Урок №2
Тема: Использование технических средств для работы с информацией. Понятие об информатике
Цели урока:
Закрепление представление об информации, ее роли в обществе;
Формирование представлений об информатике как науке;
Развитие системных представлений об окружающей действительности;
Развитие логического мышления, памяти, внимания.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
ХОД УРОКА
Организационный момент
Давайте вспомним прошлый урок.
Как вы думаете, какую информацию можно получить, найдя на улице чей-то ключ? (Новый/старый, от квартиры/подвала/гаража/сейфа, простой/сложный и т.п.) А купив пирожок в ларьке? (Тёплый/холодный, свежий/несвежий, вкусный/невкусный, допеченный/недопеченный и т.п.) А посмотрев на спил дерева на пне? (сколько лет было дереву, название дерева, смолистое/несмолистое и т.п.) Найдя глиняный осколок на дне моря? (возраст, вид изделия, страна и т.п.)
Проверка знаний
Тест по теме «Понятие информации, ее роли в обществе» 1. Дайте определение информации. Информация – это…
а) все, что хранится в компьютере;
б) сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их свойствах и состоянии;
в) все, что хранится в библиотеке;
г) объект, используемый для хранения информации, и его свойства.
2. Установите соответствие между действиями человека и видами чувств, с помощью которых он воспринимает и распознает информацию.
1 | чтение книги | | а | зрение |
2 | разговор по телефону | б | слух |
3 | просмотр кинофильма | в | вкус |
4 | обед в школьной столовой | г | осязание |
5 | экскурсия в вычислительный центр | д | обоняние |
3. Какой метод требуется для получения информации при прослушивании радиопередачи на незнакомом языке?
а) Наблюдение и анализ;
б) синхронный перевод переводчиком;
в) фотографирование;
г) запись на магнитофон и перевод с помощью словаря или переводчика;
д) фиксирование время начала и окончания передачи.
4. Информация в сообщении может представляться в виде …
а) изображения;
б) текста;
в) речи;
г) взгляда;
д) предмета.
Ответы
1 – б; 2: 1 – а, г; 2 – б, 3 – а, б; 4 – а, б, в, г, д; 5 – а, б, г, д. 3 – б, г.
4 – а – д.
Объяснение нового материала
Развитие информатики связано с появлением в середине ХХ века электронно-вычислительных машин, которые явились мощными универсальными средствами для хранения, обработки и передачи информации.
Много столетий тому назад потребность выразить и запомнить информацию привела к появлению речи, письменности, счета. Люди пытались изобретать, а затем совершенствовать способы хранения, обработки и распространения информации. Появление в ХVI веке печатного станка позволило значительно увеличить возможности человека обрабатывать нужные сведения. Хранение информации в печатном виде стало основным способом хранения информации и продолжало им оставаться вплоть до середины ХХ века. Только с появлением ЭВМ возникли принципиально новые, гораздо более эффективные способы хранения информации.
Развивались способы передачи информации. Примитивный способ передачи посланий от человека к человеку сменился более прогрессивной почтовой связью. Почтовая связь давала достаточно надежный способ обмена информацией. Изобретение телеграфа, телефона дало принципиально новые возможности обработки и передачи информации.
Появление электронно-вычислительных машин позволило обрабатывать, а впоследствии и передавать информацию со скоростью, в несколько миллионов раз превышающей скорость обработки и передачи информации человеком.
Скорость развития средств обработки и передачи информации поразительна, в истории человечества этому бурно развивающемуся процессу нет аналога. На смену одним технологиям приходят другие, более совершенные и более сложные.
Предыстория развития вычислительной техники начинается с глубокой древности. Одним из первых средств счета были китайские счеты (суан-пан), 
римские счеты (абак) 
и русские счеты. 
Прошло много лет, прежде чем появилась первая счетная машина, которую в 1642 г. изобрел французский математик Блез Паскаль. Эта машина была построена на основе зубчатых колес и могла суммировать десятичные числа. Впечатление о “способностях” этой машины высказал сам Паскаль, который сказал, что “арифметическая машина производит действие, приближающееся к мысли больше, чем все, что делают животные.”
Первую арифметическую машину, выполняющую все четыре арифметических действия, создал в 1673 г. немецкий математик Лейбниц. Эта арифметическая машина послужила прототипом арифмометров, которые начали производиться серийно с 1820 г. и использовались вплоть до 60-х годов ХХ в.
Одновременно с широким распространением арифмометров появилась идея создания универсальной программируемой счетной машины, выдвинутая в 1823 г. английским математиком Чарльзом Беббиджем. Задуманный им проект машины содержал все основные устройства вычислительных машин: память, арифметическое устройства и устройство управления, устройство ввода и устройство печати. Проект этой машины реализовывался 70 лет, но его воплощение так и не было завершено. Однако вычислительные программы этой машины были созданы! Их составила дочь Джона Байрона герцогиня Ада Лавлейс, которая по праву считается первой женщиной-программистом. В ее честь назван язык программирования Ада.
