Использование дидактической игры на уроках математики как одного из средств формирования интереса к предмету у воспитанников с интеллектуальной недостаточностью
Автор: О.Н.Тимченко, учитель начальных классов ОКОУ «Льговская школа – интернат »
Учеба – труд, и труд нелегкий. И не надо искусственно облегчать его. Ребенок с малых лет должен понимать, что все достигается трудом и что трудиться непросто. При этом учитель должен сделать так, чтобы нелегкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое.
Как правило, все дети 6-7 лет с большим желанием идут в школу, им все интересно, они всегда хотят отвечать, руки их постоянно тянутся вверх, они даже обижаются на учителя, когда их не спрашивают на уроке. Но проходит 3-4 года, и этот интерес к учению постепенно угасает, а в VI-VII классах некоторые ученики вообще не хотят учиться. Почему от класса к классу падает интерес к учебе? Почему ребенок учится не потому, что хочет, а потому, что надо? Что должны делать школа и учитель, чтобы интерес детей к учению не только не падал, а, наоборот, возрастал от года к году?
Становление познавательных интересов учащихся, воспитание активного отношения к труду происходит, прежде всего, на уроке. Необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе любого урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы: и дифференцированный подход к детям, и индивидуальную работу на уроке, и различные дидактические игры, иллюстрированные раздаточные материалы, технические средства обучения и вспомогательный материал к ним.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Ученик работает на уроке с интересом, если он выполняет посильное для него задание. Одна из причин нежелания учиться заключается именно в том, что ребенку на уроках предлагают задания, к выполнению которых он еще не готов, с которыми не может справиться. Следовательно, надо хорошо знать индивидуальные особенности детей. Нужно помочь каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа на вопрос задачи. Развитием этих умений необходимо начать заниматься как можно раньше: сравнивать и сопоставлять с детьми предметы, складывать разрезные картинки и геометрические фигуры, составлять симметричные композиции, искать аналоги. Важно развивать у детей логическое мышление, устную и письменную речь, а также постоянно повышать их интеллектуальный уровень. Помимо традиционных путей это можно делать, привлекая доступный, энциклопедический материал, раскрывая значение новых слов и понятий, предлагая интересную дополнительную информацию и, конечно, использование дидактических игр.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.
Дидактические игры конструируются по-разному. В некоторых из них есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило, в других- только отдельные элементы: действие или правило или то и другое.
Поэтому по структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие только отдельные элементы игры. В сюжетно-ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом. В играх-упражнениях она выражена явно. В дидактической игре ее замысел, правило, действие и включенная в них умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий.
Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. В ней удается сконцентрировать внимание даже самых инертных детей. Вначале они проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого игра невозможна. Постепенно у детей пробуждается интерес и к учебному предмету.
При подборе игр необходимо помнить о том, что они должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помочь ребенку овладеть умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать. В процессе проведения игр интеллектуальная деятельность ребенка должна быть связана с его действиями по отношению к окружающим предметам.
Для успешного обучения математике в процессе игры необходимо применять как предметы, окружающие школьника, так и модели изучаемого материала.
Психологи установили, что усвоение ребенком знаний начинается с материального действия с предметами или их моделями, рисунками, схемами. При этом образы предметов, их свойства, признаки и действия, которые дети осуществляют с предметами или их моделями, переносятся в план представлений. Практические действия учащиеся описывают словесно. Этот процесс отражает взаимодействие ученика с познаваемым материалом. Таким образом, осуществляется связь между материальной и внешнеречевой формами действия. Опора на действия с предметами или их моделями постепенно сокращается. Проговаривание игровых действий переносится во внутренний план (действия в уме).
Таким образом, материальная форма действия является исходной, внешнеречевая предполагает рассуждения, умственная форма действия (проговаривание про себя) осуществляется тогда, когда у учеников уже сформированы представления или понятия.
Эти три формы действия влияют на развитие различных сторон мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического. При изучении каждого раздела математики необходимо, чтобы дети усвоили все формы действия. Деятельность учащихся должна быть разнообразной не только по форме, но и по содержанию и строиться в соответствии с закономерностями обучения.
Проведение дидактической игры с детьми и умелое руководство ее требуют большого мастерства от учителя. Перед проведением игры я доступно излагаю сюжет, распределяю роли, ставлю перед учащимися познавательную задачу, подготавливаю необходимое оборудование, делаю нужные записи на доске. Если дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, игровым действием, то в ходе беседы с детьми я обращаю на нее внимание. В игре (в т ой или иной роли) должен участвовать каждый ученик класса. Если у доски осуществляют игровую деятельность часть учащихся, то все остальные дети должны исполнять роль судей, контролеров и т.д. характер деятельности учащихся в игре зависит от места ее на уроке или в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока.
Если игра используется на уроке объяснения нового материала, то в ней должны быть запрограммированы практические действия учащихся с группами предметов или рисунками. На уроках закрепления материала важно применять игры на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приемов. В большинство игр надо вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения.
Приведем примеры некоторых дидактических игр, которые могут быть использованы на уроках математики в младших классах.
«Математические бусы», «Логические цепочки», «Лишнее число», «Математические лесенки», «Логические задачи», «Сосчитай - ка», «Продолжи узор».
Список литературы
1. Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в 1 классе. – М.:Просвещение, 1964.
2. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие. – М.: «ЦГЛ», 2002.
3.Игнатьев В.А. Внеклассная работа по арифметике в начальной школе. – М.: Просвещение, 1965.
4. Котов А.Я. Вечера занимательной математики. – М.: Просвещение, 1967.
5.Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе. – М.: Просвещение,1990.
6. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. – М.: Просвещение, 1975.