СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Одно из главных требований к условиям реализации общеобразовательных программ – проектирование учителем личностно ориентированного урока. Основными условиями построения такого урока считаются приоритет индивидуальности, вариативность, открытость.

     Приоритет индивидуальности предполагает признание ученика основным участником образовательного процесса, самоценного и личностно значимого субъективного опыта. 

Просмотр содержимого документа
«Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе»

Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе.

Мозжегорова Ольга Андреевна

учитель начальных классов,

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Кунгурский центр образования № 1»

mozzhegorowa2015@yandex.ru


   Для  достижение нового качества образования, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизни необходимо постановка иной цели в образовании – модернизация российского образования.

     «Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов». «Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта»…

Стандарты второго поколения.

     А значит одно из главных требований к условиям реализации общеобразовательных программ – проектирование учителем личностно ориентированного урока. Основными условиями построения такого урока считаются приоритет индивидуальности, вариативность, открытость.

     Приоритет индивидуальности предполагает признание ученика основным участником образовательного процесса, самоценного и личностно значимого субъективного опыта.

     Условие вариативности предполагает определённую позицию учителя, обеспечивающую самореализацию каждого ученика в обучении.

      Условие открытости предполагает использование на уроке разнообразных видов общения: учитель-ученик, ученик-ученик, учитель -ученики и т.д. Условие открытости предполагает и совместный поиск истины: умение принять другую точку зрения, взаимопонимание.

     Таким образом, возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии.

Одним из таких приёмов можно назвать рефлексивное осмысление результатов урока.

Рефлексия – слово пришло в наш обиход из латинского языка (reflexio) и обозначает ОБРАЩЕНИЕ НАЗАД. В энциклопедическом словаре даётся 2 понятия:

  1. размышление, самонаблюдение, самопознание;

  2. (философское) форма познания, теоретическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их оснований.

Ю.Н. Кулюткин под словом рефлексия называет универсальный психологический механизм изменения и развития личности.

По мнению С.С. Татарченковой, рефлексия - это:

  • Условие, необходимое для того, чтобы каждый участник процесса обучения увидел всю организацию собственной деятельности на уроке в соответствии с целями и программой и оценил её;

  • Выявление и уточнение результатов деятельности на уроке(найденный факты, сформулированные проблемы, обнаруженные различия в подходах, понимании и т. д.);

  • Осознание способов деятельности;

  • Время размышлений, когда полученная на уроке информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается как учителем, так и учеником, а затем соединяется;

  • Определение своих образовательных приращений как учеником (узнал, что; узнал как; узнал зачем; узнал я), так и учителем (поняла, что; поняла как, поняла зачем, поняла я);

  • Проектирование дальнейших планов и программ каждым в отдельности и совместных;

  • Осмысление в целом предложенной на уроке работы, самоанализ, самооценка.

Таким образом, рефлексия – это не только припоминание главного из урока, это прежде всего, осознание способов деятельности, обнаружение её смысловых особенностей, выявление образовательных приращений ученика и учителя.

Проблема, которую приходится решать учителю на уроке, состоит в том, что ученики часто не испытывают потребности в осознании своего развития или приращения, не обнаруживают причин своих проблем или результатов, затрудняются сказать, что именно происходит в их деятельности.

Рефлексия урока – это организуемый педагогом процесс. Формы образовательной рефлексии различны: устное обсуждение, письменное акцентирование, графическое изображение происходящих изменений.

В рефлексии, как пишет Н.А. Морева, есть несколько последовательных шагов, реализация которых подчиняется ряду требований:

  1. Предметная учебная деятельность должна быть завершена.

  2. Учащемуся даётся инструкция по восстановлению последовательности выполнения учебных действий, даже тех, которые он не считает важными.

  3. Учащемуся предлагаются параметры рефлексивной деятельности или предоставляется правило самостоятельного выбора.

  4. Осознание учащимися результатов рефлексивной деятельности происходит за счёт использования разнообразных вербальных, графических методов.

  5. В процессе рефлексии учащемуся предлагается не только высказать своё отношение к занятию, выразить ощущения, но и осознать свои достижения, которые способствуют закреплению знаний.

  6. Рефлексия учащимися своей деятельности может быть двух видов: ТЕКУЩАЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМАЯ ПО ХОДУ ЗАНЯТИЯ; ИТОГОВАЯ, ЗАВЕРШАЮЩАЯ определённый замкнутый период деятельности (в конце изучения темы, раздела, четверти, учебного года).

  7. Для формирования рефлексивных навыков на начальном этапе учащимся может быть предложен алгоритм самоанализа и самооценки.

Возможны и иные рефлексивные приёмы.

  • Благодарю (когда ученик может высказать слова благодарности любому за работу на уроке).

  • Ассоциация (учащимся предлагается из картинок выбрать две: первая иллюстрирует состояние ученика до начала урока, вторая – по окончании).

  • Мой рисунок настроения (учащимся даётся изобразить своё настроение).

  • Экспресс-опрос.

Я сегодня удовлетворён собой на уроке:

- полностью;

- не удовлетворён совсем.

Я:

- извлёк большую пользу из урока;

- не извлёк пользы;

- остался абсолютно равнодушным.

Для меня в сегодняшнем уроке было:

- абсолютно бесполезным…;

- неприятным…;

- самым полезным…

Моей работе сегодня

- помогал…;

- мешал….

  • Продолжи предложение:

На уроке я:

- узнал;

- понял;

- научился.

Лучше всего на уроке у меня получилось…

Основные трудности были..

У меня произошли изменения:

- в знаниях по предмету;

- в моих творческих способностях;

- в умении осознать себя.

Сам себе я желаю…

  • Ответы на вопросы:

- Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо?

- Что не оправдалось и почему?

- Мои и ваши перспективы.

Рефлексия урока самим педагогом осуществляется через разные варианты разные варианты самоанализа объектами рефлексии являются: мотивы собственной педагогической деятельности; отношение преподавателя к себе, учащимся, инновациям; индивидуальный стиль педагогической деятельности; механизм педагогического взаимодействия; педагогическая техника; авторская технология педагога; разбор допущенных методических ошибок и неточностей и т. д.

Элементарной формой рефлексии являются ответы педагога на вопросы:

- Что я увидел, придя на урок?

- Что мне захотелось сделать в качестве ответной реакции на действия учащихся и что я сделал?

- Какие чувства владели мной на протяжении всего хода урока по отношению к ученическому коллективу, отдельным учащимся, учебной информации, которую пришлось излагать, к самому себе?

- За что я могу себя похвалить?

- над чем мне стоит задуматься? …

В целом важной чертой современного урока становится преобладание детской ученической самооценки. Самокоррекции по отношению к учительским замечаниям и оценке со стороны.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!