Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чертковская средняя общеобразовательная школа № 2
Доклад
«Использование активных методов и приёмов обучения в курсе ОРКСЭ в рамках духовно-нравственного воспитания.»
Учитель: Протопопова И. Б
п. Чертково
2022 год
(Слайд № 2)
В своём трактате «Наставление нравов» чешский педагог Я.А. Коменский цитировал древнеримского философа Сенеку, который писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней».
Главным в преподавании модуля «Основы религиозных культур и
светской этики» является: развитие у обучающихся представлений о
нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и
светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их
значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к
ним.
Задача педагога заключается в том, чтобы не только доступно всё
рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навык
практических действий.
Путь ребенка в культуру религии – это путь путешественника.
Поэтому необходимо создать такие психолого-педагогические условия в
обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную
позицию, в наиболее полной мере выразить себя.
Какие методы и приемы обучения нужно использовать, чтобы урок был
«живым», эффективным, значимым для ученика?
Этому может способствовать применение в процессе преподавания
курса ОРКСЭ активных методов обучения.
(слайд № 3) Это:
Практическая направленность;
Игровое действо;
Творческий характер обучения;
Интерактивность;
Разнообразные коммуникации;
Диалог и полилог;
Знания и опыт обучающихся;
Групповая форма учебной деятельности;
Деятельностный подход к обучению;
Рефлексия.
(слайд № 4)
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих
активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности
учащихся в процессе освоения учебного материала.
(слайд № 5)
Активные методы обеспечивают решение следующих образовательных
задач в разных аспектах:
формирование положительной учебной мотивации;
повышение познавательной активности учащихся;
активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
стимулирование самостоятельной деятельности;
развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
эффективное усвоение большого объема учебной информации;
развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности
обучающегося;
раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого
учащегося и определение условий для их проявления и развития;
развитие навыков самостоятельного умственного труда;
развитие универсальных навыков.
(слайд № 6)
К активным методам обучения относят:
дидактические и ролевые игры;
Задачи творческих игр
— показать умение применять полученные знания в решении поставленной задачи;
— развивать творческие способности при решении определенных проблем;
—учить занимать разные позиции, находить аргументы и формулировать взгляды в той или иной роли;
— развивать навыки участия в дискуссии, сотрудничества в достижении поставленной цели;
— формировать толерантное отношение к другим мнениям.
1. «Закончи предложение»
Игра на обобщение и закрепление изученного материала. Для игры необходимо подготовить карточки по одной для каждого участника и такое же количество карточек для ведущего. На карточках, предназначенных для игроков, заранее пишутся окончания предложений (по определенной теме или циклу тем) по одному на каждой карточке, а на карточках ведущего - начала предложений, также по одному на каждой карточке. Участники получают по одной или несколько карточек (количество зависит от объема повторяемого материала) и молча знакомятся с их содержанием. Затем ведущий достает по одной из своих карточек и читает начало предложения. Игрок, у которого окончание этого предложения, должен поднять руку и прочитать его вслух. Тогда он получает эту карточку от ведущего и закрывает ей свою. Кто быстрее закрыл все карточки, тот и выиграл.
2. «Заполни графы»
Игра на обобщение и закрепление изученного материала. Для игры нужно подготовить листы бумаги с одинаковыми таблицами с расчетом один лист на двоих участников. Таблица должна содержать несколько тематических граф в соответствие с теми темами, которые подлежат повторению. (Например, в таблице могут быть следующие графы: «Православные праздники», «Добродетели», «Пороки», «Православные Святые» и др.) Пример таблицы:
Группа делится на команды по 2 человека. Каждая команда получает листок с таблицей. Ведущим называется одна буква алфавита, на которую нужно вспомнить по одному слову и вписать его в графы по темам. Одновременно все команды начинают заполнять графы. Как только одна из команд заполнила, игра прекращается, и проверяются ответы всех. За каждую заполненную ячейку каждая команда получает 2 очка (если ее ответ ни у кого не повторяется) или 1 очко (если ее ответ совпадает с чьим-то еще). Затем называется другая буква и игра продолжается. Побеждает та команда, которая заработает больше очков. Заранее ведущий обдумывает наилучшие варианты букв.
