СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование технологии "Шесть шляп мышления" при обучении физике в 7 классе

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приведен пример использования технологии "Шесть шляп мышления" для темы "Равнодействующая сил" 7 класс.

Просмотр содержимого документа
«Использование технологии "Шесть шляп мышления" при обучении физике в 7 классе»

Вебинар, посвященный изучению физики в 7 классе

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ

«ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ» ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ

На современном этапе развития общества человека окружает мощное информационное поле, в котором нелегко ориентироваться не только ребёнку, но и взрослому. Для успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, учащиеся должны овладеть универсальными учебными действиями (УУД). Сформировать у учащихся данные учебные действия позволяет применение метода «Шести шляп» — это простого и практичного способа преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета. Приём «Шесть шляп» позволяет сфокусироваться на одном из способов мышления, максимально продуктивно погрузиться, поработать, прийти к конкретным выводам. В итоге, учащиеся приобретают опыт выступления на публике, когда свою точку зрения надо отстаивать. Кроме того, им предоставляется возможность на физике блеснуть своими знаниями в области других наук. Технология оказывает положительное влияние на развитие монологической и диалогической речи, умение выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение, умение применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний.

Часто при решении физических задач ученики испытывают трудности, которые обусловлены целым рядом причин: попытка удержать в уме всё сразу (в результате – мешанина), склонность не думать, а опираться на чутьё, эмоции и пр. При использовании технологии «Шесть шляп мышления» главная задача учителя – создать такую проблемную ситуацию, которая вызвала бы всестороннее обсуждение, неоднозначные решения и оценки. К примеру, изучение темы «Равнодействующая сил» можно провести так: разбиваем класс на группы-шляпы. Задание: рассмотрите басню Крылова «Лебедь, рак и щука» с точки зрения механики.

Белая шляпа (информационное агентство – знают басню, могут процитировать): перед нами механическая задача на сложение нескольких сил, направление которых определено так: «лебедь рвётся в облака, рак пятится назад, а щука тянет в воду». Результат – «воз и ныне там», т.е. равнодействующая равна нулю.

Красная шляпа (поклонники Крылова, верят ему): самое главное – смысл басни! Да, правило, которое вывел Крылов, не всегда применимо к механике, но кто проверял? Руки прочь от Крылова!

Черная шляпа (пессимисты): не хватает данных – кто конкретно куда двигался, с какой силой…

Желтая шляпа (оптимисты): данные можно получить из текста – сила тяги лебедя направлена против силы тяжести, значит, лебедь не мешает раку и щуке.

Белая шляпа: рак пятится назад, а щука тянет в воду.

Зеленая шляпа(изобретатели): это значит, что воз стоит боком к воде, т.к. вода не может находиться впереди или сзади воза. Из этого следует, что силы рака и щуки не лежат на одной прямой, следовательно, их равнодействующая никак не может быть равной нулю!

Синяя шляпа (организатор): все ли силы рассмотрены? И т.д.

Можно найти вариант использования технологии «Шести шляп мышления» при изучении тем «Работа», «Сообщающиеся сосуды», «Рычаг», «Электроэнергия», «Атомная энергетика» и пр.







Использованная литература


  1. АсмоловА.Г.,.Бурменская Г.В, И.А.Володарская и др«Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий» – 2-е изд. – М.: Просвещение. 2011.

  2. Кучина Т. Н. «Мастерство учителя – успех ученика»: Сборник методических материалов семинара учителей Томской области. Томск, 2006.

  3. Перельман Я. И. «Занимательная физика» - 18-е изд. - М.:Наука. 1999.

  4. Интернет-журнал «Эйдос»

  5. Примеры уроков с использованием технологии "Критическое мышление" (физика, химия, ОБЖ) Режим доступа http://gimn6.ru

  6. Примерные программы по учебным предметам Физика 7 – 9 классы Естествознание 5 класс М: Просвещение 2010 г.

  7. Информационный банк современного учителя. Режим доступа http://www.kmspb.narod.ru./posobie

  8. Стандарты второго поколения. Фундаментальное ядро содержания общего образования. // под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова– 4-е издание, доработанное – М.: Просвещение, 2011.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!