СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ЦОР при изучении темы «Гидросфера»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе "Использование ЦОР при изучении темы "Гидросфера"" я выделила ряд преимуществ использования ЦОР на уроках географии в 6 классе. Мной был составлен каталог ресурсов, в котором описано 23 ЦОРа с Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Предлагаю учителям географии использовать каталог в своей работе.

Просмотр содержимого документа
«Использование ЦОР при изучении темы «Гидросфера»»








Доклад на тему

«Использование ЦОР при изучении темы «Гидросфера»»


подготовила

учитель географии

МБУ «Школа № 43»

г.о. Тольятти

Долгополова Оксана Владимировна











Использование ЦОР при изучении темы «Гидросфера»

Информационные технологии в учебном процессе. Я думаю, что этим сегодня вряд ли кого удивишь.

На уроках я достаточно активно использовала учебные диски, презентации, которые создавала сама или которые были позаимствованы из сети Интернет. Кроме того, я очень часто предлагала школьникам подготовить работы по географии с использованием ресурсов сети Интернет (доклады, рефераты, презентации к урокам и проектам). Но я никогда не работала с цифровыми образовательными ресурсами. Эта тема очень заинтересовала меня, и я провела несколько уроков с использованием ЦОР по теме «Гидросфера» для учеников 6 класса.

В моем кабинете есть экран, проектор и один ноутбук с выходом в сеть Интернет. Поэтому работу с ЦОРами я организую следующим образом для фронтальной работы с классом (при изучении нового материала, его закреплении), а также для индивидуальной работы учеников во время урока. Например, во время устного опроса учеников по домашнему заданию по очереди один, два ученика могут поработать за компьютером с предложенным цифровым ресурсом. При проведении уроков стараюсь дать возможность индивидуально поработать с ресурсами разным учащимся. Также рекомендую ЦОРы для домашней работы всем школьникам.

В кабинете на ноутбуке есть локальное хранилище ЦОР (которое я создала, используя ресурсы Единой коллекции цифровых ресурсов) и если у школьников нет возможности работы с ЦОРом дома, то они могут поработать с ним после уроков в кабинете географии.

В использовании ЦОР, я увидела ряд преимуществ:

  • Наглядные учебные материалы по географии (таблицы, карты) приходят в негодность или устаревают, а приобретение новых требует значительных материальных затрат, а использование ЦОР это выход из сложившейся ситуации.

  • Работа с ЦОРами сокращает время на подготовку учителя к уроку. Ведь теперь, готовясь к уроку, не обязательно создавать презентацию. Можно скачать ЦОР из сети и использовать его на уроке как отдельный самостоятельный модуль. А можно непосредственно выходить в сеть Интернет на уроке, если есть такая возможность и использовать нужный ЦОР.

  • Различные варианты организации учебного процесса с использованием ЦОР (ЦОРы можно использовать не только на уроке, но и предлагать учащимся для домашней самостоятельной работы). Например, как была организована работа с интерактивной моделью «Условия образования артезианских вод». Школьникам дома нужно было самостоятельно просмотреть ресурс, зарисовать схему образования артезианских вод в тетради, а на следующем занятии во время опроса необходимо было у доски, используя предложенный ЦОР, рассказать о том, как образуются артезианские воды. Или работа с презентацией «Озера в жизни человека» была организована так. В домашних условиях, работая с контурной картой и используя предложенный ЦОР, ребята могли узнать не только о местонахождении озер, но и просмотреть космические снимки озер, что значительно расширило их кругозор.

  • Используя ЦОРы, учитель организует личностно ориентированный подход к учащимся. С использованием ЦОР можно составить различные виды заданий для самостоятельного поиска, анализа и оценки информации.