3. Игра «Библейское лото»
Игра на обобщение и закрепление изученного материала. Для игры потребуются листы А4 по числу участников (или один на двоих), с таблицей по 12 ячеек, в которые вписаны ответы. Ответы у всех могут быть одинаковыми, но можно составить и разные. Если вопросы одинаковые для всех участников, то для ведущего потребуется один такой лист бумаги с таблицей в 12 ячеек с вопросами, а если разные, то – по их количеству. Свой лист ведущий для удобства заранее разрезает по ячейкам. Кроме того, каждому игроку (или паре) раздаются фишки (маленькие листочки) для ответа. Ведущий поочередно читает карточки с вопросами. Каждому игроку нужно закрыть ячейки на своей карточке, дав правильный ответ. Кто правильнее это сделает, тот и победил.
4. Викторина «Брейн ринг»
Игра на обобщение и закрепление изученного материала. Оформить викторину можно с помощью компьютерной презентации либо на листах картона. На главном меню должны быть представлены тематические разделы с цифрами от 1 до пяти, означающими количество вопросов по разделу и соответственно степень их сложности. Обучающиеся делятся на 2 или 3 команды. Поочередно команды выбирают вопросы из представленного списка разделов по номеру. Каждый номер означает количество баллов, которое можно получить команда в случае правильного ответа. Если команда дает неправильный ответ или затрудняется ответить, то другие команды, могут получить балл за правильный ответ.
5. «Спрятанные слова»
Игра на обобщение и закрепление изученного материала. Нужно подготовить листы бумаги с таблицей, в которую вписаны различные буквы, среди которых должны быть слова (их количество указывается). Слова могут быть написаны по горизонтали (справа налево и слева направо), по вертикали (сверху вниз и снизу вверх), а также по диагонали. Тематика слов зависит от повторяемого материала. Играющие делятся на команды по 2 человека и получают листы. Нужно найти спрятанные слова. Кто быстрее их найдет, тот и выиграл!
6. «Поле чудес»
Игра на обобщение и закрепление изученного материала. Варианты игры могут быть самые разные. Как в телевизионной игре, игроки угадывают буквы в слове.
7. «Найди ошибку»
Игра на обобщение и закрепление изученного материала. Необходимо заранее составить предложения соответствующей тематики, в которых сознательно допускается ошибка в смысле или в слове. Участники делятся на несколько команд, каждой из которых поочередно ведущий зачитывает по одному предложению с заданием найти ошибку. Если команда дает неправильный ответ или затрудняется ответить, то другие команды, могут получить балл за правильный ответ.
8. «Свиток»
Игра на обобщение и закрепление изученного материала. Для игры необходимо заготовить небольшие листочки бумаги (желательно, по количеству участников) и, написав на каждом по одному слову, свернуть их в виде свитков. Игроки поочереди вытягивают свернутый в свиток листок бумаги, разворачивают и читают написанное на нем слово. Задача: объяснить понятие.
9. «Твое слово»
Игра на обобщение и закрепление изученного материала. Каждый участник пишет на маленьком листочке имя или понятие, или название – то, что требует повторения и закрепления, например, имя одного Библейского героя, историю про которого он сам хорошо знает. Затем листочки свертываются и перемешиваются. Игроки тянут по одному листочку и по очереди рассказывают про того Библейского героя, имя которого им досталось. Если игрок затрудняется в рассказе, то ему помочь должен тот, кто писал выпавшее имя.
10. «Один за всех…»
Игра на обобщение и закрепление изученного материала. Задавая вопросы аудитории, на которые ответом может быть только «да» или «нет» (а также «почти», «иногда», «не совсем»). Можно ограничить количество вопросов, например, до пяти.
11. «Одно слово»
Игра на обобщение и закрепление изученного материала. Один человек выходит из аудитории, тогда как остальные загадывают слово (название, выражение, понятие). Вернувшись, игрок должен отгадать слово, а остальные помогают ему. Все по очереди говорят по одному слову, которое связано с загаданным. Например, загадано слово "Адам". Слова к нему могут быть такими: первый, грех, запрет и т.д. Следующим угадывать идет тот игрок, на чьем слове был дан правильный ответ.
12. «Разложи по порядку» (для исторической части программы)
Игра на обобщение и закрепление изученного материала. Задача: разложить представленные педагогом изображения в хронологическом порядке.
13. «Дорисуй картину»
Игра на обобщение и закрепление изученного материала. Ведущий рисует линию или какую-нибудь незаконченную фигуру на доске, а потом предлагает кому-то из игроков продолжить рисунок по теме занятий. Можно раздать листочки каждому игроку, размноженные на копировальном аппарате с одинаковыми линиями или фигурами.
