СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование активных методов обучения на уроках иностранного языка

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Системное и целенаправленное применение активных методов в образовательном процессе возможно при использовании технологии модерации. Это позволяет обеспечить эффективность образовательного процесса и гарантированное достижение запланированных целей обучения, воспитания и развития.

Просмотр содержимого документа
«Использование активных методов обучения на уроках иностранного языка»


Муниципальное казённое образовательное учреждение

Островская средняя общеобразовательная школа Островского района Костромской области









«Методическое пособие для учителя по использованию

образовательных технологий в обучении»



Тема «Использование активных методов обучения на

уроках иностранного языка»






Автор: Макарова Валентина Викторовна

учитель немецкого языка




Данная разработка представлена для педагогов

общеобразовательных учреждений









Островское 2013

Пояснительная записка

Освоение и применение эффективных технологий и методов обучения, новых форм организации образовательного процесса, формирование новых отношений в школе – это на сегодняшний день требование времени. К сожалению, классическое педагогическое образование ни по форме, ни по содержанию уже не соответствует современным требованиям, обостряя конфликт между потребностями сегодняшних учеников, их родителей, в целом общества, и теми образовательными услугами, которые сегодня предлагает школа. В первую очередь, от учителя зависит –  каким будет школьное образование, какими будут наши выпускники, каким будет наше будущее. Освоение технологии активных методов обучения и технологии модерации  дает в руки учителя инструменты, которые позволяют реально менять ситуацию в школе.

Снижение энергозатрат учителя и учеников, создание комфортной творческой обстановки на уроке, благоприятная психологическая атмосфера в классе – эти и другие положительные эффекты модерации определяют активное изучение и применение педагогами данной образовательной технологии.

Опыт использования активных методов обучения убедительно доказывает, они эффективно решают эти задачи. Поэтому, широкое внедрение АМО в школьный образовательный процесс является стратегической задачей сегодняшнего дня.

Впервые я познакомилась с технологией АМОиМ в 2011-2012 учебном году на заседании методического объединения. В этом учебном году я продолжила освоение технологии «Активные методы обучения и модерации» на сайте «Международный Институт Развития «ЭкоПро» на факультете «Реформа образования», изучила методическое пособие Лазарева Т.В. «Образовательные технологии новых стандартов «Технология АМО». Данное методическое пособие даёт чёткое и ясное представление о технологии АМО, о том, как грамотно разработать и провести образовательное мероприятие по данной технологии. В этом учебном году я также проводила открытые уроки на муниципальном уровне с использованием активных методов обучения. Накопленный опыт позволяет мне говорить о высокой эффективности применения данной технологии в образовательном процессе.



















Теоретическая часть

Системное и целенаправленное применение активных методов в образовательном процессе возможно при использовании технологии модерации. Это позволяет обеспечить эффективность образовательного процесса и гарантированное достижение запланированных целей обучения, воспитания и развития.

Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать.

В основу разработки целей, принципов, содержания и методов модерации были положены педагогические, психологические и социологические аспекты, направленные на активное заинтересованное участие всех обучающихся в образовательном процессе, обеспечение комфортности на уроке каждого ученика, на формирование нацеленности обучающихся на достижение результатов.

Цели применения модерации – эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока. Таким образом, обеспечивается оптимальное использование времени урока (внеклассного мероприятия), а также энергии и потенциала всех участников образовательного процесса (учителя, воспитателя, обучающихся).


Принципами модерации являются:

  • Структурированность (все содержание урока рационально делится на четко определенные части)

  • Системность (отдельные части урока взаимосвязаны и логически следуют одна за другой, создавая полноценное содержание урока)

  • Комплексность (содержание каждой части урока и организуемые процессы нацелены на обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся)

  • Прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна учителю, всем участникам ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты)


Фазы (этапы) модерации:

  • инициация (начало урока, знакомство);

  • вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока);

  • формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока);

  • интерактивная лекция (передача и объяснение информации);

  • проработка содержания темы (групповая работа обучающихся);

  • подведение итогов (рефлексия, оценка урока);

  • эмоциональная разрядка (разминки).


Ключевые процессы модерации:

  • Эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса

  • Упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса

  • Обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация)

  • Мотивация всех участников образовательного процесса

  • Мониторинг образовательного процесса

  • Рефлексия педагога и обучающихся

  • Анализ деятельности участников и оценка результатов

Эффективность модерации определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде. Сегодня модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе. При использовании технологии модерации принципиально меняется и роль учителя. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Учитель и ученики становятся равноправными участниками образовательного процесса. От каждого из них в равной мере зависит успех обучения.

