Выступление на РМО
«Использование дидактических игр на уроках литературного чтения для развития памяти, воображения детей»
Докладчик: Божко А.А.
(1) В этом году я работаю над темой: «Использование дидактических игр на уроках литературного чтения для развития памяти, воображения детей». Свою задачу я вижу в развитии познавательной деятельности, расширению кругозора, творческого мышления, желанию учиться, находить удовлетворение в учении, развитию и формированию у учащихся: внимания, памяти, логического мышления и воображения.
Однотипность и шаблонность уроков снижают интерес к обучению, делают учебный процесс скучным и бесперспективным. А уж в начальной школе такое проведение уроков вообще недопустимо. Урок чтения является одним из сложных и отнюдь не самых интересных предметов в школе. Необходимо еще в начальной школе развить у учащихся интерес к этому предмету, сделать его как можно более радостным и увлекательным.
Как же добиться того, чтобы наш предмет приносил ученикам интеллектуальное удовольствие? Ответ очевиден: заинтересовать . Чем? Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы.
(2) Поэтому необходимы были такие методические приёмы, которые могли бы привлечь внимание, создавать положительные эмоции. Такой формой деятельности стала игра.
Цель игры - помочь серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся.
Кроме того, игра помогает сделать любой учебный материал доступным, увлекательным, интересным, облегчает процесс усвоения знаний.
Дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей.
Игра, как активный метод обучения, выполняет ряд функций:
- развивает познавательные интересы, толерантность,
- творческие способности,
- коммуникативную,
- способствует повышению самооценки .
Кроме того, игра способствует созданию позитивного эмоционального настроя, вызывает поло-жительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность.
(3)Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.
Цель дидактических игр – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.
Литературное чтение является одним из ведущих предметов в начальной школе. Поэтому необходимо ещё в начальной школе развить у учащихся интерес к этому предмету, сделать его как можно более радостным и увлекательным. В этом и могут помочь дидактические игры, их периодическое использование на уроках.
(4) Виды дидактических игр:
По характеру педагогического процесса выделяются игры:
обучающие, тренинговые, контролирующие и обобщающие;
познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные.
(5) Условия проведения игры на уроке:
1)игра должна вытекать из логики учебно-воспитательного процесса;
2)игра должна иметь запоминающееся название;
3)игра должна содержать действительно игровые элементы;
4)игра должна иметь обязательные правила, которые нельзя нарушать;
5)игра должна содержать в себе элементы, которые лучше запоминаются при групповой работе.
(6) Игры на уроках литературного чтения
1. Игровой приём «Сигнал - «Три!».
Суть приема в сосредоточении и привлечении внимания детей, учащимся необходимо начать урок и после приветствия учителя занять место за партой по сигналу «Три!». Учитель называет числа по порядку, но с «ловушками». Например: «Один, два, два!», «Один, два, ноль!» и т.п. и в заключении называется верное условие.
2. Игровой приём «ДА, НЕТ».
Детям предлагаются варианты ответов, где ставится плюс или минус. Ответы могут быть заданы:
в письменном виде;
на карточках;
на доске;
на слайде;
учитель зачитывает вслух; и т. д.
Среди верных ответов могут быть ответы - «ловушки», формулировки которых могут вызвать удивление или носить шуточный характер.
3. Игра «Шифровка»
Расшифруйте название произведения.
4. Задание: отгадать имена писателей по фактам их биографий.
КТО ЭТО?
•Будущий писатель родился и провёл детство в Ясной Поляне. Он был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать умерла, когда мальчику было полтора года.(Л.Н. Толстой);
•Огромное влияние на будущего поэта оказала его няня, Арина Родионовна, которую поэт будет вспоминать всю свою жизнь и посвятит не мало литературных произведений. (А.С.Пушкин).
5. «Шифровка»
Используя порядок букв в русском алфавите, расшифруйте запись и вы узнаете автора произведения, с которым познакомимся на уроке.
17, 18, 10, 26, 3, 10, 15.
6. «Потерянные слова»
Педагог читает ученикам стихотворение, но при этом намеренно не договаривает последнее слово в строчке, таким образом, предлагает им самостоятельно подобрать рифму. Для этой игры прекрасно подходит стихотворение Даниила Хармса «Очень страшная история»:
Доедая с маслом… булку,
Братья шли по… переулку.
Вдруг на них из… закоулка
Пес большой залаял… гулко…
7. «Сочини стихотворение»
Дети младшего школьного возраста вполне способны сочинять простые стихи. Подобные упражнения прекрасно помогают развивать речь и образное мышление.
Педагог должен придумать первые строчки стихотворения, а ученик – продолжение.
Распахнули мы окно…
(Стало в комнате светло..)
8. «Загадка – для ума зарядка»
9. «Поймай ошибку»
Правила игры: учитель читает текст, умышленно меняя какие-то слова. Ученики внимательно следят за чтением учителя и текстом и, заметив ошибку, останавливают его и исправляют. Побеждает тот, кто «поймает» больше ошибок.
10. Анаграмма “Звери”
Игра проводится при изучении рассказа Е.Чарушина “Кабан”.
Буквы в словах поменялись местами. Расположите буквы в нужной последовательности, прочтите слова:
демьевд, илвко,
ельно, аканб.
11. “Узнай сказку”
1. - По опорным словам, определи название сказки.
Три дочери, купец, чудище
Кобылица царь братья
Королевич царевна царица богатыри
2. - Внутри мешочка ощупайте предмет, назовите его, а затем достаньте.
Угадайте, из какого произведения этот предмет.
12. Игра «Хороший-плохой"
Когда называются положительные персонажи (герои)-
нужно хлопать,
когда отрицательные (злодеи)- топнуть.
Золушка, мачеха, крёстная, сёстры, принц …
13. «Восстанови слова»
Србрн кптц
- Так называется сказка, которую мы будем читать на уроке.
(Серебряное копытце)
14. «Установи последовательность»
Задание: расположить эпизоды произведения в правильном порядке.
Перечень эпизодов:
•Старшие братья караулят сад.
•Жар-птица перестала похищать яблоки из сада.
•Иван-Царевич стережёт сад и получает перо Жар-птицы.
• Похищение золотых яблок из сада царя Берендея.
15. «Горячий стул».
Задание: определи героев произведения.
Обучающийся садится на стул перед классом спиной к доске. Учитель или другой ученик пишет на доске имя какого-нибудь литературного героя. Класс, не называя героя, характеризует его. Чем больше подсказок, тем сильнее «нагревается» стул. Отвечающий должен отгадать задуманного героя с наименьшим количеством подсказок.
Пример: загадывается Мартышка из басни
И.А. Крылова «Мартышка и очки».
•Героиня басни;
•Героиня басни И. А. Крылова;
•К старости слаба глазами стала;
•Достала себе с полдюжины очков
•и так далее...
16. «Закончи произведение»
Задание:
1. Прочитайте часть произведения (без концовки).
2. Придумайте свою концовку.
3. Прочитайте концовку, которую придумал писатель.
Заключение
Обучение должно быть развивающим, направленным на формирование познавательных интересов и способностей учащихся. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности, дидактические игры.
Дидактические игры предоставляют возможность развивать у учащихся произвольность таких процессов, как внимание и память. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры.
Главное чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а наоборот, способствовала интенсификации умственной работы.
«Чем больше
в обыденной педагогике умной игры,
тем выше
шансы воспитания умного человека».
М. Яснов