Использование здоровьесберегающие технологии
на уроках физической культуры
Здоровьесберегающие технологии
Приоритетными факторами, содействующими здоровью, являются: психическое здоровье школьников, комплекс медико-социальных мероприятий и внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс, расширение сети спортивно-оздоровительных мероприятий. Большую роль в этой проблеме играют здоровьесберегающие технологии, направленные на повышение объема и разнообразия форм двигательной активности, на воспитание культуры ребенка, которая определяется культурой здорового образа жизни и умением создать гармонию своего существования в самом широком смысле.
Расширение двигательного опыта за счет использования разнообразных общеразвивающих физических упражнений в различных формах занятий, овладения современными системами физических упражнений, включая упражнения рекреативной, корригирующей и прикладной направленности; расширение объема знаний о разнообразных формах соревновательной и физкультурной деятельности, использование этих форм для совершенствования индивидуальных физических и психических способностей, самопознания, саморазвития и самореализации; гармонизация физической и духовной сфер, формирование потребностей в культуре движений, красивом телосложении, оптимальном физическом развитии и крепком здоровье; формирование адекватной самооценки личности, высокой социальной адаптации в коллективном общении и взаимодействии; формирование навыков и умений использовать акробатику и гимнастику как средство воспитания подрастающего поколения, укрепления будущей семьи и утверждения здорового образа жизни.
Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе, совершенствование физического состояния учащихся через двигательную активность, полноценное питание и отдых помогает ребятам стать добрее и сильнее духом, поднимает их над своими слабостями, формирует гармонично развитую личность, что является первостепенной задачей любого педагога.
В современных условиях значительное увеличение объема двигательной деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к конкретизации и переключения внимания, пространственно-временной точности движений. Все эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость.
Сюда относятся вращения, упражнения в равновесии, в особенности на поднятой над полом и уменьшенной опоре, а также двигательные действия при необычном положении тела в гравитационном поле, например, вниз головой. Для адаптации учащихся к необычному положению тела в пространстве и к вращательным движениям в уроки включаются специально подобранные упражнения.
Такие упражнения можно выполнять как во время разминки, на физкультминутках, так и на уроках в виде оздоровительных игр – особенно с учащимися начальных классов и среднего звена.
Игры этой серии мы используем для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками детей. Кроме релаксационной, они выполняют коммуникативную, развлекательную и воспитательные функции.
Физическая и психическая компоненты в оздоровительных играх тесно взаимосвязаны. Эти игры укрепляют различные группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат, способствуют профилактике нарушения зрения и осанки. Непринужденность обстановки, свобода импровизации, возможность отступления от заданных правил, бесконечность вариаций, нацеленность педагога на создание у детей положительного эмоционального тонуса, отсутствие проигравших среди детей — все это создает у игроков состояние особого психологического комфорта
Организация оздоровительных игр не требует создания специальной площадки или наличия особого оборудования. Игры проводятся при наличии объективной необходимости восстановления у детей комфортного психологического состояния или предупреждения психоэмоционального напряжения.
Длительность игр зависит от их содержания и может варьироваться от 1 до 2 минут. Общая длительность игр в среднем составляет от 4 до 6 минут. Проводим игры как с музыкальным сопровождением, так и без него. Игры не должны часто повторяться, чтобы интерес детей к ним не угасал. Поэтому в арсенале их в детском саду много. Особых возрастных требований к этим играм не предъявляется.
В старших классах надо выполнять упражнения, которые воздействуют на большинство групп мышц одновременно. Например, это упражнения типа «Пружинок».
И.П. –О.С. 1- потягивание, 2- наклон вперёд, 3-приседание, 4 –И.П. Упражнение надо выполнять в среднем темпе, без резких движении. Постепенно это упражнение можно усложнять поворотами туловища и элементами задействующими на другие группы мышц.
При выполнении упражнении надо особое внимание обратить на правильное дыхание.
Здоровье детей Российской Федерации отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования. Оздоровительные игры являются эффективной формой оздоровления детей в системе дошкольного образования. Правильное выполнение физических упражнений (оздоровительных игр) положительно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костного аппарата, а также на сердечно-сосудистую и дыхательную систему.

Задачи:
- познакомить детей с оздоровительными играми,
- развивать физические навыки,
- воспитывать интерес к оздоровлению своего организма.
Оборудование: аудиозапись с ритмичной и спокойной музыкой.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем увлекательном занятии мы будем учиться быть сильными, ловкими, быстрыми, то есть быть здоровыми. Хотите быть здоровыми?
