варианты? Вопрос 3 – пара 3, варианты? (4я часть) Это последний отрывок данного текста, задание то же самое (2 мин. на прочтение, 2 мин. на обсуждение). Проверка: Итак, давайте обсудим последние два вопроса. Пара 1 – ваш ответ на первый вопрос. Есть другие варианты? Вопрос 2 – пара 2, варианты? Отлично, теперь возвращаемся к нашей табличке. Послетекстовый этап. После прочтения текста, посмотрите, изменилось ли ваше мнение об этих утверждениях? Теперь вам нужно опираться на текст. Сравните свои ответы до и после прочтения текста. (Если большинство сходится) – да, конечно, потому что у вас серьёзный жизненный и читательский опыт, вы можете доказать свою точку зрения фразами из текста – (why is it so?) --------------------------------------------------------------------------------------------- Алгоритм работы со стратегией Теперь давайте пошагово пройдёмся по стратегии SMART (чтение с вопросами) – это английская аббревиатура «self-monitoring approach to reading teaching». В ходе исследований по данному вопросу она оказалась самой эффективной. Организовывалась работа по такой стратегии следующим образом: один учитель работал с двумя учениками. Шаг 1. Выбор отрывка текста. Это должен быть отрывок из художественного произведения, который вы могли бы разделить на 4-5 смысловые части, где в первом же отрывке можно было проследить: - место действия; - время действия; - героев; - событие (проблему); - её решение (чаще всего решение проблемы мы прослеживаем в следующих отрывках). Посмотрите, пожалуйста, на первый отрывок текста и найдите все компоненты. Шаг 2. Деление текста на логические части. После того, как вы нашли такой отрывок, вы делите его на 4-5 логических части. Шаг 3. Постановка вопросов. Теперь к каждому отрывку текста вы задаёте (обычно) не больше 5 вопросов. НО: важно запомнить, что вы должны составить вопросы к только что прочитанному отрывку (на общее/детальное понимание текста), а последний вопрос будет на антиципацию (предвосхищение событий). В схеме это можно отобразить следующим образом. Схема 1.  Шаг 4. Чтение текста и ответы на вопросы. Дальше вы приступаете к работе с самим текстом. Вспомните, как мы с вами работали. а) Дети читают первый отрывок текста до: знака СТОП! / линии / вопросов – главное, чтобы они дочитали до конца отрывка и остановились. б) Дети обсуждают каждый вопрос в парах, задача учителя здесь не исправлять сразу их предположения, только если действительно возникают трудности или учеником допускаются серьёзные фактические ошибки. в) После обсуждения первого отрывка, дети приступают к работе над вторым и так далее. Шаг 5. После чтения текста. Преимущества данной стратегии: - происходит ваше управление чтением и пониманием; - небольшие отрывки текста дети способны удержать в голове; - идёт работа над механизмами речи (дети и читают, и проговаривают ответы) - идёт работа в парах; - учитель здесь как посредник между двумя учащимися. Данную стратегию я применяю в основном в 6-7 классах, но этот текст мне удалось проработать только с 6ми, т.к. с 7ми классами книгу «Зов предков» мы читали осенью на домашнем чтении. Что получилось у детей: - читали текст быстро и внимательно; - хорошо запоминали информацию из отрывков текста; - успешно отвечали на большинство вопросов; - почти без ошибок предсказывали события; Конечно, не обошлось и без трудностей. - во-первых, на дотекстовом этапе мне необходимо было снять некоторые лексические трудности, т.к., как вы заметили, некоторые значения слов они просто ещё не знают; - что касается ответов на вопросы, то они 1) не сразу поняли, что главные герои враги (не достаточно читательского и жизненного опыта); 2) некоторое затруднение вызвал 4й вопрос в первом отрывке, особенно формулировка ответа на английском языке; 3) и, пожалуй, последнее, что было нелегко для шестиклассников – это правильно сформулировать ответ на вопрос, что происходило с Баком (вопрос № 3, 2й отрывок). Спасибо большое за вашу работу, за ваше внимание. На этом наш мастер класс подошел к концу, если ко мне есть какие-то вопросы, я с удовольствием на них отвечу. |