14. «Библейские картинки»
Игра на обобщение и закрепление изученного материала. Разрезаются карточки, на одной стороне у них, написано слово, а на другой, сколько очков дается за то, чтобы нарисовать это слово. Слова – по изученному материалу. Например: Ковчег, Жертвенник, Радуга, Потоп, Дерево познания добра и зла, Библия и т.д. Из двух команд выходят по одному человеку, выбирают карточку по очкам и рисуют слово, чья команда быстрее отгадает слово, тому эти очки и записываются.
15. «Мешочек с предметами»
Игра на обобщение и закрепление изученного материала. Необходимо подготовить мешочек с предметами, связанными с повторяемым материалом. (Например, в мешочке могут находиться яблоко – запретный плод, любой инструмент – как инструмент строительства Вавилонской башни, веревка – связывавшая Исаака, рогатка – с помощью которой Давид победил Голиафа, ножницы – обессилившие Самсона и др.) Ведущий предлагает детям поочередно доставать из мешочка предметы на ощупь, угадывая их и вспоминая с каким событием эти предметы связаны.
анализ конкретных ситуаций (метод кейса);
Метод позволяет формировать следующие метакомпетентности обучающихся: овладевать навыками и приемами анализа ситуаций; наглядно представлять особенности принятия решения в ситуации неопределенности; овладевать практическим опытом, извлекать пользу из своих и чужих ошибок, опираясь на данные обратной связи, коммуникативные способности и др.
Например: Тема: «Подвиг»
Ситуация:
«Вечерело; По дороге шли два путника: отец и сын, семилетний ребенок. Посреди дороги лежал камень. Отец не заметил камня, споткнулся, ушиб ногу. Ему больно. Кряхтя, он обошел камень, и, взяв за руку ребенка, пошел дальше. На второй день отец с сыном шли по той же дороге обратно. Отец забыл о камне. Он опять не заметил его, споткнулся и ушиб ногу.
На третий день отец с сыном снова шли по той же дороге. До камня еще было далеко. Отец сказал сыну: «Смотри внимательно, сын. Надо обойти камень».
Вот и то место, где отец дважды споткнулся и ушиб ногу. Отец с сыном замедлили шаг, но камня уже на дороге не было.
На обочине дороги сидел седой старик.
— Дедушка, — спросил мальчик, — ты не видел здесь камень?...»
«…- Я убрал его с дороги,
- Вы тоже споткнулись и ушибли ногу?
- Нет, я не споткнулся и не ушиб ногу.
- Почему же вы убрали камень?
- Потому что я — человек».
Вопросы для обсуждения:
Почему старик убрал камень?
Что могло произойти, если бы старик не совершил этого поступка?
Можно ли поступок старика оценить, как подвиг?
В чем жертвенность поступка, который совершил старик?
Ради кого был совершён подвиг?
Можно ли старика назвать подвижником?
Как бы ты поступил в этой ситуации?
решение проблемных задач;
На каждом уроке стараюсь вносить хотя бы элементы самостоятельного поиска, так создается проблемность в обучении – важное основание для активной мыслительной деятельности учеников.
Рубенштейн С.Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для из заполнения, для
превращения неизвестного в известное, необходимы соответствующие
знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».
Проблемное обучение – это активная самостоятельная деятельность учащихся под руководством учителя по разрешению проблемных вопросов, которая постоянно ставит обучаемого в ситуацию задачи, решение которой непременно требует работы мышления, в результате чего происходит творческое овладение знаниями.
Например: «Христос и его крест» на этапе формирования темы и целей урока.
Основные вопросы урока
Как Бог стал человеком?
Почему Христос не уклонился от
Какова символика креста?
Ход урока
1. Вступительное слово учителя Одна есть в
Одна есть в мире красота:
Любви, печали, отреченья
И добровольного мученья
За нас распятого Христа (К. Бальмонт)
- Как вы думаете, о чем идет речь в
- Как вы думаете, о чём идёт речь в данном четверостишии?
- Что известно вам о Христе?
- Почему Христа распяли?
- Почему Христос не уклонился от казни?
(ответы учащихся)
-Давайте попробуем сформулировать тему и цели нашего
урока. Чем мы будем заниматься на уроке? (ответы учащихся) символика
креста?
обучение по алгоритму;
Предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Например: Работа с текстом из раздела «Это мне интересно», используя прием «инсерт».
Заполнение таблицы ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал.)