Можно ли на уроке организовать активное участие всех учеников класса в обсуждении темы, выполнении заданий, презентации результатов самостоятельной работы? Да, технология модерации направлена именно на то, чтобы вовлечь всех обучающихся в эти процессы. И не просто вовлечь, а сделать их участие заинтересованным, мотивированным, нацеленным на достижение образовательных результатов. Модерация эффективно решает эту сложную задачу путем организации групповой работы обучающихся. Такая работа может проводиться в парах, мини-командах или малых группах, либо всем классом.

Достижение эффективности и качества образовательного процесса при использовании технологии модерации, получение запланированных результатов обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся обеспечивается организацией следующих ключевых процессов.


- визуализация;
- мотивация;
- интеракция;
- коммуникация;
- мониторинг;
- рефлексия;
- анализ.


Активные методы позволяют учащимся на уроке:

  • формировать собственное мнение;

  • учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника;

  • обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или иных ситуаций;

  • продуктивно усваивать учебный материал;

  • активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность;

  • уметь разрешать конфликты в  повседневной жизни;

  • продуктивно усваивать учебный материал;

  • анализировать факты и информацию;

  • творчески подходить к учебному материалу;

  • активно самостоятельно работать;

  • проявлять свою индивидуальность.

Новые ФГОС существенно отличаются от существующих. Принципиальное отличие заключается в том, что целью являются не предметный, а личностный результат. Важна личность самого ребёнка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий (УУД), позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи.

Современный выпускник должен:

  • обладать необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни;

  • Быстро адаптироваться к новым условиям

  • Не теряться в ситуации неопределенности

  • Находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество

  • Уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным.

Поэтому овладение технологией АМОиМ и использование ее в образовательном процессе, несомненно, будет способствовать развитию у обучаемых качеств, отвечающим процессам, происходящим сегодня в жизни, и требованиям, прописанным в государственных стандартах нового поколения.

Подводя итоги сказанному, можно с уверенностью сказать, что активные методы обучения обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

  • формирование положительной учебной мотивации;

  • повышение познавательной активности учащихся;

  • активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;

  • стимулирование самостоятельной деятельности;

  • развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления;

  • эффективное усвоение большого объема учебной информации;

  • развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

  • развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;

  • раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;

  • развитие навыков самостоятельного умственного труда;

  • развитие универсальных навыков.


Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся в учебную, проектную, исследовательскую деятельность; формирования качеств личности, нравственных установок, ценностных ориентиров, соответствующих ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества. АМО за счёт создания высокой познавательной мотивации обеспечивают активную и результативную учебную деятельность обучающихся, делают работу педагога по настоящему творческой, интересной, а обучение результативным и качественным. Активные методы обеспечивают многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса, поэтому применение их необходимо в образовательном процессе.




Методическая часть

.        Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. Все вышеперечисленные факторы позволяют значительно повысить результативность и качество уроков за счет усиления мотивации всех участников образовательного процесса, активизации познавательной деятельности учащихся, эффективного управления педагогом процессами обучения, воспитания и развития. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи каждой фазы модерации.

Многие учителя используют в своей деятельности не только заимствованные, но и авторские методы. Я хочу познакомить вас с некоторыми методами, как заимствованными, но адаптированными к моему предмету, так и авторскими, которые я считаю наиболее приемлемыми и использую в своей работе.


Методы начала урока.


Такие методы, как «Поздоровайся локтями», «Мой цветок», «Подари подарок другу», «Алфавит» или «Солнце» помогут эффективно и динамично начать урок. Главное – все должно быть четко, быстро, на этот этап урока не должно уйти много времени.


Метод: «Смайлик настроения» (заимствованный, изменённый).

Цель: настроить учащихся на урок.

Численность: весь класс, группа.

Время: 2 минуты.

Необходимые материалы: круги из твёрдой бумаги, маркер для рисования.

Предварительная подготовка – не требуется.

Технология проведения:

Учитель предлагает показать смайлик, если настроение плохое, то улыбкой вниз, если хорошее, то улыбкой вверх.

В конце занятия учащиеся сравнивают настроение в начале урока и показывает своё настроение в конце урока.

Оценка результата урока: если карточек с улыбками больше, чем без улыбок, значит, урок удался, и настроение детей улучшилось.


Метод: «Познакомься с героем» (заимствованный, но изменённый).

Цель: создание игровой обстановки на уроке.

Задачи: ввести учащихся в языковую среду и настроить на дальнейшую работу на уроке.

Численность: весь класс, группа.

Время: 3 минуты.

Необходимые материалы: изображение джина.

Предварительная подготовка – не требуется.

Технология проведения:

Учитель приветствует учащихся и представляет им нового гостя, который к ним пришел на урок. Джин еще никого здесь не знает и поэтому хочет со всеми поздороваться и подружиться. Затем учитель просит похвалить его.

Примечание:

При необходимости помогать учащимся с ответом, помочь им назвать свое имя по-немецки. Похвалить Джина.

