Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Представляю вашему вниманию мой педагогический опыт и надеюсь, вам будет интересно.
Тема моего педагогического опыта:
« Использование технологии проблемного обучения как средство патриотического воспитания».
Почему эта тема волнует меня? Ответ простой: это нужно нашим детям. В истории нашей страны, был довольно продолжительный период, когда национальная культура практически выпала из нашей жизни, (мы все знаем это время), гораздо больший интерес вызывала культура других стран. И лишь недавно мы осознали, что в нашей стране есть и свои особенности, которые нужно поддерживать и развивать, и что традиции, сформировавшиеся за много веков не случайны – это то, что лучше всего поддерживает и нравственность, и самооценку людей, и творческий потенциал.
Актуальность выбранной мною темы определена социальным заказом общества, который отражён в Федеральном государственном образовательном стандарте по развитию личностных универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, формируемые на уроках музыки, тесно связаны с достижением метапредметных результатов, т.е. таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно в наше время, потому что в современном мире требуются такие качества человека как мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. В федеральном государственном образовательном стандарте отмечено: «Духовно – нравственное воспитание на основе традиций благотворно влияет на все стороны взаимоотношений человека с миром». В этом я вижу актуальность своего педагогического опыта.
Педагогическая цель моей деятельности:
Формирование у детей любви к Родине, к родному краю, его истории, культуре и традициям.
В связи с этим я решаю следующие задачи:
Пробуждать интерес к казачьей культуре, творчеству, обычаям и традициям;
Воспитывать духовно – нравственные ценности на основе семейных ценностей Донского казачества;
3. Чтить и продолжать традиции Донского края.
Проблемное обучение – конечно, не абсолютно новое явление в педагогике. В прошлом с ним связаны известные имена: Каменский, Ушинский, Сухомлинский, Виноградов. В настоящее время вопросами проблемного обучения занимаются такие выдающиеся ученые, как Махмудов, Кудрявцев, Селевко.
Методические основы проблемного обучения на моих уроках – это, прежде всего:
Самостоятельность музыкального мышления;
Открытие неизвестного, нового.
Проблемные ситуации на уроке музыки я создаю для того, чтобы у ребёнка возникла потребность в поисковой деятельности и желание открыть неизвестное, новое, удивительное.
Наверное, все будут со мной согласны, что воспитание патриотизма – это неотъемлемая часть любой системы образования.
Я сама патриот. Я очень люблю наш Донской край, его историю, песни, традиции. И эту свою любовь я стараюсь передавать детям, на уроках, на внеклассных занятиях. Рассказываю об истории Донского края, о казаках. Организовываю мероприятия, которые помогают детям понять родные истоки и прикоснуться к нашему краю:
- знакомство с народной музыкой, историей народа, его традициями и обычаями;
- знакомство с историей Отечества, символикой, историческим наследием;
- знакомство с культурой, традициями Донского казачества.
Особую востребованность получает идея возрождения уникального для России субэтноса – казачества, чьи традиции связаны с установками на духовное единство.
В настоящее время появились позитивные тенденции возрождения и сохранения народных традиций казачества.
Процесс проблемного обучения я осуществляю следующим образом: постановки задания и поиска неизвестного посредством самостоятельного исследования. Моя работа, как учителя музыки, направлена на внедрение современных образовательных технологий, поскольку сегодня заявлен запрос не просто на человека, а на личность.
Для реализации целей и задач технологии проблемного обучения я использую в своей педагогической практике различные способы и приемы организации процесса обучения, при которых учащиеся не только усваивают информацию, запоминают факты, но и умеют применять их на практике в аналогичных и измененных условиях.
Проблемные задания на уроке составляются с учетом всех видов деятельности: при восприятии музыки, музицировании, выполнении занимательных и домашних заданиях.
Восприятие музыки – один из основных и важных видов деятельности на уроке. Услышать музыку — значит почувствовать и пережить чувства, по-новому размышлять об окружающей жизни, «вживаться» в музыкальный образ, пройти школу духовного, нравственного совершенства.
На каждом уроке нужна проблема, новизна, неожиданность, интригующая ситуация, актуальная и доступная конкретному классу.
На своих уроках при слушании и анализе музыки я использую различные методы и приемы, которые способствуют организации учебно-познавательной деятельности учащихся в условиях проблемной ситуации: - - инсценирование песен, театрализация;
- написание эссе;
- описание музыкального образа после слушания музыки, придумывание названия произведения;
Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, - пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения.
Программа по музыке раскрывает наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка “вечные темы” искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества.
Темы, составляющие содержание школьного урока музыки, четко определяются учебной программой, но я творчески подхожу к содержанию данных тем, используя для этого элементы казачьей музыкальной культуры.
