СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование диктантов на уроках английского языка как способа активизации речемыслительной деятельности обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья посвящена комплексному исследованию использования диктантов на уроках английского языка

Просмотр содержимого документа
«Использование диктантов на уроках английского языка как способа активизации речемыслительной деятельности обучающихся»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИКТАНТОВ НА УРОКАХ АНЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СПОСОБА АКТИВИЗАЦИИ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ



Осипова Валерия Сергеевна

Студентка кафедры иностранных языков

МАГУ в г. Мурманск

E-mail: valeriya-osipova-2012@mail.ru

Путистина Ольга Владимировна,

кандидат пед. наук, доцент,

доцент кафедры иностранных языков

Мурманский Арктический Государственный Университет, г. Мурманск

E-mail: [email protected]





USING DICTATIONS AS A WAY TO ENHANCE THE LEARNERS’ SPEECH AND THINKING ACTIVITY



Osipova Valeria Sergeevna

Student of the Department of Foreign Languages

MASU, Murmansk

E-mail: [email protected]



Olga Putistina,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate

Professor of the Department of Foreign Languages

Murmansk Arctic State University

E-mail: [email protected]





Данная статья посвящена комплексному исследованию использования диктантов на уроках английского языка. В современном мире ученики не заинтересованы в получении знаний, их интерес ограничивается лишь успешной сдачей выпускных экзаменов. Для решения этой проблемы разрабатываются новые методики для развития и сохранения интереса к изучению иностранных языков. В статье рассматривается комплекс упражнений для активизации речемыслительной деятельности, а также повышению интереса учеников к обучению иностранному языку. Это обуславливает актуальность данной темы. Также приведено теоретическое понятие речемыслительной деятельности. Авторы статьи доказывают эффективность и целесообразность использования диктантов как способа активизации иноязычной речемыслительной деятельности. Из предыстории диктантов было отмечено, что ранее диктант был единственным способом для передачи материалов урока. Авторами предложены различные виды диктантов от традиционных до альтернативных.

Было установлено, что применение разнообразных видов диктантов для стимулирования иноязычной речемыслительной деятельности эффективно благодаря необычному подходу к уроку.

Ключевые слова: диктант, речемыслительная деятельность, иностранный язык, ученики, интерес к обучению, стимулирование.

This article is devoted to a comprehensive study of the use of dictations in English lessons. In the modern world, students are not interested in gaining knowledge they are just interested in successfully passing exams; to solve this problem, new methods are being developed to expand and maintain interest in learning foreign languages. The article discusses a set of exercises for enhancing speech and thinking activity, as well as increasing students' interest in learning a foreign language. This determines the relevance of this topic. The theoretical concept of speech-thinking activity is also given. The authors of the article prove the effectiveness of using dictations as a way to stimulate foreign language speech-thinking activity. From the background of dictation, it was noted that previously, dictation was the only way to transmit lesson materials. The authors proposed various types of dictations from traditional to alternative.

It was found that the use of various types of dictations to stimulate foreign language speech-thinking activity is effective due to an unusual approach to the lesson.

Key-words: dictation, speech-thinking activity, foreign language, students, interest in learning, stimulation.
















В методике преподавания иностранных языков проблема заинтересованности обучающихся в учебном процессе в настоящее время является особенно актуальной. В современном мире основная цель обучающихся - успешная сдача выпускных экзаменов, а не получение знаний, навыков и умений. Все чаще от обучающихся и их родителей можно услышать, что не все предметы, изучаемые в школьном курсе им необходимы, поскольку не пригодятся в будущем.

Становление личности подростка, изучающего английский язык, происходит в процессе формирования его иноязычного речевого поведения. Итогом этого процесса является активизация речемыслительной деятельности учеников, которая вступает в качестве базовой основы образования.

В настоящее время активно разрабатываются методики для повышения мотивации к изучению иностранного языка, учителя-практики разрабатывают множество интересных, увлекательных уроков, направленных на развитие навыков, умений. И все они опираются на психологические особенности детей, на их потребности, мотивы деятельности.