Из-за сложности и механического износа деталей проект Беббиджа, опережавший технические возможности своего времени, так и остался нереализованным. И только через 100 лет, в 40-х годах ХХ в. удалось создать программируемую счетную машину на основе электромеханических реле. Реле — это элемент, имеющий два рабочих состояния: “включено” и “выключено”.
Именно в 40-е годы начался бурный прогресс научных и технических новшеств в промышленности и вычислительной технике. Не успели начать серийно выпускать электромеханические счетные машины, как появились первые ЭВМ на основе радиоламп.
Первая электронная вычислительная машина “ЭНИАК” была создана в США после второй мировой войны, в 1946 г. В группу создателей этой первой ЭВМ входил один из самых выдающихся ученый ХХ в. — Джон фон Нейман, который и предложил принципы работы программируемых вычислительных машин. Именно в соответствии с его идеями современные ЭВМ состоят из процессора, арифметического устройства, устройства ввода-вывода и памяти для хранения данных и программ.
Одновременно над проектами электронных вычислительных машин работали в Англии, где первая универсальная ЭВМ появилась в 1949 г., и в СССР, где первая электронно-вычислительная машина, получившая название МЭСМ (малая электронно-счетная машина), была разработана в 1950 г. а первая советская большая ЭВМ — БЭСМ появилась в 1952 г.
К сожалению, невозможно охватить всю историю компьютеров. Можно было бы долго рассказывать о том, как постепенно менялся облик персонального компьютера, появились монитор и клавиатура, накопитель на гибких дисках (дискетах), а затем и жесткий диск. Неотъемлемыми принадлежностями стали принтер и «мышь». Можно было бы рассказать о невидимой войне на компьютерных рынках за право устанавливать стандарты между огромной корпорацией IBM, и молодой Apple, дерзнувшей с ней соревноваться, заставившей весь мир решать: «Что лучше Macintosh или PC?» и о многих других интересных вещах, происходивших совсем недавно, но ставших уже историей.
Для многих мир без компьютера – далёкая история, примерно такая же далёкая, как открытие Америки. Но каждый раз, включая компьютер, невозможно перестать удивляться человеческому гению, создавшему это чудо.
Современные персональные IBM PC – совместимые компьютеры являются наиболее широко используемым видом компьютеров, их мощность постоянно растёт, а область применения расширяется. Эти компьютеры могут объединяться в сети, что позволяет десяткам и сотням пользователей легко обмениваться информацией и одновременно получать общий доступ к базам данных. Средства электронной почты позволяют пользователям компьютеров с помощью обычной телефонной сети посылать сообщения в другие города и страны и получать информацию.
Глобальная система электронной связи Internet обеспечивает крайне низкую цену, возможность оперативного получения информации из всех уголков земного шара, предоставляет возможности голосовой связи, облегчает создание внутрикорпоративных сетей передачи информации для фирм, имеющих отделения в разных городах и странах. Однако возможности IBM PC – совместимых персональных компьютеров по обработке информации всё же ограничены, и не во всех ситуациях их применение оправдано.
Персональный компьютер быстро вошёл в нашу жизнь. Ещё несколько лет назад было редкостью увидеть какой – нибудь персональный компьютер - они были, но были очень дорогие, и даже не каждая фирма могла иметь у себя в офисе компьютер. Теперь же в каждом третьем доме есть компьютер, который уже глубоко вошёл в жизнь человека.
Современные вычислительные машины представляют одно из самых значительных достижений человеческой мысли, влияние которого на развитие научно-технического прогресса трудно переоценить. Область применения ЭВМ огромна и непрерывно расширяется.
Десятки миллионов компьютеров, устанавливаемых в службах сервиса и управления, на производстве и в образовании, требуют овладения компьютерной грамотностью от всего населения, а также подготовки специалистов по созданию, развитию и применению компьютеров.
Таким образом, на уроках информатики вы познакомитесь с основами работы на компьютере. Вы убедитесь, что работа за компьютером – это полезное и увлекательное занятие.
Для жизни и деятельности в современном обществе необходимо обладать знаниями и умениями в области информационных технологий. Для создания на компьютере текстового документа необходимо овладеть технологией обработки текстовой информации, для обработки графического изображения необходимо знать технологию обработки графического изображения и т. д. Поиск и получение необходимой информации из глобальной компьютерной сети Интернет требует использования коммуникационных технологий. Школьный предмет информатики научит вас свободно «общаться» с компьютером, составлять некоторые программы для компьютера, вы научитесь разрабатывать алгоритмы и решать математические и физические задачи, научитесь рисовать и редактировать тексты, вместе с компьютером вы будете исследовать различные модели и создавать базы данных. В последующей профессиональной деятельности вам потребуется умение грамотно пользоваться источниками информации, а освоение информационных технологий поможет вам занять достойное место в обществе.
Информатика - наука об информации и технических средствах ее сбора, хранения, обработки, передачи.
Кратко можно сказать, что информатика = информация + её обработка.
Информатика молодая наука, ей нет еще и 100 лет. Зарождение основ информатики и появление первых ЭВМ относятся к середине XX века.
Закрепление нового материала
Выполнение заданий №5, 6 из рабочей тетради.
Домашнее задание: привести примеры использования технических средств для работы с информацией