Информационные технологии в учебном процессе. Я думаю, что этим сегодня вряд ли кого удивишь.
На уроках я достаточно активно использовала учебные диски, презентации, которые создавала сама или которые были позаимствованы из сети Интернет. Кроме того, я очень часто предлагала школьникам подготовить работы по географии с использованием ресурсов сети Интернет (доклады, рефераты, презентации к урокам и проектам). Но я никогда не работала с цифровыми образовательными ресурсами. Эта тема очень заинтересовала меня, и я провела несколько уроков с использованием ЦОР по теме «Гидросфера» для учеников 6 класса.
В моем кабинете есть экран, проектор и один ноутбук с выходом в сеть Интернет. Поэтому работу с ЦОРами я организую следующим образом для фронтальной работы с классом (при изучении нового материала, его закреплении), а также для индивидуальной работы учеников во время урока. Например, во время устного опроса учеников по домашнему заданию по очереди один, два ученика могут поработать за компьютером с предложенным цифровым ресурсом. При проведении уроков стараюсь дать возможность индивидуально поработать с ресурсами разным учащимся. Также рекомендую ЦОРы для домашней работы всем школьникам.
В кабинете на ноутбуке есть локальное хранилище ЦОР (которое я создала, используя ресурсы Единой коллекции цифровых ресурсов) и если у школьников нет возможности работы с ЦОРом дома, то они могут поработать с ним после уроков в кабинете географии.
Наглядные учебные материалы по географии (таблицы, карты) приходят в негодность или устаревают, а приобретение новых требует значительных материальных затрат, а использование ЦОР это выход из сложившейся ситуации.
Работа с ЦОРами сокращает время на подготовку учителя к уроку. Ведь теперь, готовясь к уроку, не обязательно создавать презентацию. Можно скачать ЦОР из сети и использовать его на уроке как отдельный самостоятельный модуль. А можно непосредственно выходить в сеть Интернет на уроке, если есть такая возможность и использовать нужный ЦОР.
Различные варианты организации учебного процесса с использованием ЦОР (ЦОРы можно использовать не только на уроке, но и предлагать учащимся для домашней самостоятельной работы). Например, как была организована работа с интерактивной моделью «Условия образования артезианских вод». Школьникам дома нужно было самостоятельно просмотреть ресурс, зарисовать схему образования артезианских вод в тетради, а на следующем занятии во время опроса необходимо было у доски, используя предложенный ЦОР, рассказать о том, как образуются артезианские воды. Или работа с презентацией «Озера в жизни человека» была организована так. В домашних условиях, работая с контурной картой и используя предложенный ЦОР, ребята могли узнать не только о местонахождении озер, но и просмотреть космические снимки озер, что значительно расширило их кругозор.
Используя ЦОРы, учитель организует личностно ориентированный подход к учащимся. С использованием ЦОР можно составить различные виды заданий для самостоятельного поиска, анализа и оценки информации.
Учитель, может подбирать необходимые ЦОРы, ориентируясь на уровень подготовки учащихся в классе. Например, учащимся слабо успевающим по предмету можно предложить в качестве домашнего задания интерактивную модель со звуковым сопровождением «Три состояния воды на Земле». Учащимся нужно просмотреть ЦОР и определить в каких состояниях бывает вода на Земле. Представить в тетради схему круговорота воды в природе. Кроме того, необходимо опросить таких учеников на следующем занятии. Или можно предложить учащимся поработать с интерактивной схемой «Образование подземных вод», после просмотра в рабочей тетради схематично отобразить этот процесс.
Урок географии не возможен без визуального восприятия информации. Использование ЦОР позволяет облегчить процесс запоминания полученной информации и позволяет сделать урок более насыщенным и интересным. Например, ученикам 6 класса достаточно сложно запомнить и понять, как и почему образуются болота, а использованием интерактивной модели «Образование верхового болота» значительно упростило эту задачу.
Использование ЦОР формирует у учащихся мышление высокого уровня. Например, использование модели «Происхождение озер» позволит ученику не только проанализировать и сопоставить процессы образования озерных котловин, а также найти сходные черты и различия в этих процессах. Это приводит к тому, что ученик при обучении будет использовать не просто способности своей памяти, но и аналитическое мышление, сопоставление, анализ.
Использование ЦОР развивает у учащихся воображение и качества мышления формирующие креативность. Например, использование интерактивной схемы «Речная система» формирует пространственное воображение. Ведь школьникам 6 класса достаточно сложно ориентироваться в таких понятиях как исток реки, правый и левый берега реки, верхнее и нижнее течение.
