Использование адаптивной технологии
на уроках русского языка и литературы как средство обеспечения
оптимальных условий интеллектуального развития обучающихся
Палкина Ирина Михайловна,
учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ п. Заря Опаринского района Кировской области
Форма: мастер-класс
Цель: анализ использования адаптивной технологии на уроках русского языка и литературы как средство обеспечения оптимальных условий интеллектуального развития обучающихся.
Задачи:
- представить модель адаптивной технологии;
- рассмотреть приемы организации самостоятельной работы обучающихся на разных этапах урока;
- продемонстрировать приемы самоконтроля и взаимоконтроля, уровневых заданий.
Вступление
Адаптация – вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной (образовательной) средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников.
Адаптивной называется образовательная система, способствующая каждому ученику в достижении оптимального уровня интеллектуального развития в соответствии с его природными задатками и способностями. Она выводит ребенка на более высокий потенциально возможный уровень развития, приспосабливая (адаптируя) его к своим требованиям.
Технология адаптивного обучения, предполагающая гибкую систему организации учебных занятий с учетом индивидуальных особенностей обучаемых, является разновидностью технологии разноуровневого обучения. Центральное место в этой технологии отводится обучаемому, его деятельности, качествам его личности. Особое внимание уделяется формированию у них учебных умений.
Адаптивная технология обучения разработана и внедрена в учебный процесс Антониной Степановной Границкой. Суть данной технологии Границкая описала в книге «Научись думать и действовать» (М.: Просвещение, 1991).
Создание технологии вызвано рядом педагогических проблем и стремлением использовать идеализированные возможности как всего учебного процесса, так и отдельно взятого урока. Среди них автор технологии выделяет следующие:
- при опросе отдельных учащихся остальные в работу почти не включены;
- при проверке тетрадей – большая трата времени, а ученика интересует оценка;
- безделие учащихся на уроке, притворяются, что слушают, привычка во лжи;
- регулярная самостоятельная работа не проводится;
- низкий уровень контроля результатов деятельности учащихся;
- плохая обратная связь;
- сплошной контроль (письменные задания) выполняет преимущественно оценочную функцию;
- нет достаточной возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся во время урока;
- дифференцированные задания определяются на основе субъективной оценки;
- эффективность индивидуальной работы сводится на нет;
- психологически не всегда оправдано заслушивать неподготовленные ответы перед всем классом, ставить в сложное положение ученика, вызывающие падение веры в собственные силы;
- нежелательная работа со слабыми учениками после уроков (усиливаются нагрузки, а если ученик больной или у него ослабленной здоровье …);
- ежедневные перегрузки учителя;
- не все выполняют домашнее задание, поэтому трудно вести урок, страх за невыполнение программы, ориентация на среднего, а остальные – слабые, сильные?
Цель технологии заключается в обучении приемам самостоятельной работы, самоконтроля, приемам исследовательской деятельности; в развитии и совершенствовании умений самостоятельно работать, добывать знания, и на этой основе в формировании интеллекта школьника; в максимальной адаптации учебного процесса к индивидуальным особенностям учащихся.
Основная сущность технологии заключается в одновременной работе учителя по:
- управлению самостоятельной работой всех учащихся;
- работе с отдельными школьниками – индивидуально;
- осуществлению учета и реализации индивидуальных особенностей и возможностей детей;
- максимальному включению всех в индивидуальную самостоятельную работу.
От теории к практике
Изучив теорию данной технологии, я сделала вывод, что ее элементы применяла и ранее, используя технологии коллективного взаимообучения А.Г. Ривина («организованный диалог», «коллективный способ обучения»), полного усвоения (авторы Дж. Кэрролл и Б. Блум), дифференцированного обучения (В.В. Фирсов, Н.П. Гузик), методики В.Ф. Шаталова (составление опорных конспектов), методов С.Н. Лысенковой (приемы самоконтроля и взаимоконтроля).