  • Учитель, может подбирать необходимые ЦОРы, ориентируясь на уровень подготовки учащихся в классе. Например, учащимся слабо успевающим по предмету можно предложить в качестве домашнего задания интерактивную модель со звуковым сопровождением «Три состояния воды на Земле». Учащимся нужно просмотреть ЦОР и определить в каких состояниях бывает вода на Земле. Представить в тетради схему круговорота воды в природе. Кроме того, необходимо опросить таких учеников на следующем занятии. Или можно предложить учащимся поработать с интерактивной схемой «Образование подземных вод», после просмотра в рабочей тетради схематично отобразить этот процесс.

  • Урок географии не возможен без визуального восприятия информации. Использование ЦОР позволяет облегчить процесс запоминания полученной информации и позволяет сделать урок более насыщенным и интересным. Например, ученикам 6 класса достаточно сложно запомнить и понять, как и почему образуются болота, а использованием интерактивной модели «Образование верхового болота» значительно упростило эту задачу.

  • Использование ЦОР формирует у учащихся мышление высокого уровня. Например, использование модели «Происхождение озер» позволит ученику не только проанализировать и сопоставить процессы образования озерных котловин, а также найти сходные черты и различия в этих процессах. Это приводит к тому, что ученик при обучении будет использовать не просто способности своей памяти, но и аналитическое мышление, сопоставление, анализ.

  • Использование ЦОР развивает у учащихся воображение и качества мышления формирующие креативность. Например, использование интерактивной схемы «Речная система» формирует пространственное воображение. Ведь школьникам 6 класса достаточно сложно ориентироваться в таких понятиях как исток реки, правый и левый берега реки, верхнее и нижнее течение.

  • С использованием ЦОР деятельность учащихся на уроке становится более активной. Ребята с большим желанием выходят к доске работать с предложенными ресурсами. Причем хочется отметить, что интерес возникает и у учащихся слабоуспевающих по предмету.

Единственный минус, который я увидела при подготовке к урокам, заключался в том, что на начальном этапе мне приходилось тратить очень много времени на поиск нужного мне ЦОРа. И тогда я решила создать каталог ЦОР, найденных в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/) по теме «Гидросфера» для 6 класса.

У созданного мною каталога есть свои достоинства и свои недостатки:

Достоинства каталога:

  • В дальнейшем при подготовке к урокам значительно сократится время на поиск нужных ЦОР.

  • У каждого найденного в коллекции ЦОР есть краткое описание.

  • Все найденные в Единой коллекции ЦОРы распределены по темам.

  • Предложены варианты использования ЦОР, каждый педагог может дополнить.

Недостатки каталога:

  • Каталог создан только по одной теме (12 часов, всего на изучение курса географии в 6 классе отводится 34 часа). Сейчас я работаю над созданием каталога по теме «Атмосфера»

  • В каталоге «Гидросфера» в настоящее время описано 23 ЦОРа с Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

  • Предлагаю всем желающим учителям географии не только использовать каталог в своей работе, но присоединяться к наполнению каталога по другим темам.





Каталог ресурсов по географии на тему «Гидросфера»

6 класс

п/ п

Тема

ЦОРы

Адрес

Варианты использования,

этап урока

Тип ЦОРа

1.

Озера. Ледники.

Воды суши.

(N 191151)

Гипертекст/Гипертекст с иллюстрациями Анимация

Происхождение озер.


Образование верхового болота.






http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000009f3-1000-4ddd-8e54-140047fe0ae8/swf.htm?src=proishojzdenie_ozer.swf





http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000009f3-1000-4ddd-8e54-140047fe0ae8/swf.htm?src=ugol-torf_verhovoe_boloto.swf



  1. Спроектировать на экран. При объяснении нового материала.

  2. Спроектировать на экран. При закреплении знаний, полученных на данном уроке.

  3. В компьютерном классе дать возможность детям индивидуально рассмотреть данный ресурс. Перед просмотром задать проблемный вопрос: «Откуда берутся озера?». Изучение нового материала.





















Сложный

2.

Реки.

Воды суши.

(N 191151)

Речная система.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000009f3-1000-4ddd-8e54-140047fe0ae8/swf.htm?src=rechnaya_sistema_2.swf


  1. Спроектировать на экран. При объяснении нового материала.