С использованием ЦОР деятельность учащихся на уроке становится более активной. Ребята с большим желанием выходят к доске работать с предложенными ресурсами. Причем хочется отметить, что интерес возникает и у учащихся слабоуспевающих по предмету.
Единственный минус, который я увидела при подготовке к урокам, заключался в том, что на начальном этапе мне приходилось тратить очень много времени на поиск нужного мне ЦОРа. И тогда я решила создать каталог ЦОР, найденных в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/) по теме «Гидросфера» для 6 класса.
№ п/ п | Тема | ЦОРы | Адрес | Варианты использования, этап урока | Тип ЦОРа |
1. | Озера. Ледники. | Воды суши. (N 191151) Гипертекст/Гипертекст с иллюстрациями Анимация Происхождение озер. Образование верхового болота. | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000009f3-1000-4ddd-8e54-140047fe0ae8/swf.htm?src=proishojzdenie_ozer.swf http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000009f3-1000-4ddd-8e54-140047fe0ae8/swf.htm?src=ugol-torf_verhovoe_boloto.swf | Спроектировать на экран. При объяснении нового материала. Спроектировать на экран. При закреплении знаний, полученных на данном уроке. В компьютерном классе дать возможность детям индивидуально рассмотреть данный ресурс. Перед просмотром задать проблемный вопрос: «Откуда берутся озера?». Изучение нового материала. | Сложный |
2. | Реки. | Воды суши. (N 191151) Речная система. | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000009f3-1000-4ddd-8e54-140047fe0ae8/swf.htm?src=rechnaya_sistema_2.swf | Спроектировать на экран. При объяснении нового материала. Спроектировать на экран. При закреплении знаний. |
3. | Воды суши. Подземные воды. | Воды суши. (N 191151) Образование подземных вод. Условия образования артезианских вод. | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000009f3-1000-4ddd-8e54-140047fe0ae8/swf.htm?src=podzemnie_vodi.swf http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000009f3-1000-4ddd-8e54-140047fe0ae8/swf.htm?src=podzemnie_vodi_3.swf | Спроектировать на экран. При объяснении нового материала. Спроектировать на экран. При закреплении знаний. В компьютерном классе дать возможность детям в группах рассмотреть данные ресурсы. После просмотра объяснить условия образования подземных вод. Зарисовать в тетрадь. При объяснении нового материала. |
4. | Озера. Ледники. Реки. Искусственные водоемы. | Воды суши (N 104288) Презентация | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f4860467-d61b-45a7-823b-6e01fe697c3a/?interface=pupil&class=48&subject=28 | Спроектировать на экран. Использование крупномасштабных карт (снимки из космоса) при объяснении нового материала. Спроектировать на экран. Убрать названия и подписи со слайдов. Провести фронтальный опрос на этапе проверки домашнего задания. | Простой |
5. | Мировой океан – основная часть гидросферы, его единство. | Мировой океан как часть гидросферы (N 104481) Презентация | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6caeea0f-02c0-4b1c-9d8c-59aa025f91f2/?interface=pupil&class=48&subject=28 | Спроектировать на экран. Использование крупномасштабных карт (снимки из космоса) при объяснении нового материала. | Простой |
6. | Свойства вод Мирового океана. | Изучение гидросферы (N 166493) Презентация | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6b9433c6-f605-4777-be4c-c1f71eaf7750/?interface=pupil&class=48&subject=28 | 1. Спроектировать на экран. При объяснении нового материала. Спроектировать на экран. При закреплении знаний. В компьютерном классе дать возможность детям в группах рассмотреть данный ресурс. Перед просмотром задать проблемный вопрос: «Как происходит распределение температуры по поверхности воды?» При объяснении нового материала. В компьютерном классе дать возможность детям в группах рассмотреть данный ресурс. Перед просмотром задать вопрос: «С чем связано такое распределение температур на морской поверхности?» При закреплении знаний. | Простой |
7. | Озера. Ледники. | Природные памятники гидросферы (N 104490) Презентация | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/73b4f895-e226-40aa-94d4-cf5a1e3dc6a6/?interface=pupil&class=48&subject=28 | Спроектировать на экран. Использование крупномасштабных карт (снимков озер из космоса) при объяснении нового материала. | Простой |
8. | Искусственные водоемы. Использование и охрана поверхностных вод. | Изучение изменения природной среды в результате антропоген- ного воздействия (N 166543) Презентация | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/460b6bda-2d8c-4515-94c5-0aa702ae4c2b/?interface=pupil&class=48&subject=28 | Спроектировать на экран. Использование крупномасштабных карт (снимков Черного моря из космоса) при объяснении нового материала. | Простой |
