Использование артпедагогических технологий в художественно-эстетическом воспитании детей с ОВЗ»
«Полноценное развитие личности ребенка связано с его эмоциональным развитием. Эмоциональная система обеспечивает регуляцию поведения и ориентировку в окружающем мире. Эмоции – это система «быстрого реагирования» на любые важные с точки зрения потребностей изменения внешней среды»
( А.Д.Гонеев)
Одной из особенностей детей с нарушением интеллекта является недостаточная способность адекватного эмоционального отклика на явления действительности.
Коррекции эмоционального развития способствует эстетическое развитие – организованный процесс становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей. Эстетическое развитие определяет эстетическое воспитание.
Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по «законам красоты. (Б.Т. Лихачёв)
Эстетическое воспитание и развитие детей должно осуществляться с помощью системы эстетического воспитания. Ее сердцевиной является воздействие средствами искусства. «Эмоции искусства суть умные эмоции. Вместо того чтобы проявляться в сжимании кулаков и дрожи, они разрешаются преимущественно в образах фантазии» (Л.С.Выготский)
Художественно-эстетическое воспитание оказывает существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы детей с ОВЗ, способствует развитию правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве. В настоящее время постоянно растет количество детей с отклонениями и задержкой в развитии, поэтому особо актуальной становится проблема поиска новых эффективных направлений оказания психологической и коррекционно-педагогической помощи. В практику коррекционно-педагогичекой работы с детьми с умственной отсталостью вошла изотерапия, и стала одной из наиболее распространенных технологий, как психологической коррекции, так и диагностики, которые связаны неразрывно. Изотерапевтические техники направлены на достижение желаемых изменений в психологическом самоощущении, на эмоциональную поддержку, на выработку гуманно-ориентированных моделей поведения. Использование различных изобразительных техник позволяет мобилизовать творческий потенциал ребенка и найти способы, которые в наибольшей степени соответствуют его эмоциональному состоянию. Кроме того, работа с различными материалами дает выход чувствам раздражения, гнева. Рисование, лепка, аппликация – это не только отражение в сознании детей окружающей их действительности, их бытия в мире, но и выражение отношения к этой действительности, ее моделирование и трансформация.
Занятия с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности развивают творческие способности, мышление, мелкую моторику, способствуют освоению новых способов изображения, развитию трудовых навыков. Дети узнают, что рисовать можно не только красками, карандашами, фломастерами, но и восковыми мелками, свечой, клеем. Они учатся рисовать руками, а также разными предметами: зубной щеткой, поролоном, полиэтиленовыми крышками. Например, создавая изображение с помощью выдувания красок, дети укрепляют мышцы губ (своеобразная дыхательная гимнастика).
Таким образом, использование артпедагогических технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья помогает преодолеть недостатки их психофизического развития, справиться с эмоциональными проблемами, избавить от страхов и гнетущих переживаний, выразить свое внутреннее волнение.В процессе занятий творчеством школьники становятся более контактными, открытыми, у них укрепляется вера в собственные силы, формируется самооценка.
Все это является благоприятной почвой для успешного проведения коррекционно-педагогической работы с детьми. Современные психолого-педагогические исследования убедительно показали, что художественно-эстетическое воспитание детей с ОВЗ играет важную роль в общем психическом развитии ребенка.
Изотворчество - рисование, лепка и аппликация - любимые детские занятия, благодаря которым они раскрепощаются. Самоценным является не конечный продукт творческой деятельности детей, а формирование у ребенка уверенности в себе, заинтересованность в познавании окружающего мира. У детей необходимо формировать понимание, что он трудится не напрасно: то, что он делает кому-то необходимо, что его работа может быть для кого-то подарком. Любую творческую работу можно назвать подарком, а если ее красиво оформить, то это будет дополнительно полезно для развития ребенка.
На своих занятиях я учу детей приемам рисования, лепки и аппликации, с последующим оформлением работ в рамочку. Для того, чтобы у детей возникло желание выполнить учебное задание, я провожу специальную работу, направленную на формирование игровой мотивации.
В своей работе я применяю следующие технологии:
- игровую
(для более интересного проведения занятий по изодеятельности, разработала и изготовила пальчиковые куклы);
- здоровьесберегающую
(проводила физкультминутки, пальчиковую гимнастику, самомассаж головы и рук).
Часто для выполнения творческих работ простейшие задания даю детям в разных техниках выполнения - аппликация, лепка, рисунок. Детям интереснее работать с различными материалами.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование развивает мышление, мелкую моторику, память, способствует формированию трудовых навыков, позволяет детям чувствовать себя рискованнее, смелее, развивает воображение.
Выбор методической темы считаю актуальным и целесообразным, т.к. художественно-эстетическое воспитание детей с ОВЗ оказывает существенное воздействие на их интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствует развитию правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве.
Литература:
Волынкин В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников.
Вальдес-Одриосола М. С. Арттерапия в работе с подростками (психотерапевтические виды художественной деятельности)