Просмотр содержимого документа
«Использование в учебном процессе технологии интеллекткарт»
Использование в учебном процессе технологии интеллект-карт
С информации, в связи с этим человеку для успешной деятельности нужно уметь выделять самую нужную для него информацию, поэтому актуально сейчас внедрение в современную систему обучения интенсивных технологий. Учителю необходимо владеть такими формами обучения, которые позволяют сформировать у каждого ребенка мотивацию к познанию различных областей знания, окружающих человека. Появляется необходимость во введении новых методов ускорение и передачи информации. Одним из таких методов, является метод интеллект карт.
Интеллекткарта, или карты мышления (mindmaps) – это отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать, вспоминать, решать
творческие задачи, а также возможность представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации, вносить в них изменения, совершенствовать [3]. Создание интеллекткарты – метод представления информации, используемый для структурирования мыслительного процесса. Он помогает человеку переработать и усвоить поток информации, управлять им и структурировать его. Суть технологии заключается в том, что в специальную форму записываются все идеи, которые ассоциируются с определенным понятием, причем каждая идея должна быть выражена одним словом или фразой. Для этого необходимо определить каковы аспекты изучаемой проблемы, какие понятия являются взаимосвязанными, что является важнее основательного [2, с.31].
Ментальные карты являются разработкой известного автора, лектора и консультанта по вопросам психологии обучения и проблем мышления – Тони Бьюзена. Тони Бьюзен в своей книге «Суперинтеллект» объясняет «интеллект – карты» как «записи, порождаемые творческим мышлением… и в буквальном смысле представляющие собой удобочитаемый план ваших мыслей, планомерно развертывающийся по мере того, как эти самые мысли возникают у вас в голове. Им были охарактеризованы особенности интеллекткарт:
дают обобщенное представление об области или предмете;
позволяют планировать маршрут и ориентироваться в нем;
помогают систематизировать и хранить в одном месте необходимую информацию; способствуют нахождению творческих подходов к решению различных проблем; являются удобной, легко воспринимаемой и надолго запоминаемой структурой [1].
Для построения интеллекткарт существуют несколько правил, которые помогают наиболее полно и всесторонне представить тот комплекс ассоциаций, который связан с главным (центральным) понятием. Тони Бьюзен делит эти законы на две группы:
Законы содержания и оформления:
используйте эмфазу (выделение главного);
ассоциировать;
стремиться к ясности выражения мысли.
Законы структуры:
соблюдать иерархию мыслей;
использовать нумерацию в последовательном изложении мыслей [1].
Для эффективного использования технологии интеллекткарт необходимо придерживаться следующих правил:
центральный образ (символизирующий основную идею) рисуется в центре листа;
от центрального образа отходят ветки первого уровня, на которых пишутся слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею;
от веток первого уровня при необходимости отходят ветки 2 уровня разукрупнения, раскрывающие идеи, написанные на ветках 1го уровня;
по возможности используем максимальное количество цветов, для рисования карты;
везде, где возможно, добавляем рисунки, символы, и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами;
при необходимости рисуем стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках;
для большей понятности нумеруем ветки и добавляем ореолы.
Интеллекткарты можно рисовать не только от руки, но и создавать при помощи следующей компьютерной программы: ConceptDraw Mindmap Professional 6.2.8.0
Технологию интеллекткарт целесообразно применять в обучении, поскольку она дает возможность учителю ускорить процесс обучения, помогает ученику проделывать большую мыслительную работу: усваивать информацию, анализировать ее, делать обобщения, выделять главное, существенное. Кроме того, данная технология способствует формированию общеучебных и организационнодеятельностных умений школьников, а также формированию коммуникативной компетентности в процессе групповой деятельности составления интеллекткарт.
Список литературы
Бьюзен Тони: Супермышление – М.: Издательский дом: ООО «Попурри», 2007. – 320 с.
Инновационные педагогические технологии: Активное обучение / А.П. Панфилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 192 с.
http://www.psychologos.ru
http://www.cfin.ru/management/controlling/mind_map.shtml