Учитель: Мы познакомим вас с очень полезными и нужными оздоровительными играми. Как они называются, вы узнаете, отгадав загадки.
Загадка:
Кто на дне реки во мраке
Затевает вечно драки?
Чьих клещей боится враг?
Кто гуляет задом?...(РАК)
Игра «Раки».
Дети встают на колени вдоль стартовой черты, повернувшись спиной к финишной черте. По сигналу движутся задом наперед, стараясь как можно скорее добраться до финиша, сохраняя прямолинейность движения. Игра способствует общему психомоторному развитию.
Показ выполнения упражнения детьми. Привлечение к игре зрителей.
Загадка:
Я с неба упала на морское дно.
Хищницей стала давным уже давно. ( МОРСКАЯ ЗВЕЗДА)
Игра «Морская звезда».
Дети ложатся на живот, поднимают руки и ноги в стороны, прогибаются.
Упражнение укрепляет мышцы рук, ног, спины.
Показ выполнения детьми. Привлечение к игре зрителей.
Загадка:
Без рук, без ног на брюхе плывет.
Спереди носок, сзади рулек.
По бокам ручищи,
А внутри людищи. (ЛОДКА)
Игра «Лодочка».
Дети ложатся на пол. Ноги прижать друг к другу. Руки вытянуть вперед, прижать друг к другу. Прогнуться и «покачаться на волнах».
Упражнение укрепляет мышцы рук, ног, развивает гибкость.
Показ выполнения детьми. Привлечение к игре зрителей.
Загадка:
Га-га-га гогочет птица,
Если очень разозлится.
Никого я не боюсь,
Потому что это ...(Гусь)
Игра «Гуси».
Дети выстраиваются в шеренгу, приседают на корточки и по сигналу бегут навстречу воспитателю гусиным шагом вразвалочку. Победителями становятся самые резвые. Если не позволяет пространство, игра проводится на месте. Она укрепляет икроножные мышцы, тренирует сердечно-сосудистую систему.
Загадка:
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат. (ЦАПЛЯ)
Игра «Цапля».
Детям предлагается разуться и встать в круг. По сигналу дети должны правую ногу согнуть в колене, развернуть ее на 90 градусов по отношению к левой и прижать ступней к бедру левой ноги как можно выше. Руки на поясе. Глаза закрыты. Необходимо продержаться в таком положении как можно дольше.
Упражнение тренирует вестибулярный аппарат и развивает способность концентрировать внимание, а также очень смешит детей.
Рекомендуемые игры:
1. «Цапля». Детям предлагается разуться и встать по сигналу в круг. Педагог объявляет конкурс на лучшую цаплю. По сигналу дети должны правую ногу согнуть в колене, развернуть ее на 90 градусов по отношению к левой и прижать ступней к бедру левой ноги как можно выше. Руки на поясе, глаза закрыты. Необходимо находиться в таком положении как можно дольше. Дети, у которых это получилось, становятся далее водящими в игре «Лягушки и цапля».
Игра тренирует вестибулярный аппарат, развивает способность концентрации внимания, а также очень смешит детей.
2. «Скачки». Детям предлагается встать прямо, ноги поставить на ширине плеч. Затем наклониться вперед и упереться руками в пол. Руки и ноги при этом должны быть прямыми. Воспитатель объявляет начало скачек. Кто самый резвый скакун? Для разминки детям предлагают идти сначала шагом на месте в течение
15—20 секунд. Воспитатель благодарит детей и отмечает, что ходьба шагом у лошадок получается хорошо. Затем объясняет детям, что скакать они будут тоже на месте. Он определяет задачу: бежать как можно более резво, подпрыгивать выше и ритмичнее. По сигналу гонга дети изображают скачки в течение 1 минуты. По окончании скачек ведущий и его ассистент отмечают быстрых скакунов, резвых скакунов, грациозных скакунов и т.д., с тем, чтобы каждый ребенок услышал положительную оценку взрослого, и благодарят детей за участие в игре.
Оздоровительный эффект этой игры заключается в массаже внутренних органов и укреплении костно-мышечной системы конечностей.
3. «Парашютисты». Педагог объясняет детям, что сейчас они потренируются в прыжках с парашютом. Предлагает согнуть руки в локтях и держать их у пояса, сжимая воображаемые стропы парашюта. «Прыжок» заключается в том, чтобы, не переставая «сжимать стропы», подпрыгивать вверх как можно выше, а опускаться как можно мягче. При прыжке следует оттягивать носки ног вниз. При приземлении ноги должны работать как пружины. Приземление завершается мягким глубоким приседанием. Без остановки движения из положения сидя на корточках совершается следующий прыжок. Дети по сигналу гонга в течение 45 секунд выполняют прыжок. Ведущий отмечает каждого парашютиста, а затем предлагает отдохнуть и помассировать мышцы ног. Это упражнение укрепляет связки и сухожилия в области стоп и лодыжек и является профилактикой возможных падений (например, в гололед).
