Использование дифференцированного подхода на различных этапах урока английского языка
Использование дифференцированного подхода в обучении является одной из актуальных проблем методики преподавания иностранных языков в школе.
Дифференцированный подход в обучении английского языка – это разноуровневый подход. Дифференцированное обучение предусматривает такие организационные формы, при которых каждый ученик работает на уровне своих способностей, преодолевая посильную, но достаточно ощутимую для него трудность.
Хорошо продуманное внедрение дифференциации в учебный процесс позволяет решить следующие задачи:
• предотвратить пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся, выровнять степень подготовки всего класса;
• развить способности и интересы учащихся;
• повысить качество знаний;
• более рационально использовать учебное время каждого;
• вовлечь всех учащихся в активную, напряженную умственную деятельность;
• устранить разрыв между фронтальными методами преподавания и индивидуальным характером знаний.
При этом реализуется главная идея базового образования – познание обучающимися себя как человека, индивида, личности, как субъекта отношений с миром. Грамотное внедрение дифференциации в процесс обучения на уроках английского языка позволяет решить основные задачи образования, а именно, выровнять степень подготовки обучающихся, повысить качество технологического образования, развить интерес, мотивацию обучающихся в изучении английского языка.
Применение дифференцированного подхода к обучающимся связано с учетом их индивидуальных особенностей, поэтому в целесообразно делить обучающихся на три группы: первая группа – “сильные” дети, вторая группа – “средние” дети, третья группа – “слабые” дети. Распределение по группам проводится по результатам обучения каждого предыдущего года. Дифференцированный подход к обучающимся можно осуществлять на разных этапах урока.
Этап проверки домашнего задания. Группы формируются по уровню успеваемости. Ребятам из 1 группы можно предложить подготовить проектную работу. Ребята нарисовали рисунки, подготовили иллюстрации и подготовили рассказ по теме.
Ребятам очень нравится творческий вид деятельности. Данный вид работы можно часто включать в учебный процесс. Здесь формируются личностные УУД. Ребята развивают память, проявлялют самостоятельность.
Второй группе учащихся можно предложить подготовить диалоги – ситуации на любые темы. На данном этапе проводится работа над формированием предметных и метапредметных УУД (умение составлять диалоги и предложения).
Третьей группу можно предложить составить предложения в Present Perfect tense или в любом другом времени. Ребята закрепляют свои знания в области грамматики. Здесь формируются познавательные УУД и коммуникативные УУД. Не все обучающиеся понимают образование Present Perfect tense (Настоящее завершенное время).
Английская грамматика, особенно система времён, часто вызывает много трудностей у школьников. Взять, примеру, тренировку времени Present Simple. Целесообразно готовить задания трёх степеней сложности, в зависимости от уровня овладения учащимися структурами Present Simple. (Это время изучается в начальной школе).
1 задание предназначено для учащихся с высокой степенью подготовленности.
Им предлагается текст, к которому нужно задать разные типы вопросов.
2 задание для менее подготовленных учащихся, которые получают задание ответить на эти вопросы по тексту.
3 задание предлагается учащимся с низким уровнем обученности. Они получают карточки с глаголами в Present Simple с заданием перевести текст.
Задания такого типа можно использовать при отработке многих других грамматических явлений.
При введении новых ЛЕ на уроках английского языка, можно сделать карточки разных уровней:
переведи с русского языка на английский язык;
переведи с английского языка на русский;
соедини картинку и слово;
подпиши картинку;
Заполни кроссворд, чайнворд;
Разгадай ребусы.
2. Этап закрепления и применения знаний и умений.
На этом этапе основой индивидуального и дифференцированного подходов является организация самостоятельной работы. Индивидуальный и дифференцированный подходы осуществляются преимущественно в виде заданий различной трудности и характера. Удобно предъявлять их в форме индивидуальных карточек, в форме игры или парного (группового) задания.
Например:
Учащимся раздаются карточки со слогами, из которых они составляют слова по изученной теме, затем составляют словосочетания и предложения с этими словами. Мотивированным учащимся можно задать на дом составить рассказ, загадку с этими словами.
При закреплении нового материала дифференцирую вопросы на закрепление. Для детей мотивированных можно сразу же предложить выполнить практическое задание. Для детей с низкой мотивацией предлагается работа с технологической картой или учебником. Со слабыми детьми повторить основные моменты, останавливаясь подробно на каждом. При закреплении нового материала проводятся самостоятельные работы. Количество заданий, а также время для их выполнения для разных групп - различное.
Если материал сложный, то формируются пары, куда входит один из сильных учеников, и проводится работа в парах сменного состава. Вначале материал проговаривает сильный ученик своему партнеру, второй слушает его и поправляет, затем материал проговаривает слабый учащийся, сильный его контролирует и поправляет.
Осуществляется дифференциация и при проведении практических работ. Используется взаимопомощь, когда дети сильные помогают справиться с практическим заданием слабым, коллективные проекты с различным комплектованием групп.
Применение в работе с учащимися дифференцированного подхода на уроках английского языка позволяет разнообразить формы и методы работы с детьми, повысить интерес учащихся к учебе, и сделать такой сложный предмет как английский язык доступным для всех учащихся с разной степенью способностей. Дифференцированное обучение детей каждой индивидуально-типологической группы позволяет достигать более высокого уровня развития внимания, восприятия, памяти и мышления школьников. Это повышает активность ребёнка на уроке, его интерес к предмету, стремление к самостоятельной работе.