Тема: «Использование Арт-технологии на уроках самопознания»
Искусство всегда было важнейшим средством приобщения к общечеловеческим ценностям через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание, через личное участие в творческом процессе.
Одним из важных элементов преподавания курса предмета «Самопознание» является творческая работа. Значение его неоспоримо, так как он имеет ряд преимуществ: активизирует творчество, стимулирует воображение, является средством самовыражения, способствует расслаблению и поднимает настроение, укрепляет уверенность в себе и многое другое.
В связи с этим на уроках Самопознания я использую методы Арт-технологии.
Арт-технология – как совокупность средств и методов художественно-творческой деятельности для достижения педагогической цели – это прекрасный инструмент разрешения и профилактики различных проблем. Это технология, которая без слов помогает найти точки соприкосновения с внутренней реальностью, состоящей из наших мыслей, чувств и жизненного опыта.
Существуют несколько принципов Арт-технологии:
- нацеленность на длительный эффект, что подразумевает не только способность вызвать изменения, но и поддерживать эти изменения длительное время;
- арт-терхнология является так называемой «инсайт-ориентированной» методикой, то есть она нацелена на достижение инсайта (взгляда на самого себя со стороны)
- участники должны забыть стеснительность. Задача «нарисовать, слепить, склеить красиво» вообще не ставится и даже противопоказана. Перед нами стоит совсем иная задача: выплеснуть, вырисовать весь накопленный стресс или эмоции, чтобы улучшить свое состояние, а также понимание проблемы;
- дает возможность преодолевать препятствия и трудности.
Арт-технологии очень многообразны и разнонаправлены. Это все, что связано с искусством, творчеством.
Самое распространенное - это Визуальное направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние ребенка, на его самочувствие. Работать можно индивидуально, в малых и больших группах. Использовать разные материалы: цветные карандаши, акварельные краски, пластилин, восковые мелки и т.д. Может применяться к иллюстрации рассказа или притчи, выражение позитивного настроя, создание постеров и коллажей по представлению нравственно-духовных ценностей и многое другое. Например, выполнение спонтанного рисунка при прослушивании музыки в начале урока; Игра «Передай другому»: учащиеся выстраиваются друг за другом, стоящему в конце ряда ученику показывают изображение зайца. Он должен его «нарисовать» тупым концом карандаша на спине впереди стоящего одноклассника, а тот следующему и т.д. (принцип игры «Глухой телефон») В итоге ученик, который стоит первым должен изобразить зайца на листе.
Музыкальное направление – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Оно способствует развитию творчества, фантазии. Дает возможность настроиться на урок, отстраниться от переживаний и т.д.
Нарративное направление или сказкомоделирование - может включать элементы музыки, изобразительного искусства и танца. Она использует форму инсценирования, т.е. театрального искусства. Позволяет имитировать различные ситуации и является методическим приемом, тренирующим способность детей учиться думать и затем играть. Она помогает и развитию чувства уверенности в себе, и смелости, а также умению взаимодействовать с другими, поскольку учащиеся должны работать вместе всей группой. Например, «Жили-были…»: начало сказки дает учитель, далее каждый ученик по цепочке дополняет сказку одним предложением, так чтобы получался взаимосвязанный рассказ с логической концовкой.
Учителям сегодня приходится выдерживать конкуренцию за интерес и внимание детей. Наши соперники – телевидение, видео и компьютерные игры. Поэтому учителю требуется сделать занятия настолько интересными, чтобы школьники хотели их посещать. В этом случае очень хорошо подходит Игротека, то есть направление, которое дает возможность учащимся поиграть непосредственно на уроке. Например, игра «Паровозик»: учащиеся разбиваются по три человека и выстраиваются друг за другом, первый закрывает глаза, и он будет водить свой «паровозик» по дорожкам, второй ученик всячески мешать, третий ученик дает указания-направления, так чтобы не сталкиваться с другими «паровозиками». Позже можно поменять учащихся.
Что же касается танцевально-двигательного метода или кинезиметода, то непрестанная смена ритмов, различные по характеру рисунка танцы, аутентичные движения, сопровождающие практически каждую песню, несут в себе освобождающий и положительный заряд. К примеру, танец «Лабада». Суть которого, повторять слова простой песенки, а также движения из нее совместно с другими учениками.
Моделирование — это замена действий с обычными предметами действиями с их уменьшенными образцами, моделями, муляжами, макетами, а также их графическими заменителями: рисунка, чертежа, схемами. Например, построить мост из подручных материалов (бумага, степлер, клей, фломастеры и т.д.). При этом даются критерии: прочность, эстетичность, оригинальность, объемность и т.д.
Наибольший эффект воздействия и снятия стрессовой ситуации может оказать сочетание двух или более методов арт-технологии.
В результате применения методов Арт-технологии учащиеся приобретают опыт позитивного восприятия мира, происходит самопознание, самопринятие личности, развивается саморефлексия и самоанализ своего поведения, мыслей и чувств, улучшается общая атмосфера в классе, расширяются связи с другими детьми, улучшаются коммуникативные качества.
Представление об арт-технологии как оригинальном направлении в социально-культурной и здоровье сберегающей деятельности говорит о неисчерпаемом творческом потенциале, заложенном в каждом человеке, и возможности использования этого потенциала в целях достижения душевного здоровья, внутреннего благополучия и гармонии с окружающими.
Писанская Г.Б.
учитель самопознания
СШ№8 г.Аксу