4. «Уши». Для выполнения этого упражнения нужно сесть на край стула. По сигналу дети наклоняют голову к плечам, поочередно слева направо и справа налево. Наклоны выполняются сильно и резко, так, чтобы при каждом наклоне достать ухом до плеча. Упражнение выполнятся 15—20 секунд. По окончании воспитатель спрашивает детей, хорошо ли у них разогрелись ушки. В этом упражнении разогреваются уши, а через нервные окончания в ушных раковинах возбуждается весь организм. Кроме того, разрабатывается подвижность шейных позвонков.
5. «Скоморохи». Детям предлагается поочередно каждой ногой шлепнуть себя по ягодицам. При этом следует ноги как можно сильнее отбрасывать назад, чтобы удар пяткой по ягодицам был ощутим и слышен. Ассистент прислушивается, чьи шлепки будут громче. Задание выполняется по сигналу гонга в течение 20—30 секунд. Эта игра тонизирует весь организм, развивает икроножные мышцы, делает гибкой поясницу.
6. «Тачка». Дети разбиваются по парам. Один встает на четвереньки и превращается в тачку. Для этого партнер берет его сзади за ноги и «везет». Хозяин тачки должен ею умело управлять и по сигналу ведущего поворачивать ее то вправо, то влево, везти ее то быстрее, то медленнее. От тачки требуется полное послушание своему «хозяину». Воспитатель оценивает, насколько эффективным было взаимодействие детей в парах. Упражнение проводится в течение 25—30 секунд, затем дети меняются местами. Оно укрепляет мышцы рук и приучает детей к согласованному взаимодействию друг с другом.
7. «Кошка». Воспитатель предлагает детям опуститься на колени и упереться ладонями в пол. Он говорит детям, что они будут изображать кошку. Сейчас кошка недовольна. Она выгибает спинку как можно сильнее вверх. Теперь кошка потягивается. Спинка прогибается вниз. Движения должны быть энергичные, но в то же время плавные и грациозные. Движения чередуются в течение 2—3 секунд. Затем детям предлагается лечь на спину, быстро и грациозно переворачиваться то на один, то на другой бок, одновременно выполняя потягивающие движения руками и ногами на одном боку и сворачивающиеся движения на другом, как это делает кошка, когда очень довольна. Движения чередуются в течение 3—4 секунд, затем дети возвращаются к первоначальным движениям. Вся игра длится в течение 1 минуты. Самые грациозные кошки становятся затем водящими в игре «Кошки и мыши». Эта игра способствует эмоциональному подъему, создает чувство мышечной радости и одновременно разнеженности, тренирует мышцы спины и брюшного пресса, развивая гибкость и силу.
8. «Гуси». Дети выстраиваются в шеренгу, приседают на корточки и по сигналу бегут навстречу воспитателю гусиным шагом вразвалочку. Победителями становятся самые резвые. Если не позволяет пространство, игра проводится на месте. Она укрепляет икроножные мышцы, тренирует сердечно-сосудистую систему.
9. «Раки». Дети встают на колени вдоль стартовой черты, повернувшись спиной к финишной черте. По сигналу движутся задом наперед, стараясь как можно быстрее добраться до финиша, сохраняя прямолинейность движения. Игра способствует общему психомоторному развитию.
10. «Бег в колпаке». Дети встают в две команды. Каждый ребенок надевает на голову большой бумажный колпак или шапку. Шапка больше головы, и бежать в ней будет непросто. По сигналу гонга дети бегут до финиша и обратно. Игра укрепляет мышцы шеи, развивает ловкость, способствует развитию координационных механизмов нервной системы.
11. «Великаны». Детям предлагается дойти до финиша гигантскими шагами, при этом ни в коем случае не переходить на бег. Игра включает в работу основные группы мышц, упражняет детей в сдержанности.
Мавлютов Ильгизар Алиевич
учитель физической культуры
МБОУ «Зеленорощинская сош им. М. Горького».
Август 2015 г.
Республика Татарстан
Институт экономики управления и права г. Казань
Бугульминский филиал
Аннотация мастер-класса
«Использование здоровьесберегающие технологии
на уроках физической культуры»
учителя физической культуры
МБОУ «Зеленорощинская сош им. М. Горького»
Мавлютова И.А.