СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала на уроках русского языка.»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теоретический материал школьного курса русского языка позволяет преобразовать его путем уплотнения и сведения к единым логическим основаниям, т.е. построить структурно-логические схемы (СЛС).

Просмотр содержимого документа
««Использование технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала на уроках русского языка.»»

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования








Итоговая работа

по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной

политики в контексте модернизации российского образования»

по теме:

«Использование технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала на уроках русского языка.»









Выполнил (а):Блинова Татьяна Алексеевна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №4 г.о. Чапаевск.












2015г.


ОГЛАВЛЕНИЕ





  1. I. Введение …………………………………… стр.2-3

II. Обоснование метода и его принцип ……. стр.4-6

III.Использование метода структурно-

логических схем на уроках ...…………… стр.7-9

IV. Количественная и качественная

характеристика знаний учащихся.

Результаты исследования.

Анализ исследования. …………………… стр.9-10

V. Заключение ……………………………... стр.11

VI. Библиография …………………………. стр.11-12





Использование технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала на уроках русского языка.



Введение.

Теоретический материал школьного курса русского языка позволяет преобразовать его путем уплотнения и сведения к единым логическим основаниям, т.е. построить структурно-логические схемы (СЛС).

Математик В.Ф. Шаталов, предложив свои опорные сигналы, которые нашли место применения и в других школьных дисциплинах. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала успешно используется мною на уроках русского языка с 2001 года.

Работа с СЛС может иметь место на всех этапах обучения: при объяснении нового теоретического материала, при закреплении, в процессе выполнения разнообразных упражнений, при обобщающем повторении.

Актуальность исследования заключается в том, чтобы помочь учащимся активизировать свою деятельность, формировать умение использовать теоретические сведения на практике, заставить их мыслить, рассуждать, сопоставлять и, более того, самостоятельно делать определённые выводы.

Концептуальная основа технологии:

  • Многократное повторение, обязательный поэтапный контроль, высокий уровень трудности, изучение крупными блоками, динамический стереотип деятельности, применение опор, ориентировочный основы действий.

  • Личностно ориентированный подход.

  • Гуманизм (все дети талантливы).

  • Ученье без принуждения.

  • Бесконфликтность учебной ситуации, гласность успехов каждого, открытие перспектив для исправления, роста, успеха.

  • Соединение обучения и воспитания.

Системность образовательной модели В.Ф. Шаталова обусловлена взаимосвязью всех ее частей и логикой учебно-воспитательного процесса.

Особенности содержания:

  • Материал вводится крупными дозами, порциями.

  • Поблочная компоновка материала.

  • Оформление учебного материала в виде опорных схем-конспектов.

  • Опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними. Кроме того, в них дана классификация целей по уровню значимости (цветом, шрифтом и т. п.).

Объект исследования - методика работы с использованием СЛС на уроках разного типа.

Цель использования технологии:

  • Формирование учебных компетентностей: критического мышления, коммуникативной компетентности.

Задачи:

  1. Показать влияние СЛС на критическое и логическое мышление учеников, на их умение классифицировать.

  2. Показать влияние СЛС на развитие коммуникативных компетенций, на самосовершенствование личности.

Гипотеза.

СЛС способствуют развитию критического и логического мышления;

СЛС формируют коммуникативные компетенции, влияют на процесс самосовершенствования личности.

Новизна работы заключается в использовании СЛС на всех этапах изучения курса русского языка.

Практическая значимость - создание структурно- логических схем для 7-11 классов.

Учет и оценивание знаний в технологии играет не только диагностическую, но и в огромной мере психологическую, мотивационную, воспитательную роль.

Формы контроля:

  • учёт сформированности компетентностей;

  • написание по памяти структурно-логической схемы;

  • устный рассказ ученика;

  • тихий опрос;

  • взаимоопрос;

  • «щадящая» форма фронтального опроса.

Процесс проверки знаний осуществляется в два этапа:

первый этап – ученик пишет по памяти схему и показывает, как он выучил и помнит материал;

второй этап – ученик показывает, как он понимает материал и может ли пересказать его с учетом всех тонкостей и деталей.

Диктанты, самостоятельные работы, проверка знаний по вопросам и заданиям и другие приемы работы позволяют разнообразить урок, сделать его вариативным, интересным.

Данная технология обучения помогла учителю добиться следующих результатов:

• 100 % успеваемость учащихся;

• все выпускники успешно сдают ЕГЭ, ГИА по русскому языку, успешно обучаются в ВУЗах г. Самары, а также в других городах.

