СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование закономерностей памяти при изучении химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование закономерностей памяти при изучении химии

Просмотр содержимого документа
«Использование закономерностей памяти при изучении химии»

  1. И. М. Сеченов говорил, что наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного». О чем говорил ученый? ( о памяти)



Память – удивительное свойство человеческого разума. Это способность записывать, воспроизводить, сохранять информацию. Историки утверждают, что Юлий Цезарь и Александр Македонский знали в лицо и по имени всех своих солдат – до 30000 человек. Американский ботаник Эйс Грей мог по памяти назвать более 25 тысяч различных растений. Великий русский шахматист Александр Алехин был величайшим мастером игры вслепую. В 1933 году он провёл сеанс одновременной игры вслепую на 32 досках. Понятно, что к этим вершинам могут приблизиться не все, лишь единицы. Но вот углубить, расширить, натренировать свою память по силам каждому из нас. Но, прежде чем работать над своей памятью, необходимо ее изучить.

У каждого человека свои, индивидуальные особенности памяти, например, одни лучше запоминают услышанную информацию, другие – увиденную.

Упражнение 1

Инструкция: прослушать слова и постараться их запомнить. Записать слова, которые удалось запомнить.

Вслух зачитываются 10 слов: кислота, амины, алкены, валентность, углевод, вода, этан, восстановитель, белок, галоген.

Далее преподаватель зачитывает слова повторно. подсчитывают количество правильных ответов.

В норме количество правильно воспроизведённых слов – около 7. Если меньше 6 – объём кратковременной памяти снижен, если больше 8 – высокий.

Упражнение 2 Зрительная память

Запомнить слова, через 30 сек.воспроизвести

В норме количество правильно воспроизведённых слов – около 7. Если меньше 6 – объём кратковременной памяти снижен, если больше 8 – высокий.



Оксид

Сера

Окислитель

Пробирка

Гипс

Смесь

Электрон

Железо

Диссоциация

Моль



Для лучшего запоминания используют мнемотехнические приемы

Мнемоника-искусство запоминания

Мнемотехника (или мнемоника) – от греч. mnemonikon – искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.  Само слово «мнем» греческое и означает «память».


Техника мнемоника облегчает запоминание, но лишь в отдельных случаях. Однако в некоторых случаях неверное применение мнемоники может оказать и прямой вред, при подмене осмысленного запоминания механическим заучиванием.
Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов: кодирование в образы, запоминание, запоминание последовательности, закрепление в памяти.
Мнемотехника применяется для запоминания незапоминаемой информации.


При заучивании учебных дисциплин (физика, биология, химия и т. п.) мнемотехника обеспечивает очень глубокое понимание материала, поскольку методы запоминания предписывают создавать в воображении яркие образные иллюстрации для понятий и определений.

Мнемоника в повседневной жизни

Может быть, мнемотехникой увлекались только в далеком прошлом, а в наше время интерес к ней пропал?

В литературе описаны случаи проявления феноменальной памяти. 26-летняя китайская телефонистка из Харбина помнила 15 000 телефонных номеров 10 городов Китая. Доминик о’Брайн из Великобритании запомнил последовательность карт в 40 различных колодах лишь с одной ошибкой. Причем каждая карта была показана ему только одни раз. Рекорд установлен им 26 ноября 1993 года в студии “Би-би-си” в Элстри (Великобритания). 25 марта 1994 года на презентации мировых рекордов Гиннеса Доминик запомнил последовательность карт в одной колоде за 43.59 секунды (продемонстрировав скорость запоминания 0.84 секунды на одну карту).

Двадцатитрехлетний индиец С.Махедеван, студент-психолог из города Мангалур, установил мировой рекорд памяти в запоминании цифровой информации. За три часа и тридцать девять минут он запомнил и повторил наизусть 31811 цифр, т.е. он тратил всего 0,41 секунды на запоминание одной цифры! Прежний рекорд составлял 28013 цифр за 9 часов 14 минут, т.е. примерно 1,2 секунды на цифру.

В этих рекордах поражает высокая скорость запоминания, т.е. среднее время, затраченное на запоминание одной единицы информации.

С 1991 года проводятся чемпионаты мира по запоминанию. В настоящее время соревнования проводятся в 30 странах мира по следующим дисциплинам: абстрактные изображения, слова, имена и лица, карты на скорость, последовательность карт за час, цифры на скорость, числа за час, двоичные числа на скорость, исторические даты, числа на слух.

Основные приёмы запоминания:

1)Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации.

Примером может служить правило для запоминания процессов окисления и восстановления: Отдать — Окислиться, Взять — Восстановиться

(слова начинаются с одинаковых букв; при отдавании кем-либо чего-либо полезного — кислое, опущенное выражение лица, при получении — воспрявшее, восстановленное).

2)Рифмизация.  Рифмизация – перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой. Зарифмованный учебный материал лучше запоминается.


3)Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных.

Для запоминания названий алканов используется правило:

Милый -метан

Этичный — этан

ПРактичный — ПРопан

Барашек -бутан

Пасется — пентан

в Горах — ГЕКсан

Гималаях — ГЕПтан (оба на «г» в алфавитном порядке).

4)Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией. Например, чтобы запомнить как правильно разбавить кислоту водой, что льют кислоту в воду или наоборот , нужно представить как Вы в чай ( в воду) кладёте дольку лимона (кислоту).

5)Метод Цицерона на пространственное воображение .  Большинство обладателей сверхпамяти признались, что целенаправленно развивали свои способности, используя метод, известный еще в Древней Греции и Риме. Его обычно называют « методом Цицерона», «методом Римской комнаты», или методом мест. Суть его состоит в том, что «единицы информации», которые необходимо запомнить, мысленно расставляются в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию. Например, можно выполнить упражнение «Соленый класс». Мысленно расположите предложенные соли в классе в определенном порядке. Затем достаточно вспомнить класс, чтобы воспроизвести данную информацию.

6)Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти. Мы всегда на уроках химии пользуемся Периодической системой химических элементов и непроизвольно запоминаем написание химических символов

Упражнение 4

 составьте смысловую фразу из предложенных для запоминания названий карбоновых кислот: муравьиная, уксусная, пропионовая, масляная, валериановая, капроновая.

Через 2 минуты зачитывают вслух составленные фразы.

Пример преподавателя: Мурка украла прогорклое (пропавшее, прокисшее) масло, варёную (вчерашнюю) колбасу.

Рефлексия Ладошка

Рефлексия: на листе бумаги обведите свою ладошку, каждый палец – это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение, запишите его.

  • большой – для меня это важно … / неважно …

  • указательный - я получил конкретные рекомендации… / я не узнал для себя ничего нового…

  • средний - мне было интересно, легко… / скучно, неинтересно, трудно (не понравилось)…

  • безымянный – моя оценка психологической атмосферы…

  • мизинец – хочу для себя выяснить …