УДК 37.016:81’243+371.3
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИНАМИЧНЫХ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ В ОБУЧЕНИИ АУДИРОВАНИЮ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Пибаева О. Л.
учитель английского языка,
МОБУ «Краснооктябрьская
средняя общеобразовательная школа»,
п.Краснооктябрьский, РМЭ,
e-mail: oksanochka.1403@mail.ru
Аннотация. В статье затрагивается тема использования динамичных мультимедийных средств в обучении аудированию в средней школе. Целью статьи является выявление основных аспектов обучения пониманию иноязычной речи на слух (аудирования) на основе изучения всех доступных источников информации и опыта работы по данному направлению, в том числе и на основе динамичных мультимедийных средств для достижения оптимального результата.
Ключевые слова: аудирование, мультимедийные технологии, аудиоматериалы, этапы работы над аудированием.
USING DYNAMIC MULTIMEDIA FACILITIES IN THE TRAINING OF AUDITING IN SECONDARY SCHOOL
Pibaeva O.L.
the teacher of English,
State school «Krasnooktyabrskaya
secondary general school»
Abstract. The article touches on the topic of using dynamic multimedia facilities in teaching listening comprehension in secondary school. The aim of the article is to identify the main aspects of teaching the understanding of listening to a foreign language (listening comprehension) based on the study of all available sources of information and experience in this area, including the use of dynamic multimedia facilities for achieving the optimal result.
Key terms: listening, multimedia technologies, audio materials, stages of work on listening comprehension.
Аудирование - это рецептивный вид речевой деятельности, имеющий ряд сложностей, связанных с процессом восприятия речи на слух, ее запоминания, ее темпом, с характером ее изложения. Обучение аудированию зависит от степени развития речевого слуха и памяти ученика, наличия внимания, интереса и условий восприятия звучащего текста и его лингвистических особенностей. К условиям восприятия относят темп речевых сообщений, наличие опор и ориентиров, облегчающих понимание и подкрепляющих звучащую речь (интонации, языковых штампов, мимики, жестов, схем, картин и пр.), количество предъявлений звучащего текста и его объём. Количество предъявлений звучащего текста зависит от характера работы с аудиотекстом и его трудностей. Подготовительные упражнения предназначены для предварительного (до слушания текста) снятия лингвистических и психологических трудностей [1].
Успешность обучения аудированию во многом зависит от особенностей предъявления аудиоматериала, а также от индивидуальных особенностей школьника, таких как, находчивости и сообразительности, умения слушать и быстро реагировать на всевозможные сигналы устной коммуникации (паузы, логические ударения, риторические вопросы, фразы связующего характера и т.д.), умение переключаться с одной мыслительной операции на другую, быстро входить в тему сообщения, соотносить ее с большим контекстом и т.д.
В наше время все чаще поднимается вопрос о применении новых технологий и методик в школе. Это не только современные технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. К ним можно отнести и использование мультимедийных средств обучения, которые помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечить индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом особенностей детей, их уровня обученности, склонностей. Изучение английского языка с помощью компьютерных программ вызвало огромный интерес у учащихся [4].
Использование динамичных мультимедийных средств в обучении иноязычному аудированию на средней ступени позволяет выделить следующие основные положения:
- использование динамичных мультимедийных средств в обучении иноязычному аудированию на средней ступени призвано значительно повысить эффективность обучения, основной целью которого является совершенствование навыков повседневного и профессионального общения (как непосредственного с носителями языка, так и опосредованного через телевидение, прессу, интернет);
- динамичные мультимедийные средства выступают в качестве инструмента воспитания учащихся, развития их коммуникативных, когнитивных, творческих способностей и информационной культуры;
- использование динамичных мультимедийных средств обучения позволяет при отсутствии естественной языковой среды создать условия, максимально приближенные к реально речевому общению на иностранных языках [2].
Выделяют следующие виды динамичных мультимедийных средств при обучении иноязычному аудированию:
- презентации;
- анимации;
- игры;
- видеофильмы и видеопроигрыватели;
- мультимедиа-галереи;
- галереи;
- проигрыватели звуковых файлов;
- интернет приложения.
Каждый из перечисленных видов динамичных мультимедийных средств может быть эффективно использовано при обучении иноязычному аудированию на средней ступени.
Презентация (от англ. presentation) - способ наглядного представления информации с использованием аудиовизуальных средств. Презентация - это сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Как правило, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации. Такая форма выступления может быть использована в процессе обучения английскому языку, т. к. повышает аудиовизуальный контакт с аудиторией. При выступлении или объяснении следует прикреплять иллюстративные медиаматериалы: фото, видео, текст и т. д. Благодаря данным материалам повышается восприятие информации, интерес к прослушиванию, сосредоточение внимания и долгосрочное запоминание. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее.
В обучении аудированию на уроках английского языка выделяют три основных пути использования динамичных мультимедийных средств:
использование уже готовых программных продуктов по изучению иностранного языка, поставляемых преимущественно на компакт-дисках;
применение программных продуктов, создаваемых непосредственно преподавателями (или преподавателями совместно с обучающимися);
использование ресурсов сети Интернет.