• успешно выступают школьники на школьных и окружных предметных олимпиадах, научно- практических конференциях. Есть победители.

• включенность школьников в жизнедеятельность социума.


Глава I.

Обоснование метода и его принцип.


Прочное усвоение учебной информации, по утверждению психологов, очень зависит от преобразования теоретического материала, осознания его частей как единого целого и целого как совокупности взаимосвязанных языковых фактов. В ходе такого преобразования учащиеся вскрывают логическую структуру изучаемого материала.

Одним из способов преобразования является переработка учебной информации в схемы. В них закодирована необходимая для учащихся информация. Запоминая отдельные символы (рисунки, слова, условные обозначения), ученик фактически запоминает и их расшифровку. Иногда это небольшой рассказ, в котором содержится один или несколько абзацев учебника или дополнительной литературы. Умение ученика по данной схеме построить целый рассказ свидетельствует о понимании им изученного учебного материала.

Теоретический материал школьного курса русского языка позволяет преобразовать его путем уплотнения и сведения к единым логическим основаниям. Такая переработка называется структурированием, поэтому схемы, в которые преобразуются теоретические сведения, можно назвать структурно-логическими.

В ходе структурирования информация оформляется в виде схемы, в которой учебный материал, с одной стороны, сжимается, а с другой – группируется, где это возможно, в крупные блоки, объединяя рассредоточенный в учебнике материал. Текстовая информация о том или ином теоретическом материале, представленном в схеме, и будет примером сжатой информации. Но сжать не значит сократить, поэтому схема должна быть информативно емкой, т.е. предельно полно передавать содержание теоретических знаний.

Объем содержания блока информации может быть различным. Это может быть информация обо всех структурных и семантических признаках какого-либо вида предложения или члена предложения; структурные и семантические признаки двух в чем-то сходных видов предложений. Блок информации может быть и более обширным, включающим признаки какого-либо типа предложения, например, сложносочиненного или группы предложений, объединенных некоторыми общими свойствами.

Объединение учебного материала в крупные блоки полезно. Чтобы лучше познать, что такое, например, данный тип предложения, его надо сопоставить с другими, близкими ему, т.е. показать его место в той системе предложений, в которую оно входит как составная часть.

При необходимости можно членить схему, но по окончании изучения темы очень важно свести блоки в единую систему, чтобы сформировать у школьников целостное представление об изучаемом языковом явлении. Некоторые схемы могут быть дополнены учебными алгоритмами, которые составляются учащимися с помощью учителя. Использование алгоритма наряду со схемой ведет к большой прочности теоретических знаний учащихся, а выполнение заданий по алгоритму обеспечивает поисковую деятельность школьников.

Обычно схемы составляются на уроке при активном участии в этой работе учащихся, которых учитель вовлекает в процесс анализа, выявления отличительных свойств изучаемой единицы. Результат каждой мыслительной операции фиксируется в схеме. Система таких операций имеет иерархическую структуру, в которой одна операция извлекается из другой, поэтому ученик овладевает и приемом целостного анализа языковой единицы, алгоритмизированным приемом познания ее. Так процесс получения новой информации сливается для школьников с приобретением умения оперировать знаниями на этапе их применения

По принципу объединения теоретического материала можно давать схемы, например, в 5 классе по теме «Предложение» ПРЕДЛОЖЕНИЕ


Служит Связь Интонация Грамматич. Знаки Цель

для выражения слов конца основа препинания высказывания

законченной

мысли

смысловая грамматич. сообщение

повествов.

Солнце село. вопрос

Темнеет. Вопросит.

Тишина. побуждение

Побудительн.


Звезды гаснут.

Кто там бродит у реки?


В этом блоке объединяются три параграфа из учебника 5 класса: «Предложение», «Виды предложения по цели высказывания», «Восклицательные предложения».

Как видно из данных примеров, в процессе составления СЛС по целой теме учащиеся привели в систему имевшиеся у них разрозненные знания, выделили основное, лучше осознали связь между отдельными частями темы, нашли то общее, что связывает, объединяет все блоки. Одновременно учащиеся усовершенствовали и приобрели ряд навыков самостоятельной мыслительной деятельности и закрепили навыки составления схемы.

Учащимся вполне можно доверить самостоятельное составление структурно-логических схем. Только, конечно, целесообразно начать с таких, которые не подразумевают большого объема теоретического материала, или это темы, полностью или частично изучавшиеся в начальной школе. Например, пятиклассников можно попросить составить СЛС по теме “Правописание корней с чередующимися гласными”.

