СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование технологии проблемного обучения как средство патриотического воспитания

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методичсекий семинар по использованию технологии проблемного обучения как средство патриотического воспитания. Семинар разработан для учителей музыки. Семинар раскрывает методические приемы моей работы, а также цели и задачи, применяемые в своей педагогичсекой практике. Семинар был представлен на муниципальном конкурсе "Учитель года 2016.". В данном докладе раскрывается смысл того, что духовно-нравственное воспитание на основе традиций благотворно влияет на все стороны взаимоотношений человека с миром.

Просмотр содержимого документа
«Использование технологии проблемного обучения как средство патриотического воспитания»

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Представляю вашему вниманию мой педагогический опыт и надеюсь, вам будет интересно.

Тема моего педагогического опыта:

« Использование технологии проблемного обучения как средство патриотического воспитания».

Почему эта тема волнует меня? Ответ простой: это нужно нашим детям. В истории нашей страны, был довольно продолжительный период, когда национальная культура практически выпала из нашей жизни, (мы все знаем это время), гораздо больший интерес вызывала культура других стран. И лишь недавно мы осознали, что в нашей стране есть и свои особенности, которые нужно поддерживать и развивать, и что традиции, сформировавшиеся за много веков не случайны – это то, что лучше всего поддерживает и нравственность, и самооценку людей, и творческий потенциал.

Актуальность выбранной мною темы определена социальным заказом общества, который отражён в Федеральном государственном образовательном стандарте по развитию личностных универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, формируемые на уроках музыки, тесно связаны с достижением метапредметных результатов, т.е. таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно в наше время, потому что в современном мире требуются такие качества человека как мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. В федеральном государственном образовательном стандарте отмечено: «Духовно – нравственное воспитание на основе традиций благотворно влияет на все стороны взаимоотношений человека с миром». В этом я вижу актуальность своего педагогического опыта.





Педагогическая цель моей деятельности:

Формирование у детей любви к Родине, к родному краю, его истории, культуре и традициям.

В связи с этим я решаю следующие задачи:

  1. Пробуждать интерес к казачьей культуре, творчеству, обычаям и традициям;

  2. Воспитывать духовно – нравственные ценности на основе семейных ценностей Донского казачества;

3. Чтить и продолжать традиции Донского края.

Проблемное обучение – конечно, не абсолютно новое явление в педагогике. В прошлом с ним связаны известные имена: Каменский, Ушинский, Сухомлинский, Виноградов. В настоящее время вопросами проблемного обучения занимаются такие выдающиеся ученые, как Махмудов, Кудрявцев, Селевко.

Методические основы проблемного обучения на моих уроках – это, прежде всего:

  1. Самостоятельность музыкального мышления;

  2. Открытие неизвестного, нового.

Проблемные ситуации на уроке музыки я создаю для того, чтобы у ребёнка возникла потребность в поисковой деятельности и желание открыть неизвестное, новое, удивительное.

Наверное, все будут со мной согласны, что воспитание патриотизма – это неотъемлемая часть любой системы образования.

Я сама патриот. Я очень люблю наш Донской край, его историю, песни, традиции. И эту свою любовь я стараюсь передавать детям, на уроках, на внеклассных занятиях. Рассказываю об истории Донского края, о казаках. Организовываю мероприятия, которые помогают детям понять родные истоки и прикоснуться к нашему краю:

- знакомство с народной музыкой, историей народа, его традициями и обычаями;

- знакомство с историей Отечества, символикой, историческим наследием;

- знакомство с культурой, традициями Донского казачества.

Особую востребованность получает идея возрождения уникального для России субэтноса – казачества, чьи традиции связаны с установками на духовное единство.

В настоящее время появились позитивные тенденции возрождения и сохранения народных традиций казачества.

Процесс проблемного обучения я осуществляю следующим образом: постановки задания и поиска неизвестного посредством самостоятельного исследования. Моя работа, как учителя музыки, направлена на внедрение современных образовательных технологий, поскольку сегодня заявлен запрос не просто на человека, а на личность.

Для реализации целей и задач технологии проблемного обучения я использую в своей педагогической практике различные способы и приемы организации процесса обучения, при которых учащиеся не только усваивают информацию, запоминают факты, но и умеют применять их на практике в аналогичных и измененных условиях.

Проблемные задания на уроке составляются с учетом всех видов деятельности: при восприятии музыки, музицировании, выполнении занимательных и домашних заданиях.

Восприятие музыки – один из основных и важных видов деятельности на уроке. Услышать музыку — значит почувствовать и пережить чувства, по-новому размышлять об окружающей жизни, «вживаться» в музыкальный образ, пройти школу духовного, нравственного совершенства.

На каждом уроке нужна проблема, новизна, неожиданность, интригующая ситуация, актуальная и доступная конкретному классу.

На своих уроках при слушании и анализе музыки я использую различные методы и приемы, которые способствуют организации учебно-познавательной деятельности учащихся в условиях проблемной ситуации: - - инсценирование песен, театрализация;

- написание эссе;

- описание музыкального образа после слушания музыки, придумывание названия произведения;

Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, - пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения.

