Использование технологии критического мышления на уроках
в начальной школе.
Мышление развивается в проблемной ситуации,
когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете.
(Слайд 2) (Л. Выготский)
Современная начальная школа для ребёнка – это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения. Выпускник начальной школы прежде всего должен уметь учиться. У него должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД). Об этом нам говорят новые образовательные стандарты. Чтобы их реализовать, необходимо использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии. Среди многих меня очень заинтересовала «Технология развития критического мышления».
Что такое критическое мышление? «Критическое мышление – это поиск здравого смысла (как рассудить объективно и поступить логично с учётом, как к своей точке зрения, так и других мнений) и умение отказаться от собственных предубеждений» (Д. Вуда) (Слайд 3).
Цель ТРКМ: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни, а значит и развитие УУД. (Слайд 4)
Основные характеристики критического мышления: взвешенность, логичность и целенаправленность, вероятность получения желаемого результата.
Задачи ТРКМ:
Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Развитие аналитического, критического мышления. (Слайд 5)
Основные идеи технологии РКМЧП:
Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.
Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.
Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.
Существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.
Критическое мышление, таким образом, – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка.
Свойства критического мышления
- оценочность
- рефлексивность
- открытость (непринятие догм)
- развивающий характер мышления (путем наложения новой информации на имеющийся жизненный опыт)
По мнению авторов, технология развития критического мышления направлена на развитие определенных качеств обучающихся, личностных функций, достижение прогнозируемых результатов.
Слайд 6
Качества обучающихся | Личностные функции | Прогнозируемые результаты |
- Готовность к планированию. - Гибкость. - Настойчивость. - Готовность исправлять ошибки. - Осознание. - Поиск компромиссных решений. | - изобретательность (способность к выбору) - рефлексия (способность оценивать свои действия) - бытийность (поиск смысла жизни и творчества) - формирующая (формирование образа «Я») - ответственность («Я отвечаю за все») - автономность личности. | - формирует самостоятельность мышления и способы самостоятельной работы у учащихся: - дает возможность педагогу сознательно управлять образовательным процессом в системе «ученик – учитель», а также влиять на цели, методы осуществления и результаты обр. процесса. |
Качества обучающихся
По мнению Д. Халперна, для развития критического мышления у учащегося должны быть сформированы следующие качества:
- Готовность к планированию. Важно уметь упорядочивать мысли, выстраивать последовательность изложения. Упорядоченность мысли – признак уверенности.
- Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией.
- Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.
- Готовность исправлять ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает верные выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения.
- Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.
- Поиск компромиссных решений.
Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний.
Личностные функции обучающихся
Технология «Развитие критического мышления » реализуется в аспекте личностно-ориентированного обучения. При этом «Реализация личностно-ориентированного обучения предполагает осуществление такого педагогического руководства деятельностью учащихся, которое позволило бы им проявить личностные функции» (П.Е. Решетников).
При этом к личностным относятся функции:
- изобретательности (способность к выбору)
- рефлексии (способность оценивать свои действия)
- бытийности (поиск смысла жизни и творчества)
- формирующая (формирование образа «Я»)
- ответственности («Я отвечаю за все»)
- автономности личности
По мнению авторов, в аспекте прогнозируемых результатов, данная технология:
- формирует самостоятельность мышления и способы самостоятельной работы у учащихся:
- дает возможность педагогу сознательно управлять образовательным процессом в системе «ученик – учитель», а также влиять на цели, методы осуществления и результаты обр. процесса
Уроки, выстроенные по технологии "критического мышления", побуждают детей самих задавать вопросы и активизируют к поиску ответа. Структура занятия в концепции "критического мышления" состоит из трёх этапов
Слайд. 8 Особенности проектирования урока по технологии РКМ.
Название этапа | Основные методы и приемы | Формы организации работы учащихся |
I стадия. Вызов. | Кластер. Корзина идей. Бортовой журнал (этот метод можно использовать и на стадии осмысления и рефлексии). | Работа ведется индивидуально, в парах или группах. |
II стадия. Осмысление содержания. | Дерево предсказаний. ИНСЕРТ. Двойной дневник. Чтение с остановками. | Работа ведется индивидуально или в парах. |
III стадия. Рефлексия. | Аргументированное эссе. Синквейн | Работа ведется индивидуально, в парах или группах. |
Первый этап – ВЫЗОВ. Функции этапа:
актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
пробудить к ней интерес;
активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
структурировать последующий процесс изучения материала.
