Анохина Татьяна Ивановна,
учитель английского языка
МАОУ СОШ №163
Верх - Исетский район, г. Екатеринбург
Использование аутентичного песенного материала в организации внеклассных мероприятий по иностранному языку для учащихся младших классов
Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание языка, но и способствует расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны. Cледовательно, создает условия для формирования личностных, предметных и метапредметных результатов в рамках реализации требований ФГОС.
Актуальность данной работы заключается в попытке систематизации накопленного опыта в этой сфере, обогащении его новыми подходами и рекомендациями.
Цель исследования заключается в обосновании и подтверждении в ходе опытного обучения возможности применения аутентичного песенного материала в организации внеклассных мероприятий по ИЯ.
Одним из способов повысить эффективность учебно-воспитательного процесса является создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету, так как изучение любой программной темы может быть продолжено во внеклассной работе.
Знание и учет типичных возрастных особенностей учащихся дают возможность учителю осуществлять перспективное планирование внеклассной работы по иностранному языку, определять ее задачи и способы организации на каждом этапе.
Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников является музыка.
Поддерживая интерес к языку как средству общения, необходимо развивать интерес к нему как носителю своеобразной культуры. И немаловажную помощь в этом отношении может оказать использование культурного и духовного наследия страны изучаемого языка. Это могут быть и лучшие образцы музыкального, в частности песенного творчества на изучаемом языке.
Песня на уроках английского языка дает толчок детскому творчеству. Мы показываем детям на примере первых детских песенок-рифмовок, какой несложный текст составляет их основу, и предлагаем самим придумать песню, положив на знакомую мелодию доступные им слова и мысли.
Однако предпочтение следует отдать аутентичному языковому песенному материалу. При восприятии песни благодаря наличию вербального текста, сочиненного носителями языка, информация извлекается из «естественных форм языка и не привносится извне искусственным по отношению к языку путем».
Рассмотрим более подробно внеклассную работу, подготавливаемую на уроках и во внеурочное время при выполнении заданий. От учителя требуется находчивость, изобретательность и творчество для того, чтобы каждую крупицу новых знаний использовать во внеклассной работе. Появление в учебном процессе первых стихотворений-рифмовок и песенок уже позволяет учителю использовать их во внеурочное время. Так, например, мы проводим конкурсы на лучшее исполнение песенки внутри группы и между группами, конкурс на лучшее чтение рифмовок (фонетический конкурс). Далее можно организовать конкурсы на выразительное чтение текста, инсценировку комиксов и музыкальных сказок.
Чтобы заинтересовать детей английским языком на начальном этапе, внеклассная работа должна охватывать как можно больше учащихся, то есть носить массовый характер.
Известны три формы внеклассной работы: индивидуальная, групповая и массовая. Мы стараемся использовать все эти формы.
Индивидуальная форма включает: разучивание учеником стихотворения, подготовку и исполнение песенки на английском языке с музыкальным сопровождением (сольное исполнение), разучивание роли из небольшой инсценировки.
Групповая форма предусматривает подготовку небольших концертов, инсценировок.
Массовая форма включает в себя проведение разнообразных конкурсов: мы проводили конкурс на лучшее исполнение песни на английском языке группой, на лучшую инсценировку сказки, а также спектакли на выпускных вечерах в 4 классе.
Очень запомнился детям концерт-презентация в рамках проведения традиционной школьной Недели английского языка. Принимали участие учащиеся 2-4 классов. Были приглашены не только учителя, но и родители. Для некоторых детей это было первое массовое мероприятие на английском языке, поэтому его нужно было особенно тщательно подготовить. Главная цель такого праздника - продемонстрировать успехи в овладении английским языком, показать учащимся, что они уже могут делать. Подготовка продолжалась довольно долго. Регулярная систематическая работа сплотила детский коллектив, сблизила нас с детьми.
Программа праздника не должна занимать много времени: не более 40 минут. Мы обратили внимание на разнообразие программы: 2 песни в групповом исполнении, 3 песенки в сольном, 4 небольших стихотворения, маленькую сценку и заключительный финал – монтаж алфавита учениками 2 классов.
Праздник в целом, зал, сцена, каждый номер были ярко оформлены, что способствовало эстетическому воспитанию детей и восприятию мероприятия зрителями. Очень способствовало успеху спектакля хорошо скомпонованное музыкальное сопровождение.
Подводя итоги, хотелось бы отметить следующее:
- проведение мероприятий с использованием аутентичного песенного материала по английскому языку позволяет проводить работу по развитию ключевых компетенций ( коммуникативной и познавательной);
- способствует лучшему усвоению пройденного материала;
- при разработке мероприятий мы следовали принципам связи обучения с жизнью, коммуникативной активности детей с учетом уровня языковой подготовленности;
- при отборе материала предпочтение было отдано аутентичному языковому песенному материалу с целью развития интереса к культурному наследию страны изучаемого языка.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что ведение внеклассной работы помогает сохранять и развивать мотивацию изучения английского языка, реализовать в комплексе поставленные цели и задачи обучения.