Различия традиционного обучения и адаптивной технологии, которые представлены в данной таблице, указывают на преимущества инновационной технологии. Центральное место в ней отводится ученику и его деятельности. (Таблица находится на листах, которые раздаются участникам заседания ОМО.)
Различия традиционного обучения и адаптивной технологии
| Традиционное обучение | Адаптивная технология |
Деятельность учащихся | рецептивный и репродуктивный характер | рецептивный и продуктивный характер |
Характер деятельности на уроке | учитель работает со всем классом | самостоятельная деятельность учащихся, индивидуальная работа учителя |
Формы организации познавательной деятельности | фронтальные | групповые парные индивидуальные |
Отработка учебного материала | для всех учащихся одинаковые задания | разноуровневые задания: репродуктивные, частично-поисковые, творческие |
Контроль знаний | контроль учителя | контроль учителя, самоконтроль взаимоконтроль. |
Достоинством адаптивной технологии является возможность поэтапного введения ее в образовательный процесс.
Первый этап технологии начинается с изменения структуры урока. На объяснение нового материала отводится незначительная часть времени (5 – 7 мин.), используются схемы, наглядность, опорные системы, проблемные ситуации.
Затем предлагаю обучающимся выполнить в классе домашнее задание по новому материалу (многоуровневые задания по объему и степени сложности). Ученик имеет право самостоятельного выбора задания. Поясняю особенности выполнения работы, задания дифференцирую.
Пока дети выполняют задания, проверяю несколько тетрадей с домашним заданием к данному уроку. Деятельность ученика находится под контролем. Обучающимся, которые испытывают трудности, оказываю помощь, тем самым организую индивидуальную работу.
Схематически это изображается так:
- учитель обучает всех учащихся;
- учитель работает индивидуально;
- учащиеся работают самостоятельно.
Напомню, что целью технологии является обучение приемам самостоятельной работы. А в классах, в которых преподаю я, максимум 11 человек, поэтому организовать проверку выполнения работы достаточно просто. Объем задания небольшой, в процессе работаю с каждым индивидуально: проверяю, комментирую, исправляю ошибки, оцениваю достижения. Делаю это либо вполголоса, либо вслух, с целью обучения других учеников класса.
Затем дети имеют право выбрать задание на дом. Кто безошибочно справился с заданиями, может записать себе только выучить теоретический материал, а те, кто сделал ошибки, отрабатывает новое дома на практике еще раз.
Естественно, что данная форма изучения нового материала используется мной не на каждом уроке.
Вернусь к тому, что во время самостоятельной работы обучающихся, я проверяла выборочно домашнее заданий. Следует сказать, что результат проверки тоже не остается только в виде выставленной отметки. В конце урока разбираю одну-две работы: отмечаю «+» и «-».
Адаптивная технология позволяет варьировать обучение, создавать новые структуры уроков. Учащимся дается возможность на каждом последующем уроке продолжать свою деятельность.
Можно выбрать и такой вариант урока открытия новых знаний: «сильный» ученик самостоятельно изучает материал и выполняет задания, остальные работают с учителем. Или: даю несколько заданий на только что изученный всем классом материал. Каждое задание имеет свою цель: 1-е нацелено на отработку умения, (найди слова на новое правило и обозначь орфограммы), 2-е и 3-е направлены на отработку навыков (спиши, вставь буквы, сформулируй правило, приведи примеры, исправь ошибки). Сначала выполняют 1-е упражнение, затем берут карточку с ответом, проверяют, исправляют допущенные ошибки. Те, кто не выполнил какое-либо из предложенных упражнений, дорабатывают дома. Все остальные выполняют предложенное упражнение учебника.
Итак, учащиеся могут работать в трех режимах: совместно с учителем, индивидуально, самостоятельно под руководством.
На втором этапе организуется взаимоконтроль учащихся. К материалам для самостоятельной работы готовлю пояснения, образцы, алгоритмы выполнения, чем достигается надежность системы взаимоконтроля.
