Выступление учителя - логопеда МБДОУ № 4 « Жемчужинка» на районной научно – практической конференции педагогов дошкольных образовательных учреждений «Педагогическая инициатива» по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий
в работе логопеда ДОУ».
Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый ребенок может быть радостным, а значит счастливым.
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
В своей работе я использую различные здоровьесберегающие технологии, позволяющие мне добиваться положительной динамики в развитии и коррекции речи ребенка.
И первая технология, о которой мы поговорим - дыхательная гимнастика.
Дыхательная гимнастика-это комплекс дыхательных упражнений для детей, проводимых в различных игровых техниках.
Систематическое выполнение гимнастики способствует развитию и укреплению грудной клетки, закреплению навыков диафрагмально – речевого дыхания, активизирует иммунные механизмы в организме ребенка. Правильное дыхание является неотъемлемой частью нашей речи, которое так необходимо для дальнейшей работы по коррекции звукопроизношения.
Артикуляционная гимнастика - это
совокупность специальных упражнений, выполняемых перед зеркалом, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцировке движений органов, участвующих в речевом процессе.
Регулярное выполнение данной гимнастики помогает:
-улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;
-улучшить подвижность артикуляционных органов;
-укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
-уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
Пальчиковая гимнастика.
Ритмические движения пальцев приводят к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
Развитие мелкой моторики
Мелкая моторика - это движение кистями и пальцами рук. Это очень важная ступень здоровьесбережения, так как подвижность рук ребенка тесно связана с речевыми отделами головного мозга.
Используемые мной на занятиях веселые игры для пальчиков повышают эффективность коррекционной работы с детьми-логопатами.
Су – джок терапия - одно из направлений медицины, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву. Массаж и самомассаж при помощи специальных шариков и колечек способствует коррекции речевых нарушений, улучшению общего состояния здоровья ребенка.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи;
улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам;
способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов; при построении коррекционной работы
позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.
Развитие психических процессов. Развитие речи тесно связано с высшими психическими процессами: восприятием, памятью, вниманием, мышлением, воображением. Данной технологии уделяется очень пристальное внимание. Мной разработано и используется большое количество наглядных пособий и дидактических игр, способствующих укреплению и активизации психических процессов в развитии ребенка.
Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма. Чаще всего занимает 1-3 минуты, задания готовятся заранее, либо ребенок следует инструкции логопеда (зажмурить глаза, посмотреть в даль, проследить путь мышки и т.п.)
Логоритмика – это комплекс двигательных упражнений, в которых разные движения (туловища, головы, рук, ног) сопровождаются произношением специального языкового материала с музыкальным сопровождением. Логоритмика улучшает речь через развитие слухового внимания, на основе формирования в процессе движения чувства ритма.
Результаты использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками:
-корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;
- снимается эмоциональное напряжение и тревожность;
- снижается уровень заболеваемости;
- повышается работоспособность, выносливость;
- развиваются психические процессы;
- улучшается зрение;
- развивается общая и мелкая моторики;
- повышается речевая активность;
- увеличивается уровень социальной адаптации;
- преодолеваются речевые нарушения.
Здоровые дети - наше светлое будущее! Я с уверенностью могу сказать, что применяемые мной технологии в концепции дошкольного образования направлены на сохранение здорового образа жизни воспитанников. Следовательно, здоровьесберегающие технологии в ДОУ используются в полной мере согласно ФГОС дошкольного образования и приносят огромные положительные результаты.