Деятельность учителя:
направленность на вызов у учащихся уже имеющихся знаний;
активизация их деятельности;
мотивация к дальнейшей работе.
Деятельность учащихся:
Приемы и методы:
рассказ-предположение по ключевым словам;
систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;
верные и неверные утверждения;
перепутанные логические цепочки
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается.
Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:
получение новой информации;
ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);
соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;
поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.
Деятельность учителя:
Деятельность учащихся:
читают, слушают текст, используя, предложенные учителем активные методы чтения;
делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации.
Приемы и методы активного чтения:
маркировка («+», «-», «v», «?»);
двойной дневник;
поиск ответов на поставленные в первой части вопросы;
проверка первоначальных предположений.
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, материал параграфа).
Работа ведется индивидуально или в парах.
Третий этап – РЕФЛЕКСИЯ. Функции этапа:
выражение новых идей и информации собственными словами;
целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
анализ всего процесса изучения материала;
выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).
Деятельность учителя:
следует вернуть учащихся к первоначальным записям -предположениям;
внести изменения, дополнения;
дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации
Деятельность учащихся:
Приемы и методы:
возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
ответы на поставленные вопросы;
заполнение кластеров, таблиц;
написание творческих работ;
исследования по отдельным вопросам темы
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации; работа ведется индивидуально, в парах или группах
Некоторые методы и приемы технологии «Развитие технологии развития критического мышления»
Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Возможность комбинирования техник имеет немаловажное значение и для самого педагога – он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами.
Вот примеры фрагментов уроков на стадии «Вызов»:
Урок «Окружающий мир» тема «Почва» (Слайд 9)
Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.
Вопросы:
… ветер может разрушить горы?
… опавшие осенью листья вредят почве?
… 1см почвы образуется за 300 лет?
… норы животных, живущих в почве, разрушают её?
… растения участвуют в образовании почвы?
… почва и камень родственники?
… почва – наша кормилица?
- Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы.
- Мы говорим почва. А что же такое почва?
Приём «Корзина идей» (Слайд 10)
Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:
Почва – это … 
_ … земля
Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.
Постановка целей урока.
- Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит найти научный ответ на вопрос, что такое почва.
- Обсудите в группе, а что ещё вам было бы интересно узнать о почве.
Заслушиваются вопросы детей. Среди интересующих детей вопросов были следующие: Откуда взялась почва? Из чего она состоит? Много ли на Земле почвы? Где на Земле нет почвы? Может ли почва исчезнуть? К ним вернемся на последующих уроках.
На стадии вызова может использоваться Приём «Кластер» (Слайд 11)
Кластер – это графическая организация материала, показывающая
смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе означает
пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто
думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое
понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это
слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии
вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На
стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и
групповой работы, как в классе, так и дома.
Например Окружающий мир. «Природные зоны. Лес»

Окружающий мир. «Организм человека» Эту тему сейчас проходим в 4 классе и составляем такой кластер, который с каждым уроком разрастается и служит опорой для пересказа и позволяет лучше запоминать изученный материал.
(Слайд 12)

Некоторые приёмы стадии «Осмысление»:
«Инсерт», «Чтение с остановками», схема «Фишбоун»-«Рыбий скелет», таблица « Плюс – минус - интересно», таблица «ЗХУ», «Таблица – синтез», «Сводная таблица», «Концептуальная таблица», таблица «Что? Где? Когда? Почему?» и другие приёмы
Приём «Инсерт» (Слайд 13)
- Во время чтения текста делайте на полях пометки: «V» - уже знал; «+» - новое для меня; «-» - думал иначе; «?» - не понял, есть вопрос.
Проверка понимания и первичное закрепление.
- Что было для вас знакомым из прочитанного?
- Что нового вы узнали для себя из этого текста?
- У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?