  2. Спроектировать на экран. При закреплении знаний.

3.

Воды суши. Подземные воды.

Воды суши.

(N 191151)

Образование подземных вод.


Условия образования артезианских вод.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000009f3-1000-4ddd-8e54-140047fe0ae8/swf.htm?src=podzemnie_vodi.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000009f3-1000-4ddd-8e54-140047fe0ae8/swf.htm?src=podzemnie_vodi_3.swf


  1. Спроектировать на экран. При объяснении нового материала.

  2. Спроектировать на экран. При закреплении знаний.

  3. В компьютерном классе дать возможность детям в группах рассмотреть данные ресурсы. После просмотра объяснить условия образования подземных вод. Зарисовать в тетрадь. При объяснении нового материала.

4.

Озера. Ледники.


Реки.


Искусственные водоемы.


Воды суши

(N 104288)

Презентация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f4860467-d61b-45a7-823b-6e01fe697c3a/?interface=pupil&class=48&subject=28


  1. Спроектировать на экран. Использование крупномасштабных карт (снимки из космоса) при объяснении нового материала.

  2. Спроектировать на экран. Убрать названия и подписи со слайдов. Провести фронтальный опрос на этапе проверки домашнего задания.





Простой

5.

Мировой океан – основная часть гидросферы, его единство.

Мировой океан как часть гидросферы

(N 104481)

Презентация


http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6caeea0f-02c0-4b1c-9d8c-59aa025f91f2/?interface=pupil&class=48&subject=28


  1. Спроектировать на экран. Использование крупномасштабных карт (снимки из космоса) при объяснении нового материала.





Простой

6.

Свойства вод Мирового океана.

Изучение гидросферы

(N 166493)

Презентация


http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6b9433c6-f605-4777-be4c-c1f71eaf7750/?interface=pupil&class=48&subject=28


1. Спроектировать на экран. При объяснении нового материала.

  1. Спроектировать на экран. При закреплении знаний.

  2. В компьютерном классе дать возможность детям в группах рассмотреть данный ресурс. Перед просмотром задать проблемный вопрос: «Как происходит распределение температуры по поверхности воды?» При объяснении нового материала.

  3. В компьютерном классе дать возможность детям в группах рассмотреть данный ресурс. Перед просмотром задать вопрос: «С чем связано такое распределение температур на морской поверхности?» При закреплении знаний.











Простой

7.

Озера. Ледники.


Природные памятники гидросферы

(N 104490)

Презентация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/73b4f895-e226-40aa-94d4-cf5a1e3dc6a6/?interface=pupil&class=48&subject=28


  1. Спроектировать на экран. Использование крупномасштабных карт (снимков озер из космоса) при объяснении нового материала.




Простой

8.

Искусственные водоемы. Использование и охрана поверхностных вод.


Изучение изменения природной среды в результате антропоген-

ного воздействия

(N 166543)

Презентация


http://school-collection.edu.ru/catalog/res/460b6bda-2d8c-4515-94c5-0aa702ae4c2b/?interface=pupil&class=48&subject=28


  1. Спроектировать на экран. Использование крупномасштабных карт (снимков Черного моря из космоса) при объяснении нового материала.






Простой

9.

Озера. Ледники.


Искусственные водоемы. Использование и охрана поверхностных вод.

Озера в жизни человека

(N 119496)

Презентация



http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8b539c70-ab82-40e6-9b33-9873aef4b320/?interface=pupil&class=48&subject=28


  1. Спроектировать на экран. Использование крупномасштабных карт (снимков озер из космоса) при объяснении нового материала.

  2. Спроектировать на экран. Использование крупномасштабных карт (снимков озер из космоса) при закреплении знаний.

  3. В компьютерном классе дать возможность детям в группах рассмотреть данный ресурс. После просмотра заполнение таблицы «Озера и их использование человеком».





Простой

10.

Озера. Ледники.