Речемыслительная деятельность – это процессы мышления и речи, выступающие как принадлежность сознания человека. Активизация речемыслительной деятельности – одна из ключевых задач на занятиях по иностранному языку. Прочное внедрение в методику принципа коммуникативной направленности влечет за собой преобразования форм работы на занятиях, которые должны обеспечивать постоянную возможность вовлечения каждого ученика в общую учебную деятельность с учетом личностных качеств и возможностей каждого участника общения. Формы групповой работы более остальных адаптированы к процессу обучения иностранному языку [Зимняя И.А., 1985].

Для овладения иноязычной речевой деятельностью важен объем высказывания, но не менее важно то, какая умственная работа выполняется при этом. Если активность проявляется только в движениях органов речи, то это внешняя активность. Умственная работа всегда выполняется с внутренней активностью [Вербицкий, А.А.,2011]. Поэтому необходимо обеспечить интенсификацию речевой и мыслительной деятельности, которая поддерживает постоянную мотивационную готовность студента к выражению собственного мнения.

Главным стимулятором речемыслительной деятельности является речемыслительная задача. А главный «двигатель» - познавательный интерес [Выготский Л. С.,1982].

Необходимым условием и важным средством реализации общения как ведущего принципа современной методики является ситуативная направленность обучения иностранному языку.

Проблема речевой ситуации и ее моделирования в учебном процессе находится в центре внимания исследователей. Таким образом, она считается ключевой в определении способов улучшения обучения говорению на иностранном языке [Шугаева Н.Ю. ,2006].

Участие школьников в таких коммуникативных, близких к реальной жизни, ситуациях развивает их воображение, самостоятельную деятельность, стимулирует мотивацию обучения.

Речевые ситуации создаются разными способами:

1. Ссылки на реальные жизненные факты, отношения, обстоятельства, события, такие как день рождения, прошедшие праздники, выходные и т. д.

2. С помощью зрительной наглядности: картины, фото, предметы, имитация действий самими участниками ситуации, рекламные издания.

3. За счёт использования различных форм работы.

Для изучения способов активизации речемыслительной деятельности на иностранном языке очень важно проанализировать средства, формы, функции, операции, стратегию, тактику речемыслительной деятельности, а также индивидуальные и личностные особенности учащихся.

Диктант - метод обучения, имеющий практический характер, направленный на формирование орфографических, обучающих, языковых и речевых навыков, заключающийся в письменном воспроизведении прослушанного текста или его отдельных элементов.

Главное в диктовке - это умение записывать слова, воспринимая их на слух. Таким образом, диктант - это своего рода упражнение, основанное на сравнении произношения слова и его написания [Махмутов М.И., 1972].

Предыстория диктанта возвращает нас во времена существования скрипторий, мастерских по переписке рукописей, где каллиграфы писали книги под диктовку.

При обучении родному языку в средние века, в отсутствие книг, диктант был практически единственным способом передать материал урока, а на ошибки не обращали внимания, так как главным для учеников было понять и записать то, что было продиктовано.

На данный момент задачей учителя является дать качественное образование по своему предмету. В то же время очень важно, чтобы материал был разнообразным и интересным.

Рассмотрим применение различных видов диктантов на занятиях по английскому языку:

1. Just a dictation.

Традиционная форма диктанта снова набирает сегодня в России популярность, в том числе благодаря замечательному проекту «Тотальный диктант», который диктуют на английском языке. С этим форматом диктанта каждый знаком еще со школы. Основные правила традиционного диктанта:

На начальном этапе учитель выразительно читает весь текст диктанта. Ученики слушают, не записывают.

Затем учитель читает каждое предложение несколько раз: первый раз полностью, второй раз каждое предложение разбивается на фрагменты по пять-семь слов, третий раз — снова полностью.

В заключении, учитель ещё раз читает весь текст целиком. Ученики слушают и проверяют.

2. From-the-Listening Dictation.

Предварительно учитель выбирает из аудирования текст, фрагмент которого целесообразно использовать для диктанта. Технология диктанта полностью повторяет описанную выше лишь с той разницей, что учитель включает аудиозапись текста.

