СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование технологии формирующего оценивания на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своем выступлении я познакомлю вас с тем, как можно спланировать оценивание и эффективно использовать его на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Использование технологии формирующего оценивания на уроках русского языка»

Новикова И.А., учитель начальных классов


Использование технологии формирующего оценивания на уроках русского языка


Уважаемые коллеги!

В своем выступлении я познакомлю вас с тем, как можно спланировать оценивание и эффективно использовать его на уроке.

Одной из наиболее значимых целей образования является развитие способности учащихся контролировать и управлять своим обучением. Учащиеся должны иметь представление об уровне своих знаний по изучаемой теме на всех этапах обучения и совершенствовать их. Поэтому возникает необходимость в систематическом оценивании учащихся, которое направлено не только на констатацию итоговых результатов, но и на обратную связь с учащимися с целью помочь им скорректировать свою работу, устранить возможные пробелы и недочеты.

Формирующее оценивание является наиболее эффективным способом повысить образовательные достижения учащихся. Цель формирующего оценивания - мотивировать учащегося на планирование целей и путей достижения образовательных результатов, то есть на дальнейшее обучение и развитие.

Узнав о существовании инструментов формирующего оценивания, я начала постепенно вводить их в образовательный процесс. Это были техники, которые не требовали длительной подготовки и не занимали слишком много времени на уроке. Они не вызывали негатива у учеников и позволяли своевременно реагировать на сложившуюся ситуацию по усвоению содержания материала. Мой первый опыт применения технологии не привел к желаемым результатам. Это было связано с формальным подходом к формирующему оцениванию. Произошла подмена истинного формирующего оценивания формальной рефлексией. Составление синквейна, набор веселых или грустных смайликов или других условных знаков в конце урока не является формирующим оцениванием. Раньше я использовала стикеры разных цветов, смайлики, условные жесты. Очень скоро такой способ рефлексии показал свою несостоятельность. Системного использования инструментов формирующего оценивания на уроках не получалось. Эпизодичность использования техник нарушала главные принципы формирующего оценивания, такие как непрерывность, центрированность на ученике, наличие обратной связи. А главное, что учающиеся не понимали личностный смысл заданий, которые дает педагог, не рассматривали результат деятельности как ступень для собственного дальнейшего роста. Причинами сложившейся ситуации являлись, как уже было сказано выше, отсутствие системы в использовании инструментов формирующего оценивания, отсутствие системы в фиксации процесса получения результатов и в связи с этим непринятие учающимися идеологии формирующего оценивания.

В ходе работы над внедрением элементов формирующего оценивания в процесс преподавания русского языка для младших школьников можно выделить следующие этапы, которые стали алгоритмом деятельности по реализации идей формирующего оценивания в моей практике:

    1. Спланировать образовательные результаты по каждой теме урока, т.е. перевести цели в измеряемые учебные результаты.

    2. Определить необходимые уровни достижений этих результатов мной использовалась классификация Б. Блума.

    3. Определить содержание материала и инструменты его оценивания.

    4. Выбрать и реализовать соответствующие методы обучения.

    5. Провести оценивание и установить достигнуты ли измеряемые учебные результаты.

    6. Спланировать деятельность с учеником по корректировке образовательных результатов.

В результате применения данного алгоритма и различных инструментов формирующего оценивания можно констатировать, что напряженность на уроках, возникающая между педагогом и учащимися, заметно снизилась; постепенно появился интерес к новым видам деятельности; учащиеся, вне зависимости от способностей в изучении русского языка, стремятся получить только положительные отметки; возникла мотивация к объяснению своих неудач и поиску путей их устранения.

Применение алгоритма позволило мне выбрать наиболее эффективные техники, которые я использую на различных этапах урока.

Для диагностики и самодиагностики предметных и метапредметных умений использую тетрадь учебных достижений. Оценка достижений планируемых результатов в пособии представлена двумя уровнями базовым и повышенным.

Задания подобраны таким способом, что основную ценность представляют не сами по себе знания и способность воспроизводить их в стандартных условиях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и практических задач.