Программа по музыке  раскрывает  наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка “вечные темы” искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества.
Темы, составляющие содержание школьного урока музыки, четко определяются учебной программой,  но я творчески подхожу  к содержанию данных тем, используя для этого элементы казачьей музыкальной культуры.
 Патриотическое  воспитание  на  моих  уроках  осуществляется через: 

- постижение основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора  и духовной музыки, произведений композиторов-классиков;
-  введение ребенка в мир музыки посредством интонаций, образов русской музыкальной культуры “от родного порога”;
- знакомство с народной музыкой, историей народа, его традициями и обычаями;
- знакомство с историей Отечества, символикой, историческим наследием;
- знакомство с культурой,  традициями  Донского казачества.

Урок музыки – это урок искусства, урок творчества, а значит и домашние задания должны быть творческими.

Важными критериями домашних заданий, повышающих интерес к музыке как школьному учебному предмету, являются элементы занимательности, смекалки, проблемности. Это воплощается в таких творческих, проблемных домашних заданиях как: рисунки, поделки, стихи, сочинения, музыкальные кроссворды, рефераты, творческие проекты с их творческой защитой.

Домашние задания позволяют учителю иметь чёткое представление о возможностях каждого ученика, диагностируя динамику развития его музыкальных и творческих способностей. Система домашних заданий помогает учителю корректировать и прогнозировать дальнейшую работу с учащимися.

А сейчас я хочу поделиться опытом своей работы  по использовании технологии проблемного обучения и  патриотическому воспитанию средствами музыкального искусства.
В начальных классах в процессе реализации  темы «Взаимодействие песенности, танцевальности и маршевости» обращаюсь к строевым казачьим песням, которые исполнялись в строю во время походов, военных смотров и учений. Они связаны с условиями своего исполнения: «пешие» («пехотные») поются «под шаг»; «кавалерийские»  – поются под ход коня.
Раскрывая тему жанрового многообразия музыки,  обращаюсь  к жанру танца, его значению в жизни человека, разнообразию танцев разных времен и народов. Обязательно  указываю  на казачью хореографию, отличавшуюся большим своеобразием ,  где есть   элементы военной (боевой) гимнастики, скачек, пешего хода, джигитовки и т.д.
В процессе реализации темы  «Можем ли мы «услышать» живопись?» использую   репродукции жизни и быта казаков.
Для развития   музыкально- эстетическго опыта  учащихся   провожу аналогию между картинами и музыкой ; предлагаю ответить на вопросы: «Какая казачья песня «звучит» в данной картине?»,                     
«Звуки какого казачьего праздника вы услышали?» и т. д
Раскрывая тему «Преобразующая сила музыки», рассказываю  о боевых песнях казаков, большинство из которых по своему содержанию были призваны поднимать боевое настроение.
Здесь учим строевые и военные песни казаков, применяю  проблемный подход  - ответы  на вопросы о воздействии данной песни на слушателей и исполнителей, о том, помогала ли она казакам совершать подвиги, сплачиваться для борьбы с врагом и т. д.
 Любимым образом казачьего фольклора является образ коня, который играл огромную роль в жизни казака, был верным другом и надежной опорой всегда. Поэтому обращаемся к  казачьим  поговоркам, которые иллюстрируют  отношение казака  к коню: «Конь подо мной – то и Бог надо мной», «Казак сам не поест, а коня накормит», «Казаку конь себя дороже», «Без коня казак кругом сирота», «Казак без коня что солдат без ружья» и т.д.
В 5 классе  ряд уроков посвящены патриотизму,  такие, как
«Сила музыки в годы ВОВ», «Красота и  правда музыки о героях ВОВ». Подготовка и проведение мероприятий решается на совместном заседании классных руководителей, членов родительского комитета, иногда даже с привлечением поселковой общественности…. ( показ слайдов с фото)

Мониторинг учебной деятельности по использованию технологии проблемного обучения как средство воспитания патриотизма показывает, что в использовании данной технологии существуют нераскрытые возможности для развития творческого мышления учащихся. Урок музыки как предмет эстетического цикла позволяет наиболее полно раскрыть творческие возможности каждого ученика. Чувство любви к родному краю обретаются самостоятельно и переживаются индивидуально. Задача взрослых, как педагогов, так и родителей, пробудить в ребенке это чувство, именно пробудить, а не навязать. Вся система моей работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие у детей патриотических чувств, формированию художественного вкуса, эстетического восприятия, нахождению каждым ребёнком своего места в окружающем мире.

Результатом реализации данного педагогического опыта я считаю становление активной жизненной позиции учащихся, развитии потребности в знаниях и познании, приоритете мышления над репродукцией заученного, формирование социально-активной личности гражданина и патриота.

Своим коллегам на открытых уроках, внеклассных мероприятиях, выступлениях на методическом объединении я продемонстрировала свой опыт по данной теме и нашла в их лице единомышленников. Это и есть обеспечение выхода на надпредметность. Условие успешности, результативности данного опыта я вижу в совместной проблемно - творческой работе учащихся, учителя родителей.

Я считаю, что данный опыт может быть использован в педагогической практике учителей начальных классов, учителей – словесников, истории, географии, всех педагогов, заинтересовавшихся данным опытом.

Спасибо за внимание!










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!