3. Dictating Questions for Further Discussion.

В качестве текста для диктанта учитель может использовать вопросы, на основе которых будет строиться дискуссия. Сначала ученики записывают под диктовку все вопросы ,затем эти вопросы проверяются с учителем, после чего ученики в маленьких группах начинают устное обсуждение обозначенных в вопросах проблем.

4. Cheating Dictation.

После первого прочтения текста раздается ученикам лист с чёрточками.

1. Ученики работают индивидуально, пробуют восстановить текст по памяти.

2. Ученики работают в парах, продолжая восстанавливать текст.

3. Ученики сверяют тексты в группах по четыре человека.

4. Учитель читает текст всему классу, при необходимости дважды.

5. В конце текст проверяется всем классом.

5. Dictogloss — это форма изложения. Педагог выбирает длинное предложение или короткий текст. Читает его один раз целиком. Ученики делают записи. Цель — записать информацию максимально точно к тексту. Далее учитель читает текст во второй раз. Ученики уточняют недостающую им информацию. В парах или в группах проверяют текст. Затем читают полученные варианты классу и учителю [Баранова Т.А.,2016].

7. Mutual Dictation.

Данный тип диктанта для занятий по английскому языку предполагает работу в парах, у каждого ученика из пары есть напечатанный текст, в котором пропущены определенные языковые единицы (у каждого — свои). Во время диктанта ученики читают текст по очереди и дополняют недостающие конструкции.

После взаимной диктовки ученики приступают к взаимопроверке. Роль учителя сводится к исправлению типичных ошибок и апгрейду языка с помощью учителя.

8. Running Dictation.

Running Dictation развивает память, помогает улучшить правописание, повторить грамматические и лексические конструкции, способствует формированию навыков чтения и аудирования.

9. Dictation with Substitution

Этот вид диктанта предполагает следующий вид работы: преподаватель диктует текст, при этом он заменяет ключевые слова любыми альтернативами( апельсин, перчатка и так далее) , ученики пишут текст под диктовку учителя. После диктовки студенты угадывают, какими должны быть заменяемые слова.

10.Диктант с картинками.

Ученики получают картинки-ситуации. Учитель диктует предложения. К каждой картинке ученики должны подобрать верное из продиктованных предложений.

Таким образом, диктант – один из немногих подходов в обучении языку и изучении языка в большой группе, который имеет возможность вовлечь учащихся в активное использование языка [Антонова, Т.В.,2017].

Использование разнообразных видов диктантов для стимуляции речемыслительного процесса на уроках иностранного языка дает положительные результаты. Необычный подход к планированию и проведению урока, непрерывный поиск новых форм и методов, позволяющих достичь поставленных задач, позволяет повысить плотность коммуникативного общения на уроке за каждую единицу времени. Ученики активно и с большим интересом работают на таких уроках, чувствуют себя комфортно и легко общаются друг с другом, проявляют фантазию и смекалку. Все выше перечисленное обеспечивает эффективность обучения.





Список использованных источников:

  1. Антонова, Т.В. Диктант в обучении иностранному языку как средство формирования интегрированного навыка: монография / Т.В. Антонова; Вестник Костромского государственного университета.- Кострома: Изд-во: ФГБОУВО, 2017.- 169 с.- Текст непосредственный.

  2. Баранова, Н.А. Диктоглосс как средство активизации речемыслительной деятельности учащихся на уроке английского языка:монография/ Н.А. Баранова; Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина 2016. - 5с.- Текст непосредственный.

  3. Вербицкий, А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции: монография/А.А. Вербицкий; Москва: Изд-во Логос,2011 -169с.- Текст непосредственный.

  4. Выготский Л. С. Мышление и речь: монография/ Л.С. Выготский; Москва: Изд-во Педагогика, 1982- 309с.-Текст непосредственный.

  5. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: монография/ И.А. Зимняя; Москва: Изд-во Феникс, 1985-92с.- Текст непосредственный.

  6. Шугаева Н.Ю. Введение в теорию межкультурной коммуникации: монография/ Ю.Н. Шугаева; Чебоксары: Изд-во ЧГУ,2019-15с.- Текст непосредственный.