СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование возможностей интерактивной доски при проведении интегрированных уроков естественнонаучного цикла

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Распространение ИКТ в современном обществе, привело к необходимости использования этих технологий и в учебном процессе. Один из вариантов использования интерактивных технологий на уроке - интерактивная доска. Она является образовательным инструментом, совмещающим в себе простоту обычной «меловой» доски с возможностями компьютера. Наблюдения показали, что при систематическом использовании интерактивной доски на уроках, студенты становятся более внимательными, увлеченными и заинтересованными в обучении. Работа с интерактивной доской предоставляет новые возможности и педагогам, расширяя их творческий потенциал. В данной разработке вы можете познакомится с интегрированным уроком, который демонстрирует применение физических знаний в области биологии.

Просмотр содержимого документа
«Использование возможностей интерактивной доски при проведении интегрированных уроков естественнонаучного цикла»

Использование возможностей интерактивной доски при проведении интегрированных уроков естественнонаучного цикла.


Интегрированные уроки являются одним из вариантов проведения нетрадиционных уроков и часто используются в учебных заведениях в инновационной работе. Они направлены на совмещение нескольких предметов в рамках одного занятия. Являясь преподавателями общеобразовательных дисциплин, таких как биология и химия, физика и математика в своей работе мы часто совмещаем их друг с другом.

Применение интеграции в образовательном процессе имеет множество преимуществ. Она способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию взаимосвязи различных явлений и процессов. Кроме этого интеграция избавляет от утомляемости за счет переключения на разнообразные виды деятельности, способствует снижению перегрузок и мотивирует на дальнейшее обучение.

Вместе с этим, распространение ИКТ в современном обществе, привело к необходимости использования этих технологий и в учебном процессе. Один из вариантов использования интерактивных технологий на уроке - интерактивная доска. Она является образовательным инструментом, совмещающим в себе простоту обычной «меловой» доски с возможностями компьютера. В комбинации с проектором данная доска становится большим интерактивным экраном, одним прикосновением к поверхности которого, можно открыть любое компьютерное приложение или страничку в Интернете, демонстрировать нужную информацию или просто рисовать и писать. На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области. К тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в нужные моменты урока.

Наблюдения показали, что при систематическом использовании интерактивной доски на уроках, студенты становятся более внимательными, увлеченными и заинтересованными в обучении. Работа с интерактивной доской предоставляет новые возможности и педагогам, расширяя их творческий потенциал.

Мы считаем, что интеграция - это современный принцип обучения, а интеграция с использованием информационных технологий, делает урок интерактивным, активизирует учебную деятельность, повышает эффективность учебно-познавательного процесса.

Нами были разработаны и проведены следующие интегрированные уроки с применением интерактивной доски:

1. «Основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества и их практическое применение при решении химических задач» (физика, химия, математика).

2. «Потенциальные возможности размножения организмов и геометрическая прогрессия» (биология, математика).

3. «Оптические приборы на службе у биологии» (физика, биология).

4. «Строение атома» (химия, физика).

5. «Спектр электромагнитного излучения, его применение и влияние на живые организмы» (физика, биология).

Мы предлагаем вашему вниманию интегрированный урок, который демонстрирует применение физических знаний в области биологии.

«Оптические приборы на службе у биологии»

Тип урока: комбинированный (урок изучения нового материала по физике, обобщения и систематизации знаний по биологии).

Вид урока: интегрированный.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, элемент развивающего обучения.

Задачи:

Образовательные: познакомиться с историей создания микроскопов; изучить строение, принцип работы светового и электронного микроскопов; систематизировать знания обучающихся о строении клетки; овладеть приемами работы со световым микроскопом и правилами приготовления микропрепаратов; обобщить и закрепить полученные на уроке знания по дисциплинам «Биология», «Физика» используя информационные технологии.

Развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание, логику и самостоятельность; повысить общую грамотность; развивать познавательную активность студентов, умение аккуратно выполнять свою работу.

Воспитательные: создать атмосферу доброжелательности, воспитывать культуру общения, дисциплинированность, аккуратность, самостоятельность, терпение и усидчивость.

Средства обучения: интерактивная доска, ноутбук, мультимедийное оборудование, лупа, световой микроскоп, покровные и предметные стекла, пипетки, вода, салфетки, фильтровальная бумага, рабочий лист к уроку.

Ход урока

I. Организационный этап. Формулировка темы, задач урока, этапов работы (2 мин.).

II. Вводное слово преподавателей (3 мин).

III. Изучение нового материала по дисциплине «Физика». Обобщение и систематизация знаний по дисциплине «Биология». В ходе урока студенты заполняют рабочий лист (40 мин).

1. Заслушивание доклада студента «История развития микроскопии».

