Использование дистанционных образовательных технологий во внеурочной педагогической деятельности.
Затеева Валентина Павловна ,
учитель математики МБОУ
« СОШ № 15 с углубленным изучением
отдельных предметов» г. Энгельса
Саратовской области.
На современном этапе дистанционное образование – это не дань моде, а требование современного мира. Развитие дистанционного образования признано одним из ключевых направлений основных образовательных программ ЮНЕСКО, главная из которых - «Образование без границ».
Следует отметить, что дистанционное взаимодействие участников образовательного процесса открывает новые возможности не только для учебного, но и для воспитательного процесса, особенно сегодня, когда выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становится одной из приоритетных задач современного образования в России.
Дистанционное образование во внеурочной деятельности значительно расширяет рамки школьных учебников, повышает заинтересованность учащихся в глубоком изучении программного материала, содействует интеллектуальному и духовно-нравственному развитию личности школьников, становлению и проявлению их индивидуальности. Система дистанционного образования, основанная на принципах открытости и доступности, позволяет привлечь к совместной деятельности педагогов и учащихся находящиеся на значительном расстоянии друг от друга посредством телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет.
Дистанционные игры, олимпиады — это форма внеурочной деятельности, которая зародилась на рубеже веков и сейчас активно развивается.
Таким образом, вовлекая школьников, особенно детей с повышенными образовательными потребностями, в дистанционные конкурсы, викторины, олимпиады можно ожидать стимулирования разностороннего образования детей, организации предметного дополнительного образования, повышения мотивации в целом.
Дистанционное обучение по математике учащиеся моих классов проходят при Меташколе. При проведении занятий использую материалы кружка 6,7 и 8 классов при Меташколе. Смыкалова Елена Владимировна объясняет теоретический материал, олимпиадные задачи. Дети конспектируют теорию. Решают задачи . За занятие должны разобрать 7 задач. Ребята решают. Получают оценки. Поощряю самых сообразительных. В результате такой работы ученик 6б класса Волков Илья, где я являюсь классным руководителем, стал призером школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по математике (2015 г), муниципальной олимпиады по математике для обучающихся 7-х классов стал победителем( 2016 г).
В течение учебного года учащиеся участвовали в конкурсах и олимпиадах при Меташколе. 10-го числа – конкурс по шахматам, 15-го числа –математические конкурсы : «Устный счет», « Крестики-нолики 15х15», « Быки и коровы», Хитори и др. Приносят дипломы, я их поощряю оценкой.
В 2015 г впервые была открыта дистанционная олимпиада « Фоксфорд» -1 сезон.. Я как учитель могла отслеживать результаты моих детей. Как они выполняют задания.
В 1 сезоне немного участвовало детей. Всего – 20 учащихся стали победителями и призерами. Во 2 сезоне- 23 учащихся. В 3 сезоне – 28 учащихся..Ежегодно подвожу итоги участия учащихся в дистанционных олимпиадах. В 2016-2017 учебном году всего участвовало 173 ученика , ставших победителями и призерами. ( прил.1)
Анкетирование детей
Вопросы | ответы |
1. Почему ты участвуешь в дистанционных конкурсах? | - нравится, получаю удовольствие, интересно - получаю больше знаний, становлюсь умнее - смешные вопросы - брожу в Интернете |
2. Какой конкурс тебе нравится больше всего? | - Snail - Фоксфорд Конкурсы при Меташколе |
3. Какие задания тебе нравятся больше и почему - творческие, поисковые (информационные) или обучающие? | - обучающие () - творческие |
4. Будешь ли ты советовать друзьям участвовать в конкурсах и почему? | - да, будут больше знать, - интеллектуальное развитие, - научишься рисовать, делать презентации |
Деятельность учителя в период работы над конкурсными заданиями:
Организационные вопросы (оформление заявки, оплата участия, проверка работ на предмет соответствия техническим требованиям, отправка работ, объявление результатов, предоставление возможности сравнить свои ответы с правильными)
Консультации (помощь в оформлении работ, проведение консультаций для детей и родителей)
Компьютерная помощь
Результат участия детей в дистанционных конкурсах
интеллектуальный рост учащихся,
углубление и расширение программного материала,
расширение кругозора,
развитие основных компетентностей и творческих способностей,
развитие умения работать с информацией, поиск информации в сети Интернет,
совершенствование навыков работы с компьютером,
а также «переживание» ситуации успеха,
повышение мотивации и познавательного интереса,
результативность участия.
Можно сделать вывод, что участие в дистанционных олимпиадах способствуют развитию у школьников устойчивых положительных эмоций. Но главное, дистанционная олимпиада способствует открытию учащимися качественно новых знаний, что говорит об обучающем характере таких олимпиад.
Количественный рост учащихся, принявших участие в дистанционных олимпиадах, свидетельствует о востребованности предлагаемой формы деятельности школьников и о необходимости введения такой дистанционного формы обучения школьников, по крайней мере, в качестве дополнительного образования в общеобразовательной школе.
Я считаю, что за дистанционной составляющей - будущее современного образования.
1. Андрианова Г.А. Открытые задания как компонент личностного содержания дистанционного обучения / Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского.- М.: ИОСО РАО, 2002. - С. 364-371.
Вручение грамот и подарков .