Обучающиеся делают пометки на полях на кальке «Знаю, не знаю, новое, думал иначе.»
Обсуждение, пояснение непонятных слов.
Самостоятельно работают с таблицей ЗХУ: заполняют графу «узнал».
Составление синквейна и т.д.
исследовательский метод;
Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде. Например, на уроках «Милосердие и сострадание» ребята выбирали в тексте отрывки, с которыми они полностью согласны или те, где хочется поспорить. Формулировали правила, которые необходимо выполнять всем людям для совместной жизни в обществе (тема «Заповеди»).
учебная дискуссия;
Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два и более вопроса. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.
Например: Тема: «Свобода и моральный выбор человека.» Модуль: «Светская этика»
Сергей Михалков «Находка»
Я выбежал на улицу,
По мостовой пошел,
Свернул налево за угол
И кошелёк нашел.
Четыре отделения
В тяжёлом кошельке,
И в каждом отделении
Пятак на пятаке.
И вдруг по той же улице,
По той же мостовой
Идет навстречу девочка
С поникшей головой.
И грустно смотрит под ноги,
Как будто по пути
Ей нужно что-то важное
На улице найти.
Не знает эта девочка,
Что у меня в руке
Её богатство медное
В тяжёлом кошельке.
Но тут беда случается,
И я стою дрожа:
Не нахожу в кармане я
Любимого ножа.
Четыре острых лезвия
Работы непростой,
Да маленькие ножницы,
Да штопор завитой.
И вдруг я вижу: девочка
Идёт по мостовой,
Мой ножик держит девочка
И спрашивает: «Твой?»
Я нож беру уверенно,
Кладу в карман его,
Проходит мимо девочка,
Не знает ничего.
И грустно смотрит под ноги,
Как будто по пути
Ей нужно что-то важное
На улице найти.
Не знает эта девочка,
Что у меня в руке
Её богатство медное
В тяжелом кошельке.
Я бросился за девочкой,
И я догнал её,
И я спросил у девочки:
«Твоё? Скажи, твоё?»
«Моё, — сказала девочка. —
Я шла разинув рот.
Отдай! Я так и думала,
Что кто-нибудь найдёт».
Обсуждение, высказывание своего мнения – как бы поступил Я?
метод проектов.
Метод проектов – предлагаю младшим школьникам сделать проекты по темам курса. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными («Россия – родина моя», «Всюду добрые люди вокруг…» «Вот что значит настоящий, верный друг», «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил», «Как христианство пришло на Русь»,
«Христианское отношение к природе», «Святые в отношении к животным», «Русские святые-воины» (на примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского, праведного Феодора Ушакова, Александра Суворова или других) и т. д. Создание проектов способствует развитию познавательных навыков обучающихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, интегрировать знания и умения из различных предметных и творческих областей, ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое мышление.
(слайд № 7)
Особенности активных методов обучения:
групповая форма организации работы участников учебного процесса;
использование деятельностного подхода к обучению;
практическая направленность деятельности участников учебного
процесса;
игровой и творческий характер обучения;
использование знаний и опыта обучающихся;
рефлексия процесса обучения его участниками.
На каждом этапе организации учебной деятельности можно применять
различные методы.
(слайд № 8)
Активные методы при орг. моменте.
Цель таких методов: положительный настрой на работу,
доброжелательная атмосфера, и установление контакта между
учениками.
«Поздоровайся ладошками».
«Поздоровайся локтями»
«Поздороваться глазками»
«Пожелания здоровья»
«Рецепт добра»
«Подарок другу»
Например: метод «Рецепт добра»
- Я хочу предложить свой рецепт добра: 1 объятие, 2 рукопожатия, 3
хорошие мысли, и очаровательная улыбка для всех.
(слайд № 9)
Активные методы при проверке домашнего задания.
Цель: способствуют систематизации и усвоению материала,
формированию у ребенка самостоятельности.
Игра «Микрофон» или Метод «Взаимных вопросов и ответов»
Игра «Домино»
Игра «Да-нет»
Игра «Найди ошибку»
Решение кроссвордов.
Викторины.
Тесты.
Презентации творческих заданий и проектов
Например: Игра «Домино» (работа со словарями понятий и терминов)
(состоит из карточек, каждая карточка разделена чертой на две части – на
одной записано понятие, на другой – определение к другому понятию. Нужно за 3 минуты
собрать карточки так, чтобы термин соответствовал его значению)
(слайд № 10)
Активные методы на этапе постановки целей и задач урока.