9. | Озера. Ледники. Искусственные водоемы. Использование и охрана поверхностных вод. | Озера в жизни человека (N 119496) Презентация | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8b539c70-ab82-40e6-9b33-9873aef4b320/?interface=pupil&class=48&subject=28 | Спроектировать на экран. Использование крупномасштабных карт (снимков озер из космоса) при объяснении нового материала. Спроектировать на экран. Использование крупномасштабных карт (снимков озер из космоса) при закреплении знаний. В компьютерном классе дать возможность детям в группах рассмотреть данный ресурс. После просмотра заполнение таблицы «Озера и их использование человеком». | Простой |
10. | Озера. Ледники. | Озеро (N 26988) Гипертекст/Гипертекст с иллюстрациями | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/adad6af3-0c97-1a7b-1283-e16f61819c11/?interface=pupil&class=48&subject=28 | Спроектировать на экран. Использование таблицы «Крупнейшие озера мира» при объяснении нового материала. | Простой |
11. | Озера. Ледники. | Криосфера как часть гидросферы (N 104472) Презентация | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1baa141d-9069-4347-bec9-e266627bfeab/?interface=teacher&class=48&subject=28 | Спроектировать на экран. Использование крупномасштабных карт (снимков ледников из космоса) при объяснении нового материала. | Простой |
12. | Реки. | Разработка плана урока с применением космических снимков при изучении темы "Реки" (N 166680) Гипертекст/Гипертекст с иллюстрациями | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fceb6514-e739-4a59-8658-fd95e202659a/files/2.htm | Спроектировать на экран. Использование крупномасштабных карт (снимков истоков и устьев рек из космоса) при объяснении нового материала. Спроектировать на экран. Использование крупномасштабных карт (снимков истоков и устьев рек из космоса) при закреплении знаний. | Простой |
13. | Свойства вод Мирового океана. | Распределение тепла и влаги на поверхности Земли (N 119605) Презентация | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/fb93b6e7-73ff-490b-8450-6351be39011b/?interface=pupil&class=48&subject=28 | Спроектировать на экран. Использование крупномасштабных карт (снимков течения Гольфстрим и Баренцева моря) при объяснении нового материала. | Простой |
14. | Вода на Земле. | Состав гидросферы (N 130824) Иллюстрация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/606f3f46-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/index.htm | Спроектировать на экран. При объяснении нового материала. Спроектировать на экран. При закреплении знаний. | Простой |
15. | Озера. Ледники. | Айсберг (N 130785) Иллюстрация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/606f3f4e-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/index.htm | Спроектировать на экран. При объяснении нового материала. | Простой |
16. | Реки. | Водопады (N 130830) Иллюстрация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/606f3f52-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/index.htm | Спроектировать на экран. При объяснении нового материала. | Простой |
17. | Вода на Земле. | Круговорот воды (N 130828) Анимация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/606f3f50-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/02_02_11_12.swf | Спроектировать на экран. При объяснении нового материала. Спроектировать на экран. При закреплении знаний. Можно приостановить анимацию и попросить учащегося продолжить рассказ о путешествии капельки воды. В компьютерном классе дать возможность детям в группах рассмотреть данный ресурс. Ответить на вопрос: «Под влиянием каких факторов происходит круговорот воды в природе?» | Простой |
18. | Озера. Ледники. | Ледник (N 130779) Иллюстрация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/606f3f4b-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/index.htm | Спроектировать на экран. При объяснении нового материала. | Простой |
19. | Вода на Земле. | Наличие воды (N 130833) Иллюстрация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/606f3f55-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/nalichie_vody.jpg | Спроектировать на экран. При объяснении нового материала. | Простой |
20. | Озера. Ледники. | Озера (N 130831) Иллюстрация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/606f3f53-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/index.htm | Спроектировать на экран. При объяснении нового материала. | Простой |
21. | Реки. | Реки. Река Конго (Центральная Африка) (N 130809) Иллюстрация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/606f3f31-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/index.htm | Спроектировать на экран. При объяснении нового материала. | Простой |
22. | Реки. | Родник (N 130781) Иллюстрация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/606f3f4c-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/02_02_11_07.jpg | Спроектировать на экран. При объяснении нового материала. | Простой |
23. | Вода на Земле. | Три состояния воды на Земле (N 130825) Анимация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/606f3f47-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/02_02_11_02.swf | Спроектировать на экран. При объяснении нового материала. Спроектировать на экран. При закреплении знаний можно приостановить показ анимации и попросить учащихся продолжить ответ о трех состояниях воды в природе. | Простой |