О // А

- лаг - - лож - - раст - (ращ) - рос –


А Г О Ж А СТ в остальных


Щ случаях

Излагать Изложить

Исключение: РОСТОК, ОТРАСЛЬ


Как видим, схема очень проста по содержанию, однако далеко не каждый ученик справится с ее составлением, поэтому учителю следует ознакомиться с вариантами схем, предложенными учащимся, если не со всеми, что заняло бы много времени, то, во всяком случае, с несколькими. После этого показать ученикам образец, сравнить схемы, откорректировать и, если требуется, исправить допущенные ошибки и неточности. Такой метод эффективен не только потому, что учащиеся могут логически осмыслить теоретический материал параграфа, вычленить из него основные, ключевые моменты, связать их между собой и кодированно представить модель знаний по теме, но и многократно повторить его. Кроме того, самостоятельность учащихся на данном уроке проявилась в поисках ответов на вопросы, поставленные на основе установления связи с курсом начальной школы. Вся самостоятельная работа класса строилась на базе материала учебника.

До сих пор речь шла о работе со структурно-логическими схемами в классе, теперь речь пойдет о работе с ними дома. Здесь существует ряд правил, с которыми учитель знакомит учащихся еще в пятом классе.

Есть еще один этап работы учителя по данной методике, без которого вся предыдущая работа теряет смысл. Это контроль усвоения знаний. На этом этапе работы учитель решает следующие задачи:

  1. Проверяет усвоение изучаемого материала учениками всего класса;

  2. Вносит коррективы в отдельные, не до конца выясненные вопросы с тем, чтобы не допустить их неправильного запоминания;

  3. Продолжает работу над усвоением материала, его осмыслением, практическим применением.

На этом этапе учитель должен использовать разнообразные приемы контроля знаний, что помогает добиться на просто запоминания схемы, а ее глубокого понимания и осмысления.

Одна из форм контроля- написание по памяти структурно-логической схемы.

Если работы проверяет учитель, он может не делать в них никаких исправлений, пометок. Необходимо только оценить работу. Строгих критериев оценок нет. Главное, чтобы был изложен весь материал, не было допущено грубых ошибок.

Получив работу с оценкой, ученик должен найти ошибки. Для этого ему достаточно сравнить ее со схемой в специальной тетради.

Написание схемы- это лишь одна из форм проверки материала. Как ученик помнит и в определенной степени понимает материал, проверяется путем написания схемы. Понимание и представление материала можно проверить, только выслушав устный рассказ ученика.

Однако при существующей системе опроса учащиеся не учатся говорить, пересказывать материал. Поэтому можно использовать следующие виды опроса.

  1. Тихий опрос.

В то время как все ученики пишут схему, 2-3 ученика у стола учителя тихо рассказывают урок и получают оценку.

  1. Взаимоопрос.

Ученики рассказывают материал по очереди друг другу и взаимно оценивают рассказ друг друга. Учитель в это время ходит по классу, прислушивается к ответу некоторых учащихся, отвечает на возникающие у ребят вопросы, проверяет правильность выставления взаимооценки.

  1. «Щадящая» форма фронтального опроса.

Учитель задает вопрос. На него одна половина класса (первый вариант) отвечает другой половине (второму варианту). Затем на этот же вопрос ответ дает учитель (или сильный ученик), ученики второго варианта, прослушав ответ учителя и сравнив его с ответом своего товарища, выставляют соседу оценку. На следующий вопрос отвечает второй вариант, а остальные выступают в роли учителя. Прослушав верный ответ учителя, теперь они выставляют оценки.

Подобные формы опроса приводят к резкому увеличению времени на проговаривание материала, что способствует не только развитию речи ребят, но и глубокому осмыслению и усвоению материала, а также развивают внимание, приучают логически мыслить, рассуждать, кратко и целенаправленно строить ответ.

При всех формах устного опроса ученик может пользоваться своей схемой, поэтому при ответе он спокоен.

Таким образом, процесс проверки знаний осуществляется в два этапа:

первый этап – ученик пишет по памяти схему и показывает, как он выучил и помнит материал;

второй этап – ученик показывает, как он понимает материал и может ли пересказать его с учетом всех тонкостей и деталей

Нужно отметить, что написание конспекта и его проговаривание не является единственной формой контроля знаний. Диктанты, самостоятельные работы, проверка знаний по вопросам и заданиям и другие приемы работы позволяют разнообразить урок, сделать его вариативным, интересным.


