Использование учебно-лабораторного и цифрового оборудования на уроках биологии в условиях реализации ФГОС.
Фомина Лидия Олеговна,
учитель биологии и географии
ГБОУ СОШ №3 города Похвистнево
Самарской области.
[email protected]
Интерактивное, цифровое оборудование, поставленное в школу- это фактическая реализация требований ФГОС в части материально-технического и информационного оснащения образовательного процесса. Именно в таких условиях системно - деятельностный подход, положенный в основу ФГОС, находит свое отражение в практико-ориентированной деятельности обучающихся.
Оборудование отвечает психолого-педагогическим особенностям детей и требованиям здоровьесберегающих технологий, позволяет решать комплекс задач в учебной и внеурочной деятельности, использовать современные методы, формы, технологии. Позволяет индивидуализировать образовательный маршрут, обеспечить развитие одаренности и скорректировать развитие ребёнка. Используя современное компьютерное и учебно-лабораторное оборудование учащиеся выполняют презентации, делают видеофильмы, осуществляют защиту проектов, приобретают опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, неподвижные и движущиеся объекты, наглядно-графические изображения, звук.
Оборудование в кабинет биологии мы получили в январе 2014 года. Разбирались во всём этом разнообразии вместе со старшеклассниками. Не секрет, что дети смелее и свободнее общаются с техникой. А для пятиклассников учитель биологии просто волшебник, он позволяет заглянуть в мир маленьких клеток, невидимый невооружённым взглядом. Первая лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука» встречается с огромным энтузиазмом. И тут важно, чтобы неудачи не охладили интерес детей к предмету.
У нас классы большие - по 32 ученика, если поставить по одному микроскопу на парту, получается 16 микроскопов. Учителю очень трудно подойти к каждому и проконтролировать, то ли ученик видит в окуляр, помочь настроить микроскоп. На этом этапе помогает цифровой микроскоп. Помещаем на предметный столик готовый микропрепарат и на большой экран, при помощи проектора выводим его изображение. Каждый ученик может сравнить то, что получилось у него с образцом на экране.
Цифровой микроскоп – разновидность традиционного оптического микроскопа, который использует оптику и CCD камеру для вывода цифрового изображения на монитор ПК. Программная поддержка позволяет не только рассматривать объекты на экране, но и делать фото- и видеосъёмку изучаемых объектов. Цифровой микроскоп отличается от оптического тем, что в нём отсутствует окуляр. Поскольку оптическое изображение проецируется непосредственно на камеру, вся система рассчитана на изображение на мониторе и оптика для человеческого глаза не требуется.
Педагогические преимущества использования цифрового микроскопа:
Цифровой микроскоп даёт возможность:
- изучать исследуемый объект не одному обучающемуся, а всей группе одновременно;
- использовать изображения объектов в качестве демонстрационных таблиц для объяснения темы или при опросе обучающихся;
- изучать объект в динамике;
- создавать презентационные фото и видеоматериалы по изучаемой теме;
- использовать изображения объектов на бумажных носителях.
При этом реализуются основные дидактические принципы обучения, а особенно – принцип наглядности и принцип научности. Использование цифрового микроскопа повышает уровень мотивации обучающихся к изучению учебного материала, систематизации и углубления знаний, развития их способностей к приобретению и усвоению знаний, приобретения и закрепления навыков самостоятельной исследовательской работы обучающихся. Обеспечивает решение следующих образовательных задач:
- использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
- проведение, фиксация и сохранение результатов наблюдений, экспериментов;
- обеспечение условий эффективной самостоятельной деятельности обучающихся при поддержке педагогических работников.
На следующем этапе лабораторной работы нужно зарисовать группу клеток. Лучшие работы учитель обычно показывает классу, но в большом классе это сделать трудно, занимает много времени. Ученикам с последней парты видно плохо. Здесь выручает документ – камера. Это специальная видеокамера на штативе, которая позволяет получить и транслировать в режиме реального времени четкое изображение любых объектов на большой экран. Изображение может быть введено в компьютер, показано на экране телевизора, передано через интернет, спроецировано на экран. У документ-камеры две основные функции:
Функция демонстрации стационарных изображений и объектов применяется для увеличения демонстрируемого объекта, динамической визуализации естественных процессов, обзора объёмного текстового материала, демонстрации сложных учебных действий, визуальной работы с текстом, динамической презентации работы обучающихся.
Функция записи стационарных и динамических объектов позволяет сохранять увеличенные изображения и видеозаписи динамических процессов и учебных действий в виде файлов изображений и видеофайлов с целью их последующей демонстрации
Обеспечивает решение следующих образовательных задач:
- визуализация на масштабном экране информации, полученной с нецифровых носителей, в т.ч. ход проведения натуральных экспериментов;
- фиксация образовательных достижений обучающихся в виде созданных ими учебных материалов, сохранение материалов в базе данных, формирование портфолио.
Проведение наблюдений и экспериментов в старших классах помогает обеспечить модульная система PROLog , основанная на измерительных модулях. Она способствует формированию умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий.
В соответствии с требованиями ФГОС, учащиеся сформируют умения исследовать и анализировать биологические системы и объекты, объяснять закономерности биологических процессов и явлений, прогнозировать последствия значимых биологических исследований.
Цифровые измерительные модули позволяют изучить кислотность почвы, воды, растворов бытовых веществ, скорость биохимических реакций, фотосинтез, дыхание. С учениками восьмого класса проводим изучение процессов жизнедеятельности человека: физиологию дыхания, кровообращения, терморегуляцию, влияние на организм физических нагрузок, тонизирующих напитков. Модульная система PROLog позволяет проводить видеозапись экспериментов, синхронизировать их с собранными данными, обеспечивает обработку, хранение данных и наглядное представление результатов.
https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/shkola/biologiya/
https://kopilkaurokov.ru/vsemUchitelam/