«Использование технических средств обучения на уроках в начальной школе»
Учитель начальных классов МБОУ
« Новоивановская средняя школа»
Шевчук Светлана Владимировна
“Учитель — это человек, который учится всю жизнь”. Поэтому для успешной работы учителя становится его самообразование. Это нужно для того, чтобы учитель сумел овладеть новыми различными методами и формами преподавания , новыми технологиями, которые ему стремительно несет новый век. XXI век — век высоких компьютерных технологий. Младший школьник уже владеет компьютером, знаком с новой электронной культурой. И тогда учитель должен стать для ученика координатором информационного потока. Значит, учителю необходимо самому владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Перед учителем начальной школы стоят задачи по расширению кругозора ученика, углубление его знаний об окружающем мире, активизация его умственной деятельности , развитие речи. Развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. К нему предъявляются новые требования. И эти требования определены в «Требованиях к метапредметным результатам основной образовательной программы начального общего образования» Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОСНОО). Используя информационные технологии в учебном процессе, учитель не только модернизирует его, повышает эффективность, но и имеет возможность дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода “созерцательной любознательностью”, что объясняется возрастными особенностями высшей нервной деятельности. К. Д. Ушинский отмечал следующее: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов — и ребенок усвоит их на лету». В начальных классах у детей совершенствуется воображение, связанное с представлением воспринятого ранее, а также он получает развитие творческого воображения. Большие изменения мышления происходят у детей 7–10 летнего возраста. Все это определяет необходимость разработки новых систем методов обучения. На современном этапе развития органической основой должно стать использование ИКТ в начальной школе. Урок с использованием информационных технологий несколько отличается от традиционного урока. Единую структуру подобного урока выделить сложно, так как каждый урок индивидуален. ИКТ на всех этапах урока сразу использовать невозможно, это приведет к информационной и учебной перегрузке, а также физиологическому перенапряжению учащихся начальной школы. Учителю, который использует на своих уроках новые информационные технологии обязательно надо учитывать требования современного санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»). Количество уроков с применением ИКТ — не более 3–4 уроков в неделю. В начальной школе организация учебного процесса должна способствовать развитию познавательной деятельности учащегося, усвоению учебного и способствовать психическому развитию ребенка. Значит, ИКТ должно , помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а не в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок (работу), я тщательно продумываю, место и способ использования ИКТ. Применение ИКТ на уроках происходит по следующим направлениям: 1. Использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических игр, разработка и применение готовых иллюстраций, таблиц по различным предметам, и т. д.);
2.Проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями). Использование ИКТ позволяют повысить эффективность преподавания, а также более рационально использовать время и силы учителя. Как ИКТ могут помочь современному учителю в его работе? Исходя из собственного опыта отвечаю на этот вопрос. Разрабатывая презентации, использую их на уроках ,как ознакомление с новым материалом, на уроках закрепления и обобщения. Многие родители утверждают, что дети считают уроки русского языка скучными и неинтересными. Но если на уроке прозвучит что-то интересное, увлекательное и занимательное , то и урок русского языка привлечет внимание детей и будет им интересным и доступным. Для этого использую интересные рисунки, грамматические сказки, чтобы самые слабые ученики испытывали удовольствие от работы . Вот здесь помощь оказывает презентация. Очень удобно использовать презентации при работе над сочинением, изложением: план, вопросы, трудные слова, сама картина — всё это перед глазами детей. (Изложение текста «Осенняя ёлочка», сочинение по картине И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды») Презентации некоторые создаю на урок сама: «Правописание безударных гласных», «Правописание существительных с мягким знаком», «Имя существительное», «Режим дня младшего школьника». На уроках математики с помощью слайдов, может осуществляться демонстрация примеров, задач на доске, материала для устного счета. В начальной школе много времени уделяется решению задач. Как важное средство развития конкретного мышления и формирования математических понятий ,здесь особенно нужна наглядность . На уроках окружающего мира картинки природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания — всё можно отразить на слайдах. И знания проще проверить: тесты, кроссворды— всё это делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся. Использование электронного приложения дополняет и разнообразит урок. Не только презентации, но и видеофильмы, видеоролики используются на уроках и во внеклассных занятиях. На занятии «Культура добрососедства» путешествовали по Крыму с помощью видеофильмов. На занятиях «Азбука дорожного движения»- используем видеоролики «Советы тетушки Совы». Очень интересными с помощью презентации можно сделать уроки литературного чтения. Портреты писателей, места, где они жили и творили, составление плана, словарная работа, чистоговорки, скороговорки — всё становится интересным и запоминающимся. Так при изучении темы «. Поэтическая тетрадь1»использовала презентации автобиографические «Суриков И.З.», «Никитин И. С. »,а так же по произведениям «Детство», «Мама, глянь-ка из окошка…».Использовала презентацию- тест, как обобщающий урок по теме: «Поэтическая тетрадь1» Яценко И.В. На уроках литературы использую электронное приложение. Мастерски прочитанное под музыку стихотворение вызывает у детей повышенный интерес к произведению. И с интересом заучивается наизусть. На уроках изобразительного искусства: портреты художников, репродукции, схемы, последовательность выполнения рисунка и т. д.-всё это предпочитаю показывать в презентациях. Показанное на экране будит воображение ученика и способствует выполнению работы. Образцы изделий и этапы работы по проектной деятельности на уроках технологии тоже могут быть представлены в презентациях, которые дают возможность ученику ярче представить картину изделия и этапы его выполнения. Современные информационные технологии открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения. Учащийся становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Уроки с использованием ИКТ — являются одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно — найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной системы.