Глава II.

Использование метода СЛС на уроках закрепления и повторения.


Теперь о закреплении изученного материала. Собственно, закрепление начинается уже на уроке объяснения нового материала, ведь после составления структурно-логической схемы учитель во время урока постоянно возвращает учащихся к записи. Сначала к отдельным составляющим блока, а в конце урока и к схеме целиком. Работая дома, ученик учит конспект наизусть, перечитывает параграф учебника, что тоже способствует закреплению. На следующем уроке учитель применяет один из методов контроля усвоения знаний, о которых говорилось выше. Написание схемы, ее проговаривание, выполнение практических заданий закрепляет материал в памяти учащихся.

Уроки обощения проводятся после изучения целого раздела. Например, “Главные члены предложения”.

На предыдущих уроках изучения нового материала и закрепления были составлены следующие структурно-логические схемы: “Подлежащее” и “Сказуемое”.



Подлежащее

( )


Вопрос Выражается


Кто? 1. Сущ. И.п.

Что? 2. Прил. И.п.

3. Глаголом

4. Местоимение

5. Числительное

6. Синтаксич.

неделимым

словосочетанием



Сказуемое

( )


вопрос виды сказуемого


простое составное

что делает предмет? Лексическое и Лексическое и грамматическое

что с ним происходит? грамматическое значение в разных словах

каков он? значение в одном слове

что такое он?

кто он такой ?


выраж. Глаг. Глагольное Именное

в любом накл.


Вспом.гл. + Г н гл.-связка+

Им.ч. С.,П.,М

Ч., сл.соч.


Грам.зн. Лекс.зн. Грам.зн. Лекс.зн.


На уроке обобщения по теме «Главные члены предложения» можно проделать следующую работу. Учитель напоминает, что учащиеся уже знакомы со схемами «Подлежащее» и «Сказуемое». Просит положить их перед собой и обдумать этот материал и составить схему «Главные члены предложения». Дается время на обдумывание. Затем к доске выходит ученик и, пользуясь названными схемами, пишет конспект по предложенной теме. Остальные учащиеся работают на местах.



Главные члены предложения


Подлежащее Сказуемое

( ) кто?что? ( ) что делает предм.?

каков он?

что он такое?


Выражается Простое Составное

С,П,Гн,М,Ч лексич и грам. лексич. и грам.

словосочет. знач. в одном знач. в разных

слове словах


выраж. глаг. в глагольное именное

любом наклон. Всп.гл. + Гн Гл.св.+Им.ч.

гр.зн. лекс.зн. гр.зн. С,П,М,Ч.

Н,сл.соч.

Лекс.зн.


Работая над обобщающими схемами позволит учащимся по-новому взглянуть на изученные правила, увидеть их в новых связях, предупредить о необходимости осознавать определенную языковую форму на широком фоне близких ей форм.

Использование обобщающих схем позволяет не только разнообразить языковой материал упражнений, давать формы со сходными написаниями и написаниями, имеющими только внешнее сходство, но и повышают самостоятельность учащихся в применении правил.

Эта работа приучает детей систематизировать знания, располагать их в определенной логической последовательности, связывать сведения на одну тему, полученные из разных источников. Необходимо научить школьников связывать теоретический материал СЛС с выполняемым упражнением, добиться вполне осознанного объяснения решаемой учащимися задачи.

Теперь о повторении. Особенно целесообразно использовать СЛС при повторении, когда учащиеся в основном владеют всем теоретическим материалом. Оно осуществляется в три этапа. На первом этапе- в процессе изучения нового материала. Например, во время изучения таких тем, как «Сложноподчиненные предложения», «Сложносочиненные предложения» автоматически повторяется тема «Союзы». Кроме того, при изучении нового материала ученик с одним и тем же вопросом встречается многократно: при изложении нового материала; при быстром повторе в конце урока; при подготовке домашнего задания; при повторе в начале урока или ответах на вопросы учеников; при написании структурно-логической схемы; при взаимном рассказе материала по конспекту; при выполнении упражнений.

Таким образом, только в процессе изучения нового материала ученик встречается с одним и тем же вопросом семь раз. В такой ситуации трудно не выучить материал. Эта работа ценна еще и тем, что воспроизведение схем является активной мыслительной операцией и способствует развитию речи, кроме того, мышление детей поднимается на новую, более высокую ступень развития, делает восприятие более осознанным и целенаправленным.

На втором этапе повторение осуществляется при выполнении различных типов упражнений и заданий. На третьем- в конце учебного года, при целевом повторении.


