ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ И ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИНИ
НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Здоровьесберегающие технологии.
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребёнку возможности сохранения здоровья, формирования у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребёнка. Используемые здоровьесберегающие компоненты:
1. Артикуляционная гимнастика.
Регулярное выполнение артикуляционных упражнений помогает
улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
улучшить подвижность артикуляционных органов;
укрепить мышечную систему языка, губ, щек;
уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных полноценных движений и определенных положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков и объединения простых движений в сложные. Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определенных положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения подбираются исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка, то есть педагог выделяет, что и как нарушено, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука.
2. Дыхательная гимнастика.
Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально-речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. На каждом занятии включается несколько упражнений. По мере овладения упражнениями добавляются новые.
3. Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения.
Зрительная гимнастика. Целью проведения зрительной гимнастики является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части укрепления и здоровья. Для того, чтобы гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития детей дошкольного возраста, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность. Зрительная гимнастика используется: для циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз; для укрепления мышц глаз.
4. Развитие общей моторики
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивнее развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи. Оздоровительные паузы- физминутки, проводятся в игровой форме в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправления неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с определёнными движениями дает ряд преимуществ для детей, посещающих логопедические занятия.
5. Развитие мелкой моторики.
Степень развития движений пальцев соответствует развитию речи ребёнка, поэтому развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует и умственному и речевому развитию.
6. Массаж и самомассаж.
Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии, необходимые для нормализации произносительной стороны речи. В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи. Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
7. Релаксация.
Релаксация – произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Возникает вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Комплекс упражнений для релаксации используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приемам расслабления различных групп мышц. На логопедических занятиях можно использовать релаксационные упражнения по ходу занятия, если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство. Упражнения проводятся под музыку. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим- сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.
Таким образом, применение элементов оздоровления в педагогике способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка.