ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
учитель музыки
Семеняк Светлана Леонидовна
Музыка –
не только фактор облагораживающий, воспитывающий,
но и целитель здоровья.
В.М.Бехтерев
Актуальность: Главная цель каждого педагога - сохранять психологическое здоровье детей; понять особый, порой хрупкий мир ребёнка и, развивая, укреплять его с помощью богатейшего потенциала искусства.
Цель работы:
Изучить влияние
арт-терапевтических методов на психоэмоциональное состояние учащихся на уроках музыкального искусства .
Задачи:
- Выявить сущность понятия арт-терапии.
- Изучить арт-терапевтические свойства музыки.
- Исследовать технологии активной музыкотерапии.
- Выявить педагогические возможности использования арт- терапевтических методов на уроках музыкального искусства.
Практическая значимость Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию "нелекарственным" способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом.
В настоящее время западные учёные, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: классические (и не только) мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом.
- Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца.
- Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов.
- Флейта оказывает положительное воздействие на лёгкие и бронхи.
- Труба эффективна при радикулитах и невритах .
В настоящее время под арт-терапией понимают использование всех видов искусств.
Это метод развития и изменения сознательных и бессознательных сторон психики личности посредством разных форм и видов искусства.
.
В настоящее время под арт-терапией понимают использование всех видов искусств. Это метод развития и изменения сознательных и бессознательных сторон психики личности посредством разных форм и видов искусства.
Виды арт-терапии:
1. Музыкотерапия
2. Танцевально-двигательная терапия
- 2. Танцевально-двигательная терапия
- 2. Танцевально-двигательная терапия
3. Сказкотерапия
- 3. Сказкотерапия
- 3. Сказкотерапия
- 3. Сказкотерапия
4. Изотерапия
- 4. Изотерапия
- 4. Изотерапия
- 4. Изотерапия
- 4. Изотерапия
Музыкотерапия
1. Вокалотерапия —
дыхательные и голосовые
упражнения, пение вокализов,
исполнение песен
различного характера.
2. Дыхательная терапия — различные упражнения для развития певческого дыхания, дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой.
- 2. Дыхательная терапия — различные упражнения для развития певческого дыхания, дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой.
- 2. Дыхательная терапия — различные упражнения для развития певческого дыхания, дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой.
- 2. Дыхательная терапия — различные упражнения для развития певческого дыхания, дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой.
- 2. Дыхательная терапия — различные упражнения для развития певческого дыхания, дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой.
Сказкотерапия
смыкается с музыкой через музыкальные образы сказочных героев, сказочные темы и сюжеты в музыке
(«Снегурочка» Н.А.Римского–Корсакова, «Волк и семеро козлят» М.Коваля,
«Петя и Волк» С. Прокофьева и др.)
Танцевально-двигательная терапия
Суть танцевально-двигательной терапии заключается в предоставлении ребенку возможностей для самовыражения, самореализации, самоутверждения и познания собственного «Я». Это эффективный метод развития и коррекции. Приемы танцевально – двигательной терапии применяю при изучении детских
и народных песен, при слушании
музыки. Использую
оздоровительную методику
«Пальчиковые игры».
Изотерапия
На уроках практикую просматривание репродукций или слайдов с красивыми картинами природы и шедевров мировой живописи. Как фон к этим репродукциям используется классическая музыка спокойного характера. Учащиеся сами создают слайд-шоу, презентации с использованием пейзажей разных художников.
Ребята с удовольствием иллюстрируют прослушанный музыкальный материал, с помощью цвета передавая возникшие впечатления.
В процессе такой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости.
Результаты анкетирования учащихся:
посещают уроки с радостью – 98,6%;
удовлетворены занятиями – 95%;
на уроках хорошее настроение – 87,4%.
Выводы:
использование арт – терапевтических технологий на уроках музыкального искусства способствует сохранению здоровья школьника, а также развивает музыкальные, творческие и духовные способности детей.
Слушайте музыку и будьте здоровы!