  1. Заключение.


Составление структурно-логических схем, использование их на уроках объяснения нового материала, закрепления, обобщения и повторения

•систематизируют знания;

• обобщают накопленные знания;

• формируют представление о целостном анализе текста;

• существенно облегчают процесс усвоения сложных теоретических понятий;

• способствуют быстрому запоминанию материала;

• дисциплинируют мышление;

• помогают наиболее эффективно использовать небольшое количество уроков на изучение произведение в средних и старших классах;

• облегчают планирование уроков, а также составление планов сочинений и рефератов.

Структурно-логические схемы позволяют учащимся:


  1. Глубже разобраться в изучаемом материале, вычленить вопросы, связанные с отдельным положением схемы, и с помощью учителя до конца понять данный материал;

  2. Легче запомнить изучаемый материал;

  3. Используя схему при ответе, грамотно, точно изложить материал;

  4. Приводить в систему полученные знания, особенно при повторении.

  5. Развивать и формировать познавательный интерес, обеспечивать интенсивность самостоятельной деятельности учащегося, связанной с эмоциональными переживаниями, поиск на основе наблюдения сравнения, группировки, классификации, выяснения закономерности, самостоятельного формулирования выводов.

  6. Актуализировать и осмысливать приобретенный опыт, обобщать на уровне личностных впечатлений.

Опорные схемы помогают учителю:


  1. Наглядно представить весь изучаемый материал ученикам;

  2. Сконцентрировать внимание на отдельных, наиболее трудных местах изучаемого материала;

  3. Многократно повторять изучаемый материал;

  4. Быстро, без больших временных и энергетических затрат проверить, как ученик понял и запомнил изучаемый материал;

  5. Привлечь к контролю знаний родителей.

Даже не зная и не понимая, что учит их ребенок, они, проверив конспект, могут увидеть, готов он к уроку или нет, особенно если ученик расскажет им материал по схеме.

Структурно-логические схемы рассчитаны в основном на формирование теоретических знаний учащихся, но косвенно они помогают и формированию умений и навыков учащихся, т.к. позволяют значительно экономить время в работе над теоретическим материалом и дают возможность расширить практическую часть урока.





Информационное обеспечение обучения

Основные источники


  1. «Русский язык в школе» № 5/88 г. Р.А. Московкина «Информативные таблицы по синтаксису», стр. 16.

  2. «Русский язык в школе» № 6/87 г. Г.И. Блинов «Проблема блоковости в обучении орфографии и пунктуации"» стр. 14.

  3. «Русский язык в школе» № 6/93 г. Н.М. Лебедев «Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку"» стр. 91.

  4. "Русский язык в школе» № 3/87 г. Н.М. Лебедев «Лингвистические тренажеры как средство интенсификации обучения русскому языку», стр.14.

  5. Е.П. Пронина «Структурно-логические схемы как прием организации изучения теоретического материала по русскому языку» 5-6 кл., 7-9 кл.; Самара, 1993 г.

  6. В.Ф. Шаталов «Опорные конспекты», Просвещение, 1989г.

  7. В.М. Шейман «Технология работы учителя физики», Москва, 1992 г.

  8. Н.М. Лебедев «Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку», Просвещение, 1991 г.


Нормативные документы:

    1. Закон РФ об образовании

    2. Конституция Российской Федерации. М., 1996. - 80 с.

    3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.

    4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.

    5. Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. (Приказ № 2151 Министерства образования и науки Российской федерации от 20 июля 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте: Регистрационный №  22303  от 14 ноября 2011)

    6. Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

    7. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.07.2010 № 03-13 «О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования»

    8. План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р.

    9. План действий по модернизации общего образования, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на период 2011-2015 годов (утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21.10.2010 года № 507)

    10. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189

    11. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.1.2660-10. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 22 июля 2010 г. N 91

    12. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12. 2009 г. №15785)

    13. ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644)

    14. ФГОС полного общего образования.

    15. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

    16. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы : утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г.

    17. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений: утв. приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986.

    18. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников: утв. приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106.

    19. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся (приказ Минобрнауки России от 28.12. 2010г. № 2106)

    20. СанПиН 2.4.1.1249-03 (2.4.1. Гигиена детей и подростков, Детские дошкольные учреждения. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству. Содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений).


Интернет ресурсы:

  1. http://www.mon.gov.rucайт Министерства образования и науки РФ

  2. http://samregion.edu.ru - cайт Министерства образования и науки Самарской области







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!