В качестве устной самостоятельной работы часто использую работу в статических (сидящие за одной партой), динамических (объединяются в группу сидящие за соседними партами, каждый из них работает с каждым) и вариационных парах (вариационная пара включает 3 – 4 человека, здесь каждый работает то с одним, то с другим). Желание учащихся обязательно учитывается. Также и я включаюсь в работу сформированных пар.
К примеру, работа в вариационных парах при изучении «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева: каждый дома прочитал одну из глав «Путешествия…», на уроке пересказывает соседу, обменивается с ним текстами, просматривает новый текст по книге, поворачивается к товарищу за следующим столом и рассказывает только что услышанный рассказ. По окончании работы – итоговое обсуждение.
Часто взаимоконтроль организуем на уроках развития речи – оцениваем монологические высказывания одноклассников. Для этого заблаговременно составляем план, прописываем критерии (делаем это с опорой на приобретенные навыки и обязательно включаем требования к освоению нового умения).
Надо отметить, что, согласно данной технологии, на данном этапе организуется только взаимоконтроль, но я ввожу и самоконтроль. К примеру на уроках защиты проектов: самоконтроль ученик осуществляет, работая над проектом по теме, вызвавшей у него наибольшие трудности (например, изучены темы «Причастие», «Деепричастие», «Наречие». Обучающийся структурирует свои знания по одной из тем и представляет их в виде продукта (буклет, стендовый доклад, мультимедийная презентация, эссе).
Технология адаптивного обучения предполагает осуществление контроля всех видов.
Контролируя уровень усвоения знаний, применяю уровневые знания.
Ученикам обязательно знать, по каким критериям оценивается каждый уровень и какой оценке он соответствует.
1 уровень – базовый (оценка «3 – 4») | 2 уровень (оценка «4 – 5») | 3 уровень (оценка «5») |
Цель: восприятие знаний, осознание, запоминание, воспроизведение. | Цель: применение знаний. Осмысленное применение знаний и умений в знакомой ситуации по образцу. | Цель: творческое использование знаний. |
Сначала ученики выполняют задание первого уровня. Затем приступают к самопроверке. Проверяют, исправляя карандашом допущенные ошибки. Фиксируют, сколько ошибок было допущено в первом задании. И так с каждым упражнением.
Таким образом, ученик получает возможность в режиме самоконтроля оценить свои знания, умения и четко, адекватно определить уровень своих учебных возможностей.
Можно использовать пакеты контрольных работ для оценки учебных достижений учащихся, в которые входят и уровневые контрольные работы (Оценка достижений учащихся по русскому языку в условиях реализации компететностного подхода (сопровождение рабочих программ учителя): учеб.-метод. Пособие для учителей и слушателей системы повышения квалификации/авт.-сост. Л.А. Чурина, ИРО Кировской области. – Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2011. – 203с.)
Предлагаю составить такую работу по теме «Правописание причастий».
1 уровень – базовый | 2 уровень | 3 уровень |
1. Дайте определение «Причастие». 2. Спишите текст. Озаглавьте его. 3. Найдите причастия. | 1. Спишите, вставьте пропущенные буквы. 2. Выделите суффиксы причастий. 3. Сформулируйте правило «Н и НН в суффиксах страдательных причастий». Приведите примеры из текста. | 1. Прочитайте текст. 2. Определите тип речи. Докажите. 3. Определите стиль текста. Докажите. 4. Найдите причастия, выделите все известные орфограммы. |
В адаптивной технологии самостоятельная работа учащихся протекает одновременно с индивидуальной. Индивидуализация обучения направлена на развитие умений и навыков самостоятельной работы, умения добывать знания, решать проблемные ситуации, проявлять свое творчество при выполнении заданий.
Третий этап технологии предусматривает обособленную самостоятельную работу (чтение, письмо, решение задач, выполнение практических и лабораторных заданий) и переход к самоконтролю. Для такой работы создаются многоуровневые программы. В них включены задания с нарастающей степенью сложности, рассчитанные на определенный период времени (триместр). Каждый учащийся вправе решать задания, двигаясь от легких к сложным.