Так же портфолио учащегося по формированию контрольно — оценочной деятельности младших школьниковов на уроках русского языка направлено на развитие элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами процесса обучения: умение принимать образовательную задачу, навыками определения учебных операций и их последовательности, контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Предлагаемый комплект портфолио поможет организовать процесс отбора и анализа таких образцов и продуктов образовательной деятельности, как стартовая, вводные и проверочные работы, карта знаний и самонаблюдениия, оценочные листы, диагностика, антетирование.

На любом этапе учебной работы ученик должен получать обратную связь, которая показывает, где он сейчас находится, что у него получается, какие затруднения возникают, как он может с ними справиться. При этом важно проявить тактичность и деликатность.

С учащимися первых и вторых классов эффективно работает техника

Волшебная линеечка

На полях тетради учащийся чертит шкалу и отмечает крестиком, на каком уровне, по его мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свою линейку и отмечает свой крестик ниже или выше.

Цветная оценка

При изучении букв предлагаю ребенку зелёным карандашом обвести самую правильную букву, а синим ту, которая не получилась. Внизу работы ученик рисует два круга. Оценив свою работу, ребенок закрашивает один круг, другой круг закрашивает при проверке учитель. Значение цвета обговариваются заранее. Например, зелёный - всё получилось, синий – есть недочёты, но старался, красный – получилось плохо, не доволен работой, белый – не могу оценить. В начале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя.

Игра «Учитель»

Предлагается задание, в котором допущены ошибки на изученные правила. Учитель говорит, что какой-то сказочный персонаж написал эти предложения, но допустил … ошибок (на начальном этапе лучше озвучивать количество допущенных ошибок, позже давать задание найти сколько смогут). Ребенок, выступая в роли учителя, самостоятельно проверяет, находит и исправляет ошибки. Затем сравнивает свою работу по образцу, данному учителем. На полях тетради ставят себе значок (если всё правильно +, если есть ошибки -).

Работая с учащимися 4 классов, я использую технику «Одноминутное эссе» с целью получения от учащихся обратной связи о том, что они узнали по теме. Для написания подобного «сочинения» я использую следующие вопросы:

Что самое главное ты узнал сегодня?

Какие вопросы остались для тебя непонятными?

Что ты хотел бы узнать?

Прием «Плюс – минус - интересно»

Данный прием позволит учителю взглянуть на урок глазами ученика. Автор приема Эдвард де Боно. Упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени.

Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. Или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащийся вписывают все любопытные факты, о которых узнал на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Проанализировав ответы учащихся, я делаю выводы о качестве результата, достигнутого детьми на уроке.

Для организации обратной связи с учащимися использую также знакомую многим технологию написания рецензий на работы учащихся.

Реализовать задачи формирующего оценивания позволяет Лист обратной связи. Использование таких листов упрощает процесс обратной связи и обеспечивает преемственность в оценке сходных образовательных результатов, достигаемых как в рамках изучения различных тем внутри предмета, так и на материале разных предметов. Листы обратной связи как инструмент формирующей оценки помогают учащемуся задуматься о том, каким образом можно улучшить качество его работы и принять осознанное решение о продолжении или прекращении работы по освоению того или иного образовательного результата.

В своей педагогической практике я продолжаю использовать технологию формирующего оценивания. На сегодняшний день применение этой технологии на уроках русского языка позволило мне:

1. Решить проблему объективного выставления оценок. Мои ученики уверены в справедливости выставленных им оценок.

2. Использовать постоянно поддерживать обратную связь, знать, на каком уровне обучения находятся мои ученики.

3. Четко формулировать образовательный результат и организовывать в соответствии с ним свою работу.

В заключении отмечу, что используя достаточно несложные инструменты формирующего оценивания мы способствуем реализации таких требований ФГОС, предъявляемых к процессу оценивания, как непрырывность, критериальность и формирование оценочной самостоятельности учащихся, а так же обеспечиваем освоение стандарта всеми учениками в наиболее комфортных для них условиях, максимально приближая каждого ученика к запланированному результату.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!