Озеро

(N 26988)

Гипертекст/Гипертекст с иллюстрациями

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/adad6af3-0c97-1a7b-1283-e16f61819c11/?interface=pupil&class=48&subject=28


  1. Спроектировать на экран. Использование таблицы «Крупнейшие озера мира» при объяснении нового материала.




Простой


11.

Озера. Ледники.


Криосфера как часть гидросферы

(N 104472)

Презентация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1baa141d-9069-4347-bec9-e266627bfeab/?interface=teacher&class=48&subject=28


  1. Спроектировать на экран. Использование крупномасштабных карт (снимков ледников из космоса) при объяснении нового материала.






Простой


12.

Реки.

Разработка плана урока с применением космических снимков при изучении темы "Реки"

(N 166680)

Гипертекст/Гипертекст с иллюстрациями


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fceb6514-e739-4a59-8658-fd95e202659a/files/2.htm


  1. Спроектировать на экран. Использование крупномасштабных карт (снимков истоков и устьев рек из космоса) при объяснении нового материала.

  2. Спроектировать на экран. Использование крупномасштабных карт (снимков истоков и устьев рек из космоса) при закреплении знаний.







Простой


13.

Свойства вод Мирового океана.

Распределение тепла и влаги на поверхности Земли

(N 119605)

Презентация


http://school-collection.edu.ru/catalog/res/fb93b6e7-73ff-490b-8450-6351be39011b/?interface=pupil&class=48&subject=28


  1. Спроектировать на экран. Использование крупномасштабных карт (снимков течения Гольфстрим и Баренцева моря) при объяснении нового материала.





Простой

14.

Вода на Земле.

Состав гидросферы

(N 130824)

Иллюстрация


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/606f3f46-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/index.htm


  1. Спроектировать на экран. При объяснении нового материала.

  2. Спроектировать на экран. При закреплении знаний.





Простой


15.

Озера. Ледники.


Айсберг

(N 130785)

Иллюстрация


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/606f3f4e-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/index.htm


  1. Спроектировать на экран. При объяснении нового материала.




Простой


16.

Реки.

Водопады

(N 130830)

Иллюстрация


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/606f3f52-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/index.htm


  1. Спроектировать на экран. При объяснении нового материала.




Простой


17.

Вода на Земле.

Круговорот воды

(N 130828)

Анимация


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/606f3f50-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/02_02_11_12.swf


  1. Спроектировать на экран. При объяснении нового материала.

  2. Спроектировать на экран. При закреплении знаний. Можно приостановить анимацию и попросить учащегося продолжить рассказ о путешествии капельки воды.

  3. В компьютерном классе дать возможность детям в группах рассмотреть данный ресурс. Ответить на вопрос: «Под влиянием каких факторов происходит круговорот воды в природе?»






Простой


18.

Озера. Ледники.


Ледник

(N 130779)

Иллюстрация


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/606f3f4b-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/index.htm


  1. Спроектировать на экран. При объяснении нового материала.



Простой


19.

Вода на Земле.

Наличие воды (N 130833)

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/606f3f55-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/nalichie_vody.jpg


  1. Спроектировать на экран. При объяснении нового материала.




Простой


20.

Озера. Ледники.


Озера

(N 130831)

Иллюстрация



http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/606f3f53-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/index.htm


  1. Спроектировать на экран. При объяснении нового материала.





Простой


21.

Реки.

Реки. Река Конго (Центральная Африка)

(N 130809)

Иллюстрация


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/606f3f31-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/index.htm


  1. Спроектировать на экран. При объяснении нового материала.





Простой


22.

Реки.

Родник

(N 130781)


Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/606f3f4c-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/02_02_11_07.jpg


  1. Спроектировать на экран. При объяснении нового материала.



Простой


23.

Вода на Земле.

Три состояния воды на Земле (N 130825)

Анимация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/606f3f47-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/02_02_11_02.swf


  1. Спроектировать на экран. При объяснении нового материала.

  2. Спроектировать на экран. При закреплении знаний можно приостановить показ анимации и попросить учащихся продолжить ответ о трех состояниях воды в природе.



Простой




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!