Цель: побуждают учеников наблюдать, выдвигать гипотезы,
формулировать задачи урока и строить план по изучению нового материала,
для чего учащиеся активно используют интуитивное и аналитическое
мышление.
«Ковёр идей»
«Прогноз»
«Построение ассоциаций»
«Найди лишнее»
Например: метод «Построение ассоциаций»
Тема «Христианская семья»
У каждого свои представления о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас? (можно использовать много ассоциаций и их записать, можно взять одну и нарисовать, можно поговорить устно.)
Если семья – это постройка, то какая..
Если семья – это цвет, то какой…
Если семья – это музыка, то какая…
Если семья – это геометрическая фигура, то какая…
Если семья – это название фильма, то какое…
Если семья – это настроение, то какое…
(слайд № 11)
Активные методы при изучении нового материала.
Цель: направляют деятельность учащихся на максимальное овладение
изучаемым материалом, обеспечивают мотивационную сторону
деятельности, вызывают интерес к ней.
«Инфо-угадай-ка»
«Мозговой штурм»»
«Пометки на полях» или «Инсерт»
«Решето»
Работа с притчами.
Лекция с применением презентации.
Например: метод Работа с притчами.
Наиболее активно использую следующие способы работы с притчей:
• Обсуждение основной идеи и смысла истории;
• Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться;
• Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы;
• Найти или предположить (вставить) пропущенные слова;
• Сравнение нескольких притч;
(слайд № 12) Тема «Зачем творить добро?», Притча «Два волка»
(слайд № 13)
Активные методы релаксации.
– Не стоит забывать о восстанавливающей релаксации на уроке.
Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса.
Цель: снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых,
вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к
улучшению усвоения материала.
«Четыре стихии»
«Дирижер»
«Полет птицы»
Игры на внимание.
Дыхательные упражнения.
Например: игры на внимание (с использованием терминов и понятий курса
ОРКСЭ)
- Я буду называть термины. Если вы услышите слово, которое
принадлежит христианству – хлопок, другим религиозным конфессиям –
тишина.
Термины: Церковь, икона, Будда, Коран, Мечеть, Библия, Трипитака,
Христос, ступы, семисвечник, пагода, Пасха, колокольный звон.
(слайд № 14)
Активные методы при закреплении пройденного материала.
Цель: способствуют систематизации и обобщению учебного
материала.
«Синквейн»
«Кластер»
«Ромашка»
«Итоговый круг»
Работа с тестами.
«Творческие мастерские» (создание проектов)
Например: метод «Синквейн»
Тема «Христианская семья»
Семья
Христианская, большая, крепкая
Живёт, растет, радуется
Моя семья – моё начало.
Крепость
(слайд № 15)
Активные методы на этапе подведения итогов урока.
Цель: позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что
необходимо обратить внимание на следующем уроке; позволяет учителю
скорректировать урок на будущее.
«Интервью»
«Незаконченное предложение»
«Лист успешности»
«Мудрый совет»
Например: игра «Интервью»
-А сейчас я хочу взять у вас интервью. (Используется микрофон)
1. Что Вам сегодня понравилось на занятии?
2. Чему Вас научило занятие?
3. Что Вас удивило на занятии?
4. Что Вы открыли в себе новое?
Курс ОРКСЭ, имеющий комплексный характер, призван стать мощным педагогическим средством воспитания и образования.
Целью его авторы программ считают не набор сведений и знаний, а развитие нравственной личности на основе восприятия единства этой личности с окружающей средой. «Развитие личности» подразумевает развитие духовного кругозора, способности к художественно-образному восприятию мира, к ассоциативному мышлению в лучших философских традициях русской мысли, к самообразованию, самовыражению и практическому созиданию. Такой подход к освоению разработанных программ и позволяет развивать творческие способности школьников. Наш предмет более всего расположен к нетрадиционным формам: уроки-экскурсии, конкурсы и викторины, уроки - творческие лаборатории и круглые столы, уроки-спектакли, праздники, уроки-выставки и презентации.
Включение активных методов в учебный процесс активизирует
познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию,
развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает
максимально возможную связь между учащимся и преподавателями.
Таким образом, использование активных методов обучения на уроках
ОРКСЭ позволяет обеспечить более эффективную организацию
образовательного процесса для формирования качеств личности,
нравственных установок, ценностных ориентиров, соответствующих
ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества.
(слайд № 16)