Использование видео и анимированных фрагментов на уроках истории
как одно из эффективных средств обучения
Всякая разумная мысль уже приходила кому-нибудь
в голову, нужно только постараться еще раз к ней
прийти.
Иоган Вольфганг Гѐте
Научить – учиться – лозунг стандартов нового поколения.
Главной задачей современной школы является формирование у учащихся «умение учиться», способности личности к саморазвитию путем активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Но если посмотреть на задания ЕГЭ по истории, то в заданиях мы увидим, что необходимы и знания, и умения, и навыки. Поэтому современному преподавателю и ученику надо накапливать и «багаж» знаний за время обучения в учебном заведении, и умение им пользоваться при решении практических задач. Задача нелёгкая.
Серьезной проблемой стало то, что сегодня возрос объем изучаемой информации. В связи с чем возникает закономерный вопрос: способен ли ребенок запомнить и усвоить весь этот объем? И, наконец, стало очевидно, что:
у большинства детей потерян интерес к учебе;
наблюдается познавательная пассивность, леность ума;
дети мало и плохо читают, запоминают;
их внимание неустойчиво;
низок уровень самостоятельности мышления;
недостаточно развиты творческие способности;
снижается общая грамотность и культура речи учащихся.
«Как учить детей без принуждения? Как помочь им раскрыть свои возможности? Как сделать предмет интересным для всех? Чему я хочу научить своих учеников?» Эти вопросы я задаю себе постоянно. И каждый год нахожу на них все новые ответы. Этому способствуют все новые и новые методы и технологии.
В последнее время наиболее интересным стало использование видеофильмов и их фрагментов в обучении истории. Не секрет, что значительная часть современных школьников живет в пространстве «экранной культуры», где наиболее привычным способом получения информации является ее просмотр на экране компьютера. Использование художественных видеоматериалов на уроках истории способствует не только развитию образного восприятия прошлого, но и формированию навыков критического мышления и соотнесения получаемой с экрана информации с научно обоснованными знаниями, приобретенными на уроках истории.
Учебник в полной мере отражает содержание знаний, которые должны усвоить учащиеся. Но у учебных пособий, особенно для старших классов, есть серьезный недостаток – отсутствие иллюстративного материала. Это сказывается на серьезном истощении образного мышления учащихся, воображение которых становится катастрофически вялым. Классическая фраза прежних лет: «Представьте себе!» в последнее время уже не срабатывает.
Кроме того, учебники истории и обществознания перегружены труднопонимаемым, сложным теоретическим материалом. Поэтому ученик находится в растерянности, пытаясь во всем разобраться. У него слабая теоретическая база, поэтому лучше запоминается тот материал, который помогает ему создать своеобразную «картинку» вопроса, темы, проблемы. Можно долго объяснять ему, что такое плуг, пашенное земледелие, но пока он не увидит это в кинофильме, видеоролике, всё это останется для ученика только абстракцией. Учащийся и даже старшеклассник еще не достиг того уровня развития навыков абстрактного мышления, которым владеет учитель, поэтому и возникает впечатление, что учитель и учащиеся говорят на разных языках Поэтому образное познание в развитии учащихся является как самостоятельным процессом, так и средством формирования абстрактных мыслей.
Сложные абстракции базируются всегда на чувственном материале, на фактах наблюдения, что придает огромное значение для развития воображения. Эту задачу и решают экранно-звуковые средства обучения – учебные кинофильмы.
Образное мышление становится ведущим звеном в познавательной деятельности, способствует проявлению творчества. Чтобы выполнить задание после просмотра картины, фильма, разбора схемы, учащийся начинает искать слова, подходящие предложения, отражающие его видение темы. В ответах проявляется стремление к логическому мышлению. Управление на этой основе познавательной деятельностью в обучении создает дополнительные возможности умственного развития учащихся.
Многие сложные теоретические положения при умелом использовании учебных кинофильмов, фрагментов художественных фильмов становятся доступными и понятными для учащихся. Просмотр создает эффект присутствия, наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и предмету. Активность мышления стимулируется с помощью технических средств путем создания проблемных ситуаций: учащихся направляют по поисковому пути приобретения знаний, когда умышленно создается такое положение, выход из которого ищут сами ученики. Открывая неизвестное и решая поставленные в фильме или передаче задачи, учащиеся сами извлекают знания и делают выводы.
Использовать видеофрагменты можно в разные моменты урока:
1) В начале урока – для актуализации, мотивации, постановки проблемы или проблемной ситуации;
2) В ходе изучения нового материала – поиск необходимой информации, решение проблемы.
3) В конце занятия – для закрепления полученных знаний
Пример:
Изучение нового материала. 6 класс. Тема: «Северо-Западная Русь между Востоком и Западом». Раздел урока: Ледовое побоище.
Ход битвы изучается при помощи анимированной карты. Перед просмотром задаётся вопрос: благодаря чему Александр Невский сумел одержать победу? Для образного и эмоционального восприятия Ледового побоища демонстрируется фрагмент из фильма Эзенштейна «Александр Невский». Для актуализации значения Ледового побоища данный вопрос дается на размышление учащихся. Закрепление новых знаний проводится в форме литературно-исторической викторины. Вопросы состоят из отрывков поэмы К. Симонова «Ледовое побоище» и появляющихся к ним вопросам.
