СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование артпедагогических технологий в художественно-эстетическом воспитании детей с ОВЗ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В настоящее время постоянно растет количество детей с отклонениями и задержкой в развитии, поэтому особо актуальной становится проблема поиска новых эффективных направлений оказания психологической и коррекционно-педагогической помощи. 

Просмотр содержимого документа
«Использование артпедагогических технологий в художественно-эстетическом воспитании детей с ОВЗ»»

Использование артпедагогических технологий в художественно-эстетическом воспитании детей с ОВЗ»


  «Полноценное развитие личности ребенка связано с его эмоциональным развитием. Эмоциональная система обеспечивает регуляцию поведения и ориентировку в окружающем мире. Эмоции – это система «быстрого реагирования» на любые важные с точки зрения потребностей изменения внешней среды»

                                                                                ( А.Д.Гонеев)

    Одной из особенностей детей с нарушением интеллекта является недостаточная способность адекватного эмоционального отклика на явления действительности.

Коррекции эмоционального развития способствует эстетическое развитие – организованный процесс становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей. Эстетическое развитие определяет эстетическое воспитание.

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по «законам красоты. (Б.Т. Лихачёв)

Эстетическое воспитание и развитие детей должно осуществляться с помощью системы эстетического воспитания. Ее сердцевиной является воздействие средствами искусства. «Эмоции искусства суть умные эмоции. Вместо того чтобы проявляться в сжимании кулаков и дрожи, они разрешаются преимущественно в образах фантазии» (Л.С.Выготский)

Художественно-эстетическое воспитание оказывает существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы детей с ОВЗ, способствует развитию правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета  предметов, их положения в пространстве. В настоящее время постоянно растет количество детей с отклонениями и задержкой в развитии, поэтому особо актуальной становится проблема поиска новых эффективных направлений оказания психологической и коррекционно-педагогической помощи. В практику коррекционно-педагогичекой работы с детьми с умственной отсталостью вошла изотерапия, и стала одной из наиболее распространенных технологий, как психологической коррекции, так и диагностики, которые связаны неразрывно. Изотерапевтические техники направлены на достижение желаемых изменений в психологическом самоощущении, на эмоциональную поддержку, на выработку гуманно-ориентированных моделей поведения. Использование различных изобразительных техник позволяет мобилизовать творческий потенциал ребенка и найти способы, которые в наибольшей степени соответствуют его эмоциональному состоянию. Кроме того, работа с различными материалами дает выход чувствам раздражения, гнева. Рисование, лепка, аппликация  – это не только отражение в сознании детей окружающей их действительности, их бытия в мире, но и выражение отношения к этой действительности, ее моделирование и трансформация.

Занятия с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности развивают творческие способности, мышление, мелкую моторику, способствуют освоению новых способов изображения, развитию трудовых навыков. Дети узнают, что рисовать можно не только красками, карандашами, фломастерами, но и восковыми мелками, свечой, клеем. Они учатся рисовать руками, а также разными предметами: зубной щеткой, поролоном, полиэтиленовыми крышками. Например, создавая изображение  с помощью выдувания красок, дети укрепляют мышцы губ (своеобразная дыхательная гимнастика).                  

Таким образом, использование артпедагогических технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья помогает преодолеть недостатки их психофизического развития, справиться с эмоциональными проблемами, избавить от страхов и гнетущих переживаний, выразить свое внутреннее волнение.В процессе занятий творчеством  школьники становятся более контактными, открытыми, у них укрепляется вера в собственные силы, формируется самооценка.

Все это является благоприятной почвой для успешного проведения коррекционно-педагогической работы с детьми. Современные психолого-педагогические  исследования убедительно показали, что художественно-эстетическое воспитание детей с ОВЗ играет важную роль в общем психическом развитии ребенка.          

Изотворчество  -  рисование, лепка и аппликация - любимые детские занятия, благодаря которым они раскрепощаются.      Самоценным является не конечный продукт творческой деятельности детей, а формирование у ребенка  уверенности в себе, заинтересованность в познавании окружающего мира. У детей необходимо формировать понимание, что он трудится не напрасно: то, что он делает кому-то необходимо, что его работа  может быть для кого-то подарком. Любую творческую работу можно назвать подарком, а если ее красиво оформить, то это будет дополнительно полезно для развития ребенка.

        На своих занятиях я учу детей приемам рисования, лепки и аппликации, с последующим оформлением работ в рамочку. Для того, чтобы у детей возникло желание выполнить учебное задание, я провожу специальную работу, направленную на формирование игровой мотивации.  

В своей работе я применяю следующие  технологии:

- игровую

(для более интересного проведения занятий по изодеятельности, разработала и изготовила пальчиковые куклы);

- здоровьесберегающую

(проводила физкультминутки, пальчиковую гимнастику, самомассаж головы и рук).

Часто для выполнения  творческих работ простейшие задания  даю детям в разных техниках выполнения - аппликация, лепка, рисунок. Детям  интереснее  работать с различными материалами.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование развивает мышление, мелкую моторику, память, способствует формированию трудовых навыков, позволяет детям чувствовать себя рискованнее, смелее, развивает воображение.

 Выбор методической темы считаю актуальным и целесообразным,  т.к.  художественно-эстетическое воспитание детей с ОВЗ оказывает существенное воздействие на  их интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствует развитию  правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета  предметов, их положения в пространстве.

    Литература:     

 Волынкин В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников.

Вальдес-Одриосола М. С. Арттерапия в работе с подростками (психотерапевтические виды художественной деятельности)








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!