Презентация – Доклад
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ
Слушатель курсов переподготовки по физической культуре группы ППфиз16
Саханова Наталья Валентиновна
Использованная литература:
Журнал «Физическая культура в школе», №6 2011г.
Презентация «Программа по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни «Здоровье на 5», МОУ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА № 43, г.Липецк.
1
В законе РФ «Об образовании» (ст. 51) сказано: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся». Поэтому одной из приоритетных задач, стоящих перед современной школой в течение последних лет, является, сохранение и укрепление здоровья детей.
Можно ли обучать детей так, чтобы сохранилось или даже укреплялось состояние их здоровья? Теоретически – да, практически – не получается. Врачи-педиатры, наблюдающие состояние здоровья школьников, а также данные государственной медицинской статистики свидетельствуют о негативных изменениях в организме учащихся в процессе их обучения в школах разного типа.
Еще в начале ХХ века основоположник отечественной школьной гигиены Ф.Ф. Эрисман внес понятие «школьные болезни», возникновение которых обусловлено обучением детей. К этим болезням им было отнесена близорукость, а также сколиоз и анемия. В современных условиях «школьные болезни» сохраняются, хотя их структура изменилась.
У наших школьников чаще выявляются нервно-психические расстройства как предпатологические и патологические состояния, которые специалисты увязывают с организацией учебно-воспитательного процесса в школе. К другим заболеваниям, часто возникающим у школьников, относятся нарушение зрения, болезни костно-мышечной.
У современных школьников стали чаще выявлять такие нарушения физического развития, как дефицит массы тела и низкий рост. Все это подтверждает, что в образовательном учреждении необходимо осуществлять меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Опыт некоторых школ показывает, что создание благоприятной образовательной среда способствует не только прочным знаниям, но и одновременно способствует укреплению здоровья школьников
Занятия по физическому воспитанию должны основываться на двух принципах: поддержание здоровья и обеспечение его укрепления.
Отрадно отметить, что у школьников существует интерес к познанию возможностей средств физической культуры применительно к себе в рамках здорового образа жизни, проявляется готовность к занятиям при условии доверительных отношений по принципу «ученик – учитель».
Главное - воспитать в ребенке осознание необходимости здорового образа жизни для успешного развития и получения образования.
2
Существует множество программ для реализации здоровье сберегающих технологий, одна из которых представлена в данной разработке.
Программа проходит в несколько этапов.
1-й этап (проходит в классах).
Цель этапа: научить школьников ставить цели , ориентированные на самого себя, и добиваться их исполнения.
Форма реализации цели: создание и осущствление каждым школьником специального задания – проекта. Тематические задания могут быть разными, например:
- совершенствование своего тела;
- создание распорядка своей жизни;
- семейные традиции по сохранения здоровья и т.д.
2-й этап (проходит в классах через 1-2 месяца, когда определятся сложность и достоинство проектной деятельности).
Цель этапа: создание и осуществление классом или несколькими учащимися групповых проектов, например таких как:
- класс – безопасное место;
- обычаи нашего народа и наше здоровье;
- популярные приемы здоровье сберегающих упражнений и т.д.
3-й этап (проходит в школе).
Цель этапа: создание школьного проекта здоровья. Этот этап возникает из наиболее удачных классных проектов или разрабатывается творческой группой. На этом этапе целесообразно привлекать родителей учащихся и представителей местной власти.
В данной части программы школа начинает реализовывать свои социальные функции вступать в диалог с социумом.
Предлагаемые проекты обсуждения:
- школьники против продажи пива и сигарет;
- школа - самое безопасное место в обществе;
- старые традиции наших предков и здоровье нации и т.д.
3
Школьники приглашают на соревнования педагогов, молодежь села или города, местных руководителей.
С целью приобретения знаний о здоровье и гигиене, полезно приглашать в классы врачей из участковой больницы и врачей скорой помощи с рассказами о негативных примерах отношения к своему здоровью некоторой части молодежи и их последствий для будущей жизни.
Привлечением школьников к здоровому образу жизни может служить реклама спортивных секций и факультативных занятий, существующих в школе, а также в спортивно-массовых учебных заведениях данного региона.
Знакомство с древними и современными традициями Китая, Индии, Японии и других стран богатых своими особыми методами в отношении к своему «Я» создаст дополнительный стимул у школьников гармонично развиваться физически и духовно.
Очень полезно ввести паспорта здоровья каждого школьника, куда заносят не только физические параметры, но и результаты их двигательных тестов, участие в соревнованиях, успехи успеваемости.
Главное условие проекта – вовлечение максимального количества учеников и представителей окружающего социума.
Главный принцип – достижение цели.
ПРИЛОЖЕНИЕ: Тематические классные часы. 1 – 4 классы 1. Режим дня. 2. Закаливание организма. 3. Культура поведения в общественных местах. 4. Культура поведения за столом. 5. Культура питания. 6. Мой друг – Мойдодыр. 7. Культура одежды 8. Профилактика простудных заболеваний. 9. Береги здоровье смолоду. 5 – 8 классы 1. Режим дня. 2. Что такое здоровье? 3. Способы укрепления здоровья. 4. Культура питания. 5. Культура одежды. 6. Гигиена мальчика и девочки. 7. Профилактика простудных заболеваний, заболеваний органов зрения. 8. О вредных привычках. 9. О вреде никотина. 10. О вреде алкоголя. 11. Имя беды – наркотик. 12. Покончить с грубостью. 13. Определение здорового образа жизни. 9 – 11 классы 1. Береги здоровье смолоду. 2. О вкусах не спорят, о манерах надо знать. 3. Гармония тела. 4. Роль спорта в жизни человека. 5. Как одеваться: стильно, модно, удобно? 6. Система питания старшеклассника. 7. Культура гигиены девушки. 8. Культура гигиены юноши. 9. Покончить с грубостью. 10. Победить зло. 11. Стресс. 12. Традиции и табакокурение. 13. Исторические аспекты винопития на Руси. 14. Юридическая ответственность за злоупотребление ПАВ. 15. Почему принимают наркотики. 16. Когда возникает интерес к наркотикам. 17. Наркотики и их жертвы. Конкурсы, викторины 1.Конкурсы рисунков: «Осторожно, дети!»; «Я за здоровый образ жизни!»; «Зеленая аптека». 2.Конкукрс плакатов: «Жизнь без наркотиков»; «Нет вредным привычкам». 3.Викторины: «Красный, желтый, зеленый»; «Кушайте на здоровье». 4.Ролевая игра «Суд над табаком». 5.Веселые старты. 6.Спортивные соревнования «Моя спортивная семья». 7.Товарищеские встречи по разным видам спорта.