Варианты проведения метода:

При желании героя можно заменить, а также изменить вопросы.

Эти методы позволят динамично начать урок, обеспечить рабочий настрой и создать хорошую атмосферу.


Этап вхождения или погружения в тему.

Этап, на котором формулируется тема урока, сообщаются цели урока. Здесь мне очень нравятся такие задания, которые позволяют учащимся самостоятельно сформулировать тему. Это АМО «Разгадывание кроссворда», «Творческий эксперимент», которые вызывают у учащихся большой интерес.


Метод «Стриптиз» (заимствованный).

Цель: концентрация внимания участников.

Время: 2 минуты.

Необходимые материалы: записи по теме, сделанные заранее на большом плакате; скотч.

Предварительная подготовка:

Учитель записывает заранее на листе бумаги материал, который он будет сообщать в ходе урока.

Технология проведения:

Учитель записывает материал, который он будет сообщать по ходу урока, записи закрывает, загнув нижнюю часть листа. Лист можно прикрепить скотчем. Во время сообщения информации учитель постепенно открывает тезисы учащимся.

Примечание:

При использовании данного метода достигается несколько результатов. Используется эффект визуализации того, что произносится. Соответственно учащиеся лучше воспринимают информацию. Поддерживается интерес – а что будет дальше?


Благодаря методам, учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, повышается мотивация у учащихся.


Методы выяснения целей, ожиданий и опасений.

Такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лето-осень», «Воздушные шарики» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.


Метод «Воздушные шарики» (заимствованный).

Цель: в творческой обстановке выяснить ожидания и опасения детей.

Численность: группы.

Время: 3 минуты.

Необходимые материалы: вырезанные из цветной бумаги шаблоны воздушных шариков и тучек, плакат, фломастеры, скотч, листочки бумаги.

Предварительная подготовка: не требуется.

Технология проведения:

Учащиеся распределены по парам. Каждой паре раздаётся по два вырезанных из цветной бумаги воздушных шарика и по две тучки. На первом этапе каждому ученику предлагается написать на одном листочке бумаги свои ожидания от данного урока, на другом – опасения по поводу урока. Далее работа в парах. Из всех написанных каждым учеником ожиданий и опасений выбираются по согласованию два самых значимых ожидания и опасения, ожидания пишутся на воздушных шариках, опасения на тучках; шарики и тучки прикрепляются скотчем к общему ватману: шарики над Джином, тучки – слева и справа от него.

Примечание:

По мере обучения не сбывшиеся тучки-опасения можно убирать.


Методы организации самостоятельной работы над темой.

Часто при изучении темы работу можно организовать так, что учащиеся самостоятельно прорабатывают материал. Важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока можно использовать методы «Автобусная остановка», «Картинная галерея», «Светофор».


Метод «Путаница» (авторский).

Цель: помочь учащимся систематизировать свои знания по теме.

Участники: класс, группа.

Время: 5 минут.

Технология проведения:

  1. Учитель четко ставит перед учащимся задачу.

  2. Перед детьми карточки словами. Учащимся нужно из всех слов выбрать только те слова, которые относятся к теме «Die Familie».

  3. Данный метод помогает вспомнить и систематизировать изученный учениками материал, и подготовить учащихся к дальнейшей проработке темы.

Варианты проведения: таким образом можно повторять не только лексику, но и различные грамматические явления.

Примечание: слова необходимо подбирать по уровню подготовки учащихся.

Эту работу можно организовывать в парах, группах, со всем классом, индивидуально. При организации самостоятельной работы над темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать материал.


Активные методы релаксации.

Когда обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 1-2 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы «Электрическая цепь», «Земля, воздух, огонь и вода», «Давайте споём», «Кидаем мячик» и многие другие позволят вам это сделать, не выходя из класса.

Динамическая игра «Хлопаем в ладоши» (авторский).

Цель: повысить уровень энергии в группе, прийти в бодрое настроение.

Участники: класс.

Время: 2 минуты.

Технология проведения:

Учащиеся становятся в круг. Ведущий – в центре круга. Он называет вперемешку слова. Когда дети слышат слова по теме «Meine Familie», они хлопают в ладоши. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остался.

Примечание: при планировании необходимо учитывать, чтобы в кабинете было достаточно места для полноценного урока.

Варианты проведения: в качестве варианта можно использовать мяч.


Метод «Кидаем мяч» (заимствованный).

Цель: повысить уровень энергии в группе, прийти в бодрое настроение.

Участники: класс.

Время: 2 минуты.

Технология проведения:

Учащиеся стоят в кругу. Учитель также находится среди учащихся. Учитель кидает мяч одному из учащихся, называя при этом слово по теме «Meine Familie». Ученик должен поймать мяч, назвать перевод. Если ученик не знает перевода слова, то мяч кидает другому ученику.