Пример.
Изучение нового материала в 11 классе. Тема: «Международные отношения в индустриальную эпоху. Начало Первой мировой войны». Видеофрагмент используется в качестве первоисточника. Демонстрация фильма сопровождается активной учебной деятельностью учащихся. Они могут делать записи к тексту фильма, которые понадобятся при выполнении заданий на последемонстрационном этапе, анализируют причины соперничества ведущих европейских держав в начале 20 века. Видеосюжет открывает новые перспективы видения данной темы, содержит элемент новизны и непредсказуемости, что облегчает поиск ответов при обсуждении проблемы неизбежности Первой мировой войны.
Пример.
Изучение нового материала в 11 классе. Тема: «Становление советской власти». В начале урока демонстрируется видеофрагмент «Великая Октябрьская социалистическая революция» для актуализации, мотивации, постановки проблемы или проблемной ситуации.
Обсуждение:
-Почему на 2 съезде Советов царила такая атмосфера ликования при появлении В. И. Ленина?
-Можно ли говорить о достоверности этого фрагмента или он содержит элементы художественного вымысла?
-Какими были первые мероприятия советской власти? Отвечали ли они интересам большинства населения России?
Пример:
5 класс. Изучение нового материала. На уроке «Греки и критяне» одним из источников знаний являются мифы. Их тексты фрагментами приведены в учебнике. Фрагментарность изложения не позволяет полностью раскрыть красоту и привлекательность мифа, привлечь интерес детей к изучению истории. Но, если на уроке продемонстрировать фрагмент мультфильма «Лабиринт. Подвиги Тесея», при этом сочетая просмотр с чтением и пересказом, можно добиться использования сразу нескольких каналов получения информации, а при умелом построении вопросов - организации элементарного анализа источника.
История Государство Российского (короткометражки).
Особенности урока с применением кинофильма:
Этот урок ведут как бы два учителя – наряду с учителем в объяснении, беседе участвует техника.
Конечно, главным остается педагог, он предоставляет слово своему «коллеге», через него осуществляется связь «ученик-учитель», без которой немыслим урок. Однако в определенные моменты учитель в классе может уступить место фильму как источнику учебной информации, как средству обучения, ведущему и управляющему процессом познания.
Техника на уроке выступает в союзе, комплексе с традиционными средствами обучения – картиной, учебником, таблицами, доской, словом учителя.
Учитель излагает материал, организует и проверяет самостоятельную работу учащихся в промежутках между демонстрацией частей фильма и после демонстрации.
Восприятие материала на слух - дело трудное, требующее от учащихся сосредоточенного внимания и волевых усилий. Недаром еще К.Д. Ушинский отмечал, что при неумелом ведении урока учащиеся могут лишь внешне "присутствовать на занятиях", а внутренне - думать о своем или же совсем оставаться "без мысли в голове". Об этом же писал С.Т. Шацкий, указывая на то, что нередко учащиеся могут погружаться на уроке в "педагогический сон", т.е. сохранять лишь видимость внимания, но быть совершенно безучастными в работе и не воспринимать излагаемого материала.
Каким же образом можно предупредить пассивность учащихся при устном изложении учебного материала и обеспечить активное восприятие и осмысление ими новых знаний? Как выяснилось, большую пользу информационные технологии могут принести учителю истории. Это связано с тем, что специфика исторической дисциплины предполагает постоянную работу с иллюстративным материалом. Я попыталась приспособиться к данной ситуации и превратить видеоресурсы в своих союзников и помощников. Видеоматериалы сами по себе еще не являются учебными пособиями для учащихся – с ними еще надо поработать:
Смонтировать имеющийся видеоматериал в определенной последовательности, в соответствии со структурой урока.
Разбить его на смысловые блоки.
Поставить вопросы и сформулировать задания, которые помогли бы учащимся проследить логику исследования темы, вопроса, проблемы.
Работа с детьми требует от учителя гибкости мышления, творчества, неустанного труда, предполагает совместную творческую деятельность. Сегодня хороший урок тот, на котором интересно. Урок, не теряющий связи с жизнью, урок на котором педагог работает вместе с учеником, направляет детей, помогает, учит добывать учеников знания, ставить и решать проблемы, урок, который дает ученику опыт активного участия в решении проблем. Мне близки слова В.Ф. Шаталова: «Пусть наши ученики ошибаются, пусть они спорят и не соглашаются с нами, учителями, пусть только они никогда не будут равнодушными».
Литература:
Аствацатуров Г. Технология конструирования мультимедийного урока / Г. Аствацатуров. Учитель истории. - 2002. - №2. - 2-6с.
Короткова М.В. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории/ М.В. Короткова.Преподавание истории в школе. - 2008. - №1. - 3-8с.
Маткин А.А. ИКТ - компетентность учителя истории / А.А. Маткин. - (http://schools. perm.ru)
Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе / М.Т. Студеникин. - М. - Владос, 2007. - 227с.