Патриотическое воспитание на моих уроках осуществляется через:
- постижение основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора и духовной музыки, произведений композиторов-классиков;
- введение ребенка в мир музыки посредством интонаций, образов русской музыкальной культуры “от родного порога”;
- знакомство с народной музыкой, историей народа, его традициями и обычаями;
- знакомство с историей Отечества, символикой, историческим наследием;
- знакомство с культурой, традициями Донского казачества.
Урок музыки – это урок искусства, урок творчества, а значит и домашние задания должны быть творческими.
Важными критериями домашних заданий, повышающих интерес к музыке как школьному учебному предмету, являются элементы занимательности, смекалки, проблемности. Это воплощается в таких творческих, проблемных домашних заданиях как: рисунки, поделки, стихи, сочинения, музыкальные кроссворды, рефераты, творческие проекты с их творческой защитой.
Домашние задания позволяют учителю иметь чёткое представление о возможностях каждого ученика, диагностируя динамику развития его музыкальных и творческих способностей. Система домашних заданий помогает учителю корректировать и прогнозировать дальнейшую работу с учащимися.
А сейчас я хочу поделиться опытом своей работы по использовании технологии проблемного обучения и патриотическому воспитанию средствами музыкального искусства.
В начальных классах в процессе реализации темы «Взаимодействие песенности, танцевальности и маршевости» обращаюсь к строевым казачьим песням, которые исполнялись в строю во время походов, военных смотров и учений. Они связаны с условиями своего исполнения: «пешие» («пехотные») поются «под шаг»; «кавалерийские» – поются под ход коня.
Раскрывая тему жанрового многообразия музыки, обращаюсь к жанру танца, его значению в жизни человека, разнообразию танцев разных времен и народов. Обязательно указываю на казачью хореографию, отличавшуюся большим своеобразием , где есть элементы военной (боевой) гимнастики, скачек, пешего хода, джигитовки и т.д.
В процессе реализации темы «Можем ли мы «услышать» живопись?» использую репродукции жизни и быта казаков.
Для развития музыкально- эстетическго опыта учащихся провожу аналогию между картинами и музыкой ; предлагаю ответить на вопросы: «Какая казачья песня «звучит» в данной картине?»,
«Звуки какого казачьего праздника вы услышали?» и т. д
Раскрывая тему «Преобразующая сила музыки», рассказываю о боевых песнях казаков, большинство из которых по своему содержанию были призваны поднимать боевое настроение.
Здесь учим строевые и военные песни казаков, применяю проблемный подход - ответы на вопросы о воздействии данной песни на слушателей и исполнителей, о том, помогала ли она казакам совершать подвиги, сплачиваться для борьбы с врагом и т. д.
Любимым образом казачьего фольклора является образ коня, который играл огромную роль в жизни казака, был верным другом и надежной опорой всегда. Поэтому обращаемся к казачьим поговоркам, которые иллюстрируют отношение казака к коню: «Конь подо мной – то и Бог надо мной», «Казак сам не поест, а коня накормит», «Казаку конь себя дороже», «Без коня казак кругом сирота», «Казак без коня что солдат без ружья» и т.д.
В 5 классе ряд уроков посвящены патриотизму, такие, как
«Сила музыки в годы ВОВ», «Красота и правда музыки о героях ВОВ». Подготовка и проведение мероприятий решается на совместном заседании классных руководителей, членов родительского комитета, иногда даже с привлечением поселковой общественности…. ( показ слайдов с фото)
Мониторинг учебной деятельности по использованию технологии проблемного обучения как средство воспитания патриотизма показывает, что в использовании данной технологии существуют нераскрытые возможности для развития творческого мышления учащихся. Урок музыки как предмет эстетического цикла позволяет наиболее полно раскрыть творческие возможности каждого ученика. Чувство любви к родному краю обретаются самостоятельно и переживаются индивидуально. Задача взрослых, как педагогов, так и родителей, пробудить в ребенке это чувство, именно пробудить, а не навязать. Вся система моей работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие у детей патриотических чувств, формированию художественного вкуса, эстетического восприятия, нахождению каждым ребёнком своего места в окружающем мире.
Результатом реализации данного педагогического опыта я считаю становление активной жизненной позиции учащихся, развитии потребности в знаниях и познании, приоритете мышления над репродукцией заученного, формирование социально-активной личности гражданина и патриота.
Своим коллегам на открытых уроках, внеклассных мероприятиях, выступлениях на методическом объединении я продемонстрировала свой опыт по данной теме и нашла в их лице единомышленников. Это и есть обеспечение выхода на надпредметность. Условие успешности, результативности данного опыта я вижу в совместной проблемно - творческой работе учащихся, учителя родителей.
Я считаю, что данный опыт может быть использован в педагогической практике учителей начальных классов, учителей – словесников, истории, географии, всех педагогов, заинтересовавшихся данным опытом.
Спасибо за внимание!