Методы проработки содержания темы

Можно назвать много методов для данного этапа, которые проводятся и фронтально, и в группах.


Метод «Волшебный конвертик» (заимствованный, изменённый).

Цель: закрепление изученного материала и контроль сформированности навыков.

Участники: группа.

Время: 10 минут.

Необходимые материалы: количество конвертов по количеству групп с вложенными в них заданиями по пройденному материалу; картинки для коллажа готовятся заранее.

Предварительная подготовка: приготовить карточки с заданиями.

Технология проведения:

Группы учащихся по очереди берут свои конверты, достают задание и выполняют его.

1. Учащиеся читают текста один раз и отмечают на карточках правильные и неправильные предложения. Затем группы меняются карточками для взаимопроверки и контрольной проверки на доске. Выставляется оценка работе группы. Группы по очереди могут зачитать правильные предложения.

2.Изготовление коллажа: наклеивают картинки и находят подписи к каждому члену семьи; читают рисунок.


Метод «Выставка плакатов» (заимствованный).

Цель: представление работы малых групп.

Численность: без ограничения.

Время: 12 минут.

Материалы: компьютер и медиапроектор.

Технология проведения:

  1. Учащиеся перед классом представляют свои выполненные дома работы.

  2. ( Домашнее задание нужно было сделать в программе Power Point о своей семье).

  3. Остальным ребятам учитель дает установку.

  4. При использовании данного метода можно проследить, как учащиеся самостоятельно дома прорабатывали тему, сумели ли они ее понять и достаточно полно могут изложить ее перед аудиторией. Легко можно увидеть если где – то пробелы и помочь ребенку их устранить.

Многократное повторение учащимися темы поможет ее усвоить и более слабому ученику.


Методы подведения итогов урока.

Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как: «Мухомор», «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Ресторан». Следует отметить, что перечисленные методы – это методы рефлексии деятельности учащихся и методы рефлексии учебного материала. Эти методы помогут эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.


Метод «Воздушные шарики» (заимствованный).

Цель: дать возможность выразить степень удовлетворенности или неудовлетворенности от проделанной работы.

Участники: класс.

Время: 2 минуты.

Технология проведения:

Учитель предлагает ребятам снова обратиться к своим шарикам и тучкам, где они писали в начале занятия, чего они ждут и чего опасаются. Участники подходят и снимают несбывшиеся страхи и нереализованные ожидания. Учитель анализирует, что получилось.

Оценка результата урока:

Остались символы шарика – урок прошел хорошо, ожидания ребят оправдались.

Остались тучи или несколько символов, обсуждается, над чем еще нужно поработать.


Примечание: для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.


















Заключение.

Рассмотренные активные методы – лишь малая толика известных на сегодняшний день методов игрообучения, незначительная часть тех методов, которые я использую на уроках. Все эти активные методы обучения не должны быть самоцелью, а должны являться средствами достижения поставленных педагогических задач.

Цель этого небольшого обзора – показать логику и смысл использования АМО на уроке или во внеклассном мероприятии. Несмотря на краткость, видно, что перечисленные методы действительно составляют систему, поскольку обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах образовательного мероприятия, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями, уверенному формированию ключевых компетентностей и универсальных учебных действий.

Значительное количество таких методов, систематизированных в соответствии с этапами образовательного мероприятия, вы сможете найти в электронном сборнике «Копилочка активных методов обучения», подготовленном Международным Институтом Развития «ЭкоПро». Знакомство учителя с «Копилочкой…», применение собранных в ней активных методов позволит превратить урок в интересный, увлекательный, насыщенный творчеством процесс, отвечающий современным потребностям детей, родителей, общества, приносящий удовольствие и удовлетворение учителю и обучающимся.























Список литературы.

  1. Активные методы обучения [Электронный ресурс]. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет». – Режим доступа: http://www.moi-universitet.ru/. – Загл. с экрана.

  2. Бим И. Л. Немецкий язык. Первые  шаги: учеб. для 2 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2/ И. Л. Бим, Л. И. Рыжова. - М.: Просвещение, 2010.

  3. Бим И.Л., Рыжова Л.И. Немецкий язык. 2-4 классы. Программа общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.

  4. Копилочка активных методов [Электронный ресурс]. Образовательный портал «Мой университет». – Режим доступа: http://www.moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/. – Загл. с экрана.

  5. Лазарев Т.В. Образовательные технологии новых стандартов. Часть 1 «Технология АМО». Печатное методическое пособие. – Петрозаводск: Verso, 2012.

  6. Рабочая тетрадь к учебнику Бим И. Л. Немецкий язык. Первые  шаги: учеб. для 2 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2/ И. Л. Бим, Л. И. Рыжова. - М.: Просвещение, 2009.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!