Анимационные ролики, анимация - мультимедийное средство; воспроизведение последовательности картинок, создающее впечатление движущегося изображения. Эффект движущегося изображения возникает при частоте смены видеокадров более 16 кадров в секунду. Эта форма предъявления информации делает ее привлекательной и позволяет заинтересовать учащихся.
Игры - мультимедийные средства, направленные на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, на снятие напряжения, а также развитие определенных навыков и умений. Позволяют создать благоприятный психологический климат, что способствует снятию психологических трудностей при обучении иноязычному аудированию.
Видеофильм - технология разработки и демонстрации движущихся изображений; видеопроигрыватели - программы управления видеофильмами. Использование видеоматериалов в процессе обучения иноязычному аудированию способно повысить эффективность обучающей деятельности учителя, так как видеоматериалы представляют собой образцы аутентичного языкового общения, создают атмосферу реальной языковой коммуникации, делают процесс усвоения иноязычного материала более живым, интересным, проблемным, убедительным и эмоциональным. Следует отметить, что использование фрагментов из художественных фильмов в процессе обучения аудированию имеет ряд преимуществ по сравнению с применением аудиозаписей, потому что видеоряд дополняет аудио и содержит такую важную невербальную информацию, как мимика, артикуляция, жесты и т.д. Особое значение также имеет контекст и условия протекания коммуникации. Это обусловлено тем, что разговорная спонтанная речь в значительной степени опосредована внешними факторами, которые влияют как на тематику беседы, так и на используемые коммуникантами языковые средства.
Мультимедиа-галереи - собрание изображений, которые служат зрительной опорой и облегчают понимание звучащего текста, а также могут быть использованы в качестве опоры для работы по прослушанному материалу. Изображения как подсказывающий ориентир применяются в зависимости от выполняемых задач. При целевой установке на слушание и последующее воспроизведение изображения имеют положительное значение. Они способствуют догадке, пробуждают интерес, помогают удержать в памяти последовательность излагаемых фактов.
Проигрыватели звуковых файлов - программы, работающие с цифровым звуком. Цифровой звук - это способ представления электрического сигнала посредством дискретных численных значений его амплитуды. Использование музыкальных файлов не только помогает понять иноязычный материал, но также и воздействует на эмоциональную сферу учащихся, тем самым обеспечивая прочное и долговременное запоминание материала. При комбинированном звукозрительном предъявлении речевых сообщений широко используются формальные подсказки: подчеркивание, особый шрифт, цвет, схемы, картины, заголовки и др. Каждый из этих ориентиров имеет свое назначение.
Интернет приложения - это отдельные веб-страницы, их компоненты (меню, навигация), приложения для передачи данных, многоканальные приложения, чаты. Использование ресурсов сети Интернет позволяет активизировать мыслительные способности обучаемых, формировать устойчивую мотивацию, формировать устойчивые навыки аудирования на занятиях и во внеурочное время дома.
Модель обучения с использованием динамичных мультимедийных средств основана на том, что в центре обучения находится учащийся, в основе учебной деятельности лежит сотрудничество, а не соперничество, учащиеся играют активную роль в процессе обучения, суть технологии обучения с использование динамичных мультимедийных средств - развитие способности к самообучению и коммуникативной компетенции обучаемых [5].
Таким образом, использование динамичных мультимедийных средств необходимо при обучении иноязычному аудированию на средней ступени. Внедрение мультимедийных средств в обучение решает ряд дидактических задач:
- формировать устойчивую мотивацию;
- активизировать мыслительные способности учащихся;
- привлекать к работе пассивных учеников;
- делать занятия более наглядными;
- обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, аутентичными текстами;
- приучать учащихся к самостоятельной работе с материалами;
- обеспечивать моментальную обратную связь;
- повышать интенсивность учебного процесса;
- обеспечивать живое общение с представителями других стран и культур;
- формировать умения и навыки аудирования;
- воспитывать терпимость, восприимчивость к духовному и познавательному опыту других народов;
- формировать умения, обеспечивающие информационную компетентность, а именно: осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию в соответствии с определенной задачей и потребностями, использовать ее для достижения своих целей; анализировать и оценивать; сортировать информацию на главную и второстепенную; быстро ориентироваться в тексте [3].
Литература
Артемов В.А. Психология обучения иностранному языку. М., 2011. 279 с.
Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник. – М.: Высш. шк., 2011.
Голубь Я.В. Соотношение образа и иностранного слова. М., 2011. – С. 32
Методика обучения аудированию на уроках иностранного языка как виду речевой деятельности на среднем этапе в основной общеобразовательной школе [Электронный ресурс]: http://refdb.ru/look/3453019.html (дата обращения: 5.10.2017).
Использование мультимедийных стредств на уроках иностранного языка [Электронный ресурс]: http://nsportal.ru/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/library/ikt-v-rabote-uchitelya (дата обращения: 5.10.2017).
Янеева М.И. Аудирование как цель и средство обучения // первое сентября.- 2007.- №12.- C. 5-7.