2. Заслушивание доклада студента «Левенгук – основоположник микробиологии».

3. Демонстрации видеоролика «Микроскопическая жизнь в капле грязной воды».

4. Рассказ преподавателя биологии о строении лупы и светового микроскопа.

5. Рассказ преподавателя физики о строении электронного микроскопа.

IV. Выполнение практических заданий с использованием интерактивной доски (20 мин).

1. Сопоставить термины и их определения.

2. Обозначить составные части микроскопа.

3. Разделить составные части микроскопа на оптическую и механическую системы.

4. Выбрать верное утверждение.

5. Разгадать кроссворд.

6. Заполнить таблицу.

V. Проведение лабораторной работы (20 мин).

1. Изучить правила работы с микроскопом.

2. «Приготовление препарата чешуи кожицы лука. Строение клеток чешуи кожицы лука».

3. «Изучение простейших в капле застоявшейся воды».

VII. Подведение итогов. Выставление оценок (5 мин).


Рабочий лист к уроку

Ф.И.студента № группы:

Часть 1. Историческая справка. Заполните пустые графы таблицы.

Век, год

Ученый

Достижение




Галилей




Рассмотрел с помощью микроскопа тонкий срез древесной пробки и сделал вывод, что она состоит из клеток.




Антонио Левенгук


Часть 2. Строение светового микроскопа. 1. Рассмотрите основные части микроскопа, отметьте их на рисунке.








2. Напишите, что относится к оптической и механической системе микроскопа?

Оптическая система: Механическая система:

1. 1.

2. 2.

3. 3.

4.

5.

3. Укажите номера верных утверждений:

  1. Поставь микроскоп ручкой штатива от себя.

  2. Штатив поверни ручкой «к себе».

  3. Для работы поле зрения микроскопа должно быть ярко освещено.

  4. Поле зрения микроскопа освещено слабо.

  5. Положи готовый препарат под предметный столик.

  6. Положи готовый препарат на столик микроскопа. Закрепи его зажимом.

  7. Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт, пока не появится четкое изображение. Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат.

Ответ:

4. Разгадайте кроссворд:

  1. Математическое действие с двумя числами, которое необходимо выполнить для определения увеличения микроскопа.

  2. Наиболее тяжелая часть микроскопа.

  3. Ученый, впервые рассмотревший в микроскоп пробку дерева и обнаруживший, что она состоит из частей, названных затем клетками.

  4. Винт грубой наводки.

  5. Система линз микроскопа, обращенная к рассматриваемому объекту.

  6. Основание микроскопа.

  7. Ученый, открывший простейших с помощью самодельного микроскопа.

  8. Система линз микроскопа, обращенная к глазу наблюдателя.

  9. Наиболее простой увеличительный прибор.

Часть 3. Строение электронного микроскопа. 1. Рассмотрите основные части микроскопа, отметьте их на рисунке.

2. Определите, какие изображения были сделаны с помощью трансмиссионного и сканирующего микроскопа.


Трансмиссионный микроскоп: Сканирующий микроскоп:

  1. Заполните таблицу


Световой микроскоп

Электронный микроскоп

Излучение



Максимальное разрешение



Максимальное увеличение



Линзы



Объект



Изображение



Часть 4. Лабораторная работа.

1. Изучите правила работы с микроскопом.

1. Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5 см от края стола.

2. В отверстие предметного столика направьте зеркалом свет. 

3. Поместите приготовленный препарат на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами.

4. Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1—2 мм от препарата.

5. В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится четкое изображение предмета.

6. После работы микроскоп уберите в футляр.

2. «Приготовление препарата чешуи кожицы лука. Строение клеток чешуи кожицы лука».

1 – Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.

2 – Пипеткой нанесите 1–2 капли воды на предметное стекло.

3 – При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте его.

4 – Покройте кожицу покровным стеклом.

5 – Рассмотрите приготовленный микропрепарат под микроскопом. Отметьте, какие части клетки вы видите.

6 – Зарисуйте 2-3 клетки кожицы лука. Обозначьте те органеллы, которые вы увидели в микроскоп.

3. «Изучение простейших в капле застоявшейся воды».

Поставьте срезанные цветы в вазу. Через 2–3 недели можно наблюдать появившихся простейших, среди которых будут и различные инфузории, амебы и бактерии. На предметное стекло нанесите каплю воды и рассмотрите их под микроскопом: сначала при малом увеличении, затем при большом. Зарисуйте.

Оценка:

Литература

1. Зверев И.Д. Интеграция и интегрированный предмет // Биология в школе. 1998. № 5.

2. Кева Т.В. Сравнительная характеристика уроков, проводимых с помощью интерактивной доски, других технических средств и классических уроков \\ Образование , 2007. № 2.

3. Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. М., 1996