Прием маркировки текста «Инсерт» (Слайд 14)
Летом солнце высоко поднималось в небе, дни были длинными. Поэтому земля получала много тепла. Осенью солнце поднимается в небе не так высоко, дни становятся короче, чем летом. Поэтому похолодало. Первые заморозки обычно бывают в начале сентября. А ближе к середине сентября бывает последняя гроза. В самом конце осени происходит ледостав - реки, озёра, пруды покрываются льдом. А вскоре и вся земля оденется в белый снеговой наряд. … | V V + ? - |
Приём «Сводная таблица». (Слайд 15)
Следующий прием - это прием «Сводная таблица». Например, урок ОМ во 2 классе по теме «КАКИЕ БЫВАЮТ ЖИВОТНЫЕ»
При рассмотрении разнообразия животных – заполняется сводная таблица по определённым признакам.
Название группы | Количество ног | Покровы |
Звери | 4 ноги | шерсть |
Птицы | 2 ноги, 2 крыла | перья |
Рыбы | плавники | чешуя |
Насекомые | 6 ног | - |
Земноводные | | голая кожа |
Пресмыкающиеся | | роговые чешуйки |
Приём таблица «ЗХУ» (Слайд 16)
Прием «Таблица ЗХУ». Если вы хотите на уроке собрать уже имеющийся по
теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их,
тогда вам подходит таблица "знаю - хочу знать – узнал». Дети с помощью этой
таблицы собирают воедино имеющиеся у них знания по данной теме,
обосновывают и систематизируют поступающие данные.
Например, на уроке математики в третьем классе при изучении темы
«Уравнения» на стадии вызова заполняются первые два столбика таблицы
«ЗХУ», третий столбик ребята заполняют при подведении итога урока на стадии
рефлексии.
Таблица «ЗХУ»
Знаю | Хотим узнать | Что нового узнали |
1.Таблицу умножения и деления. | 1. Все ли виды уравнений мы изучили. | 1. Что решить уравнение – значит найти все его корни |
2.Название компонентов действий. | 2. Есть ли затруднения в решении уравнений, и какие. | 2.Что при чтении уравнений и буквенных выражений названия букв х, у и z мужского рода, названия остальных латинских букв – среднего рода, склонять названия букв в математике не принято. |
3.Что такое уравнение | 3.Алгоритм решения уравнений. | 3. Что французский ученый Рене Декарт в ХVI веке ввел привычную нам буквенную запись уравнений. 4. Алгоритм простого уравнения. |
Некоторые приёмы стадии «Рефлексия»:
«Шесть шляп», «Ромашка вопросов», «Синквейн» и другие (Слайд 17)
Прием «Шесть шляп критического мышления» Этот прием обычно
используется на стадии обобщения и систематизации . т.е. на стадии рефлексии.
Суть приема состоит в следующем: класс делится на шесть групп, каждая группа «примеряет свою шляпу», высказывается шесть точек зрения на одну и ту же
проблему. «Белая шляпа» - статистическая (констатируются факты по проблеме, без их обсуждения). «Желтая шляпа» - положительная (высказываются положительные моменты). «Черная шляпа» - негативная (группа констатирует
отрицательные моменты по изучаемой проблеме). «Синяя шляпа» -
аналитическая (проводится анализ: группа отвечает на вопросы: Почему?,Зачем?, Связи?). «Зеленая шляпа»- творческая (можно высказывать самые«бредовые» идеи и предположения). «Красная шляпа» - эмоциональная (группа формулирует свои эмоции , которые они испытывали при работе с материалом).
Например, Окружающий мир. «Полезные ископаемые»
Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей.
Белая шляпа. Факты. Полезные ископаемые бывают твердые, жидкие и газообразные.
Жёлтая. Позитивное мышление. Для жизни человека и производства необходима добыча полезных ископаемых.
Черная. Проблема. При добычи полезных ископаемых нарушается экологическое равновесие и происходит загрязнение окружающей среды.
Красная. Эмоции. Больше всего на уроке нам понравилось рассматривать полезные ископаемые и выделять их свойства.
Зеленая. Творчество. Местонахождение залежей многих ископаемых человеку еще не известно.
Синяя .Философия. Обобщают высказывания каждой группы.
Синквейн.
Синквейн – стихотворение, состоящее из пяти строк и написанное по определенным правилам
Показ на слайде составленного синквейна на русском языке по теме «Суффикс». Правила написания «Синквейна»: на слайде. Совместное составление синквейна на тему учитель, ученик.
Таким образом, применение данных приемов на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира, позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.