СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

        В последние годы отмечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличения числа детей с нарушениями психического и речевого развития, в связи с чем применение здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОУ становится очень актуальным. В работе логопедов используются как традиционные, так и не традиционные виды здоровьесберегающих технологий. Традиционные: артикуляционная и дыхательная гимнастика, пальчиковая и зрительная гимнастика, самомассаж. Нетрадиционные: мимическая гимнастика, Су-джок терапия, биоэнергопластика, кинезиологические упражнения.

         Предложенные нами комплексы дыхательных упражнений могут использоваться учителями-логопедами, воспитателями и другими специалистами ДОУ в их работе с детьми.

Просмотр содержимого документа
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда»

Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда

Секция «Вопросы здоровьесберегающего и физкультурно-спортивного направлений »


Шестакова Елена Викторовна,

Учитель-логопед,

МБДОУ № 18 г. Мыски


В последние годы отмечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличения числа детей с нарушениями психического и речевого развития, в связи с чем применение здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОУ становится очень актуальным. В работе логопедов используются как традиционные, так и не традиционные виды здоровьесберегающих технологий. Традиционные: артикуляционная и дыхательная гимнастика, пальчиковая и зрительная гимнастика, самомассаж. Нетрадиционные: мимическая гимнастика, Су-джок терапия, биоэнергопластика, кинезиологические упражнения.

Предложенные нами комплексы дыхательных упражнений могут использоваться учителями-логопедами, воспитателями и другими специалистами ДОУ в их работе с детьми.

Дыхательные упражнения для разных возрастных групп

Средняя группа

«Большой и маленький». Подняться на носки, вытянуть руки вверх. Со звуком у-х-х присесть, обхватить голени и подтянуть голени к коленям.

«Паровоз». Двигаясь по комнате, имитировать движения колес паровоза и произносить чух-чух, меняя громкость и скорость.

«Дровосек». Руки сложить топориком и поднять вверх, затем резко наклонить туловище и прорезать пространство между ног (5-8 раз), произнести б-а-а-х.

«Часы». Со звуком тик наклониться в левую сторону, со звуком так – в правую (4-5 раз).

Старшая группа

«Погреемся». Руки развести в стороны, затем быстрым движением скрестить их перед грудью, хлопнуть ладонями по плечам, произнеся у-х-х! (8-10 раз).

«Мельница». Вытянуть руки вверх и медленно вращать ими со звуком ж-р-р, увеличивая скорость (6-7 раз).

«Сердитый ежик». Присесть ниже, обхватить голени, опустить голову, произнести звук ф-р-р (3-5 раз).

«Лягушонок». Слегка присесть и сделать прыжок с продвижением вперед. На выдохе произнести к-в-а-а-к!

«Заблудился в лесу». Сделать вдох, на выдохе прокричать а-у-у!

«Великан и карлик». Поднять руки вверх и потянуться, сделав вдох. Расслабленно опустить руки до самого пола, выдохнув.

Подготовительная к школе группа

«Часы». Размахивая прямыми руками вперед-назад, произнести тик-так (10-12 раз).

«Ловим комара». Направлять звук з-з-з в разные стороны и хлопать руками в местах, где он может находиться (4-5 раз).

«Косарь». Имитировать движения косаря, занося то влево, то вправо воображаемую косу со звуком ж-ж-у-х (5-8 раз).

«Трубач». Воображаемую трубу поднести к губам, и, нажимая на клавиши, произносить звуки ту-ту-ту (15-20 сек.).

«Будильник». Сесть на пол, скрестив ноги. Обхватить голову руками и делать ритмичные движения из стороны в сторону со словами тик-так. Через 3-4 раза вытягивать голову вперед, имитируя движения кукушки, и произносить ку-ку.

«Насос». Резко наклониться 2-3 раза в одну сторону, скользя по ноге руками и произнося звук с-с-с (по 6-8 раз в каждую сторону).

Комплекс дыхательной гимнастики «Любимый носик»

Цель: научить детей дыханию через нос.

А сейчас без промедления

Мы разучим упражнения,

Их, друзья, не забывайте

И почаще повторяйте.

1. Погладить свой нос от крыльев к переносице – вдох, обратно – выдох (5 раз).

Вдох – погладь свой нос

От крыльев к переносице.

Выдох – и обратно

Пальцы наши просятся.

2. Сделать вдох левой ноздрей; правая – закрыта, выдох – правой ноздрей, при этом левая закрыта (5 раз). Затем поменять стороны.

Вдохни одной ноздрей, а выдохни другой.

Попеременно ноздри при этом закрывай.

Сиди красиво, ровно, спинка – прямо.

И насморк скоро убежит, ты так и знай!

3. Сделать вдох. На выдохе протяжно тянуть звук м-м-м, одновременно постукивая указательными пальцами по крыльям носа (3 раза).

Дай носу подышать,

На выдохе мычи.

Звук м-м-м мечтательно пропеть старайся,

По крыльям носа пальцами стучи

И радостно при этом улыбайся.

Комплекс артикуляционной гимнастики с использованием дыхательных и звуковых упражнений

«Трактор». Энергично произносить дт, дт, меняя громкость и длительность (укрепляем мышцы языка).

«Фейерверк». В новогоднюю ночь стреляем из хлопушки, рассыпается фейерверк разноцветных огней. Энергично произнести п-б-п-б (укрепляем мышцы губ).

Несколько раз зевнуть и потянуться (упражнение стимулирует гортанно-глоточный аппарат, деятельность головного мозга и снимает стрессовые состояния).

«Гудок парохода». Набрать воздух через нос, задержать на 1-2 сек. и выдохнуть через рот со звуком у-у-у, сложив губы трубочкой.

«Упрямый ослик». Выбираются «ослики» и «погонщики». Ослики бегут и останавливаются. Погонщики уговаривают осликов, а те начинают кричать й-а-й-а-й-а (укрепляем связки гортани).

«Плакса». Имитируем плач, произнося ы-ы-ы (звук ы снимает усталость головного мозга).

Комплекс оздоровительных упражнений для горла

«Лошадка». Цокать язычком, как лошадки, то громче, то тише. Скорость движения лошадки то увеличиваем, то снижаем (20-30 сек.).

«Ворона». Произнести протяжно ка-а-а-ар (5-6 раз.), поворачивая голову или поднимая ее. Громко каркала ворона и охрипла. Стала каркать беззвучно и с закрытым ртом (6-7 раз).

«Змеиный язычок». Длинный змеиный язычок пытается высунуться как можно дальше и достать до подбородка (6 раз).

«Зевота». Расслабиться, опустить голову, широко раскрыть рот. Не закрывая его, вслух произнести о-о-хо-хо-о-о-о, позевать (5-6 раз).

«Веселые плакальщики». Имитировать плач, громкие всхлипывания с шумным вдохом (30-40 сек.).

«Смешинка». Попала смешинка в рот, невозможно от нее избавиться. Глаза прищурить, губы раздвинуть и произносить ха-ха-ха, хи-хи-хи.

В заключение хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.