Чебодаева Лариса Александровна,
учитель хакасского языка
МБОУ Лесоперевалочная СОШ-№ 2
Аскизский район
«Использование традиции хакасского народа
в повышении качества образование по региональным предметам»
«Воспитание, если оно не хочет быть бессильным,
должно быть народным, должно быть пронизано народностью».
К.Д.Ушинский
На современном этапе в школьном образовании ведущим направлением педагогического процесса является акцентирование внимания на развитие личности ребенка. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит этнопедагогике. Академик Г. Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику: «Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа».[5] Народные традиции обеспечивают особую психологическую среду, выступая важнейшим средством воспитания растущих детей, где ведущее место занимает подготовка к труду и выбору жизненного пути.
Внеурочная деятельность по хакасскому языку является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы. Она позволяет закрепить знания по предмету, повысить качество, успеваемость, активизировать умственную и творческую деятельность учащихся, сформировать интерес к изучению хакасского языка, позволяет приобщить учащихся к исследовательской деятельности, что способствует успешной социализации учащихся в обществе, формированию компетентной мотивированной личности.
Мною разработана несколько внеурочных программ:
«Весёлая Азбука», «Богатство моего языка», «Хакасия-земля, где я живу», «Путешествуя по родному краю».
«Весёлая Азбука»
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир родного (хакасского) языка. Воспитание интереса к родному языку должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по хакасскому языку, совершенствовать свою речь.
«Богатство моего языка»
Я считаю, что для развития познавательной деятельности большую роль играет использование и изучение местного языкового материала, который имеет и образовательное и воспитательное значение. Владение хакасским языком повышает уровень национального самосознания, способствует формированию личности и её социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного мира. Воспитание интереса к изучению детского фольклора хакасского народа должно пробуждать у учащихся стремление показать богатство родного языка, раскрыть многие его «тайны». Программа данного курса позволяет, что одним из основных факторов воспитания и развития детей является ознакомление с хакасским фольклором. Пословицы и поговорки. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет. Загадка. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления.
Народные песни, тахпахи, колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.
Главная моя задача - добиться, чтобы у детей не пропадал интерес к предмету, чтобы предлагаемый материал был доступен по трудности, поэтому мною, активно применяются игровые технологии. Игровые технологии способствуют как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности.
Игровые моменты вызывают у детей радость в процессе работы, удовольствие при виде результата, пробуждая интерес не только к изучаемым темам, но и к предмету в целом. Через игру обыгрываем обряды хакасов: «Пала тойы», «Пизiктойы», «Тузамахкискен той» и участвуем в общешкольных, муниципальных мероприятиях: «День родного языка», «Дни тюркской письменности», «Чыл пазы», «Тун пайрам». Традиционными уроками с использованием здоровье сберегающей технологии стали уроки: «Традиционная пища хакасов-талған», «Традиция чаепития у хакасов». Целью является значимость блюд хакасской кухни – чайные традиции – в жизни и быте хакасского народа, продемонстрировать знания о традиционном чае из трав, переданные из поколения поколению, подчеркнуть значение чая в поддержании здоровья человека.
Итак, все вышесказанное позволяет практически использовать хакасский фольклорный материал как педагогическое средство в воспитательных целях: воспитание любви к родной культуре, к народному искусству; понимание взаимосвязи культур разных народов через знание исторического прошлого своего народа.
«Хакасия-земля, где я живу»
Цель курса кружка-формирование гармонически развитой и духовно богатой личности, воспитание стремления к самосовершенствованию, развитие познавательной и творческой активности учащихся, расширение их историко-географических представлений о своей республике, воспитание чувства любви и гордости за своё родное село, родной край через исследовательскую деятельность.
Исследовательские проекты дают возможность представить оригинальный опыт изучения проблемы, провести опрос среди одноклассников, проявить собственное творческое видение процесса и результата работы, создать проектный продукт, которым смогут воспользоваться другие.
«Путешествуя по родному краю».
Мы живем в прекрасном месте в Хакасии, рядом с нами удивительная красота природы, многовековые курганы. Что связывает современного человека с прошлым? На этот вопрос помогает ответить изучение культуры своего народа, нравов и обычаев. В ходе учебно-воспитательной деятельности мною разработана программа «Путешествие по родному краю» - краеведение, осмысление истории родного края. Целью данной программы является приобщение школьников к национальным культурным традициям, гармоничное развитие личности учащихся на основе знаний о прошлом своего народа.
Задачей ставлю воспитать уважение и пробудить интерес учащихся к истории и культуре своего и других народов, к истории своего края, воспитать национальное самосознание, бережного отношения к природе. Формы работы: экскурсии и тематические походы по родному краю, тематические праздники, сбор и оформления материалов для школьного музея.
Совершая экскурсии, походы по родному краю, ведем описание памятников истории, культуры и природы, оформляем стенды, собираем экспонаты для школьного музея.
Проводимая нами работа общественно и личностно значима, очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Пробудить в ребенке потребность любить свой край, желание жить в гармонии с живой природой.
Заключение.
Необходимо воспитывать у детей современное сознание, которое позволит ему жить, бороться и развиваться в окружающем, любимому краю, но в тоже время оставаться преданным своему народу, традициям своих отцов и дедов.
Изучение, освоение народных традиций – путь к формированию творческой личности, способной постичь красоту и непреходящую ценность духовной культуры народа, понять и оценить вклад каждого народа в сокровищницу общечеловеческой духовной культуры.
Список литературы:
1. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. 2001. С.298
2. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. 2001. С.43-48
Волков Г.Н. Этнопедагогическое осмысление процесса современного воспитания // Материалы науч.