Этот этап связан с переходом к непрерывному управлению при помощи сетевого плана и графика самоучета. (Примеры их находятся на раздаточном листе.) Полный переход к адаптивной технологии связан с переходом к непрерывному управлению всей системой работы учащихся при помощи сетевого плана. Сетевой план является моделью учебного процесса, которая позволяет каждому ученику видеть наглядно все, что он должен выполнить за две недели, за месяц, за триместр. В графике самоучета оперативные задания развертываются по их количеству. Это помогает осуществлять контроль результатов всех видов самостоятельной работы
Комплексный блок контроля включает, наряду с контролем учителя, самоконтроль опосредованный (технические средства контроля, безмашинные контрольный программы), самоконтроль (внутренний) и взаимоконтроль (условно машинный или свободный).
Контроль учета, включенный в самостоятельную работу учащихся, ориентирован на помощь им в формировании умения работать самостоятельно, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль, помогать товарищу при возникновении трудностей. Во время индивидуального контроля учитель оценивает творческую деятельность учащихся в момент ее проявления или по ее результатам.
Данный этап мною еще не апробирован. Считаю, что, скорее всего, буду использовать элементы адаптивной технологи, в части формирования навыков самостоятельной работы обучающихся.
Т.к. умение самостоятельно работать – это то, чему ученик должен научиться в школе. Основным признаком адаптивной системы образования является резкое увеличение времени на самостоятельную работу на уроке и, как следствие этого, нормализация загруженности учащихся домашней самостоятельной работой.
Итак, мы рассмотрели применение адаптивной технологии на разных этапах обучения.
Приложения
Адаптивная технология обучения разработана и внедрена в учебный процесс Антониной Степановной Границкой. (А.С.Границкая. Научить думать и действовать. – М., 1991).
Цель технологии: обучение приемам самостоятельной работы, самоконтроля, приемам исследовательской деятельности; развитие и совершенствование умений самостоятельно работать, добывать знания, и на этой основе формировать интеллект школьника; максимальная адаптация учебного процесса к индивидуальным особенностям учащихся.
Основная сущность технологии: одновременная работа учителя по:
- управлению самостоятельной работой всех учащихся;
- работе с отдельными школьниками – индивидуально;
- осуществлению учета и реализации индивидуальных особенностей и возможностей детей;
- максимальному включению всех в индивидуальную самостоятельную работу.
Различия традиционного обучения и адаптивной технологии
| Традиционное обучение | Адаптивная технология |
Деятельность учащихся | рецептивный и репродуктивный характер | рецептивный и продуктивный характер |
Характер деятельности на уроке | учитель работает со всем классом | самостоятельная деятельность учащихся, индивидуальная работа учителя |
Формы организации познавательной деятельности | фронтальные | групповые парные индивидуальные |
Отработка учебного материала | для всех учащихся одинаковые задания | разноуровневые задания: репродуктивные, частично-поисковые, творческие |
Контроль знаний | контроль учителя | контроль учителя, самоконтроль взаимоконтроль. |
Процесс обучения при данной технологии может быть представлен тремя этапами:
1) объяснение нового учебного материала (учитель обучает всех учащихся);
2) индивидуальная работа учителя с учащимися;
3) самостоятельная работа учащихся.
Критерии оценивания уровневых заданий
1 уровень – базовый (оценка «3 – 4») | 2 уровень (оценка «4 – 5») | 3 уровень (оценка «5») |
Цель: восприятие знаний, осознание, запоминание, воспроизведение. | Цель: применение знаний. Осмысленное применение знаний и умений в знакомой ситуации по образцу. | Цель: творческое использование знаний |
Уровневая контрольная работа по теме «Правописание причастий».
1 уровень – базовый | 2 уровень | 3 уровень |
1. | 1. | 1. |
2. | 2. | 2. |
3. | 3. | 3. |
Сетевой план и график самоучёта
Контрольный лист |
Тема: |
дата | вид работы | оценка | проверил |
| | | |
| | | |
| | | |
Взаимозачет |
Тема: |
№ | вопрос | оценка | проверил |
| | | |
| | | |
| | | |
Модель урока в адаптивной технологии обучения
