Использование дистанционных образовательных технологий на уроках биологии при обучении детей с ОВЗ.
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. В Конституции РФ и Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование.
Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В нашей стране наряду со школьным обучением многие учащиеся по различным причинам получают образование не в условиях школы, а на дому. Школьные нагрузки часто тяжелы и для здорового ребенка, а для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) они порой становятся непосильными. Нагрузкой является не только сама учеба, но и условия пребывания в школе: система обучения, когда работают со всеми детьми сразу, большой коллектив, высокий темп урока, дорога до школы и обратно, отсутствие морального и психологического комфорта в новой обстановке.
Государство и общество ставит перед школой важную задачу - воспитать грамотного человека, способного самостоятельно добывать и применять знания, обладающего рядом компетенций (УУД), позволяющих реализовать себя как личность.
Достижение поставленной цели возможно через активное внедрение и использование в учебно-воспитательном процессе современных образовательных технологий, особенно информационно-коммуникационных, в частности дистанционных.
Дистанционное обучение - это обучение, при котором осуществляется целенаправленное взаимодействие обучающегося и преподавателя на основе информационных (компьютерных) технологий независимо от места проживания участника учебного процесса.
Дистанционное обучение позволяет составить для ребенка индивидуальный образовательный маршрут, при котором есть возможность регулировать объем и качество учебного материала, способы подачи материала, темп занятий, временные рамки.
Сегодня для многих детей с разными формами инвалидности дистанционное обучение – единственный способ получить образование. Однако, недостаточно предоставить ученику необходимым оборудованием и условиями. Для этого важно правильно спланировать урок с учетом всех возрастных, психофизических особенностей ученика. Дети-инвалиды, как правило, часто ограничены в общении, поэтому, по возможности, необходимо придать уроку коммуникативную направленность, что поможет ученику проще включаться в общение со сверстниками.
Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной темы.
Дистанционное обучение позволяет свести до минимума непродуктивное использование времени учащегося. Ребенок не ждет, пока учитель запишет на доске задание для разбора; электронный лабораторный эксперимент всегда пройдет четко, по заданному сценарию; поисковые системы позволят быстро найти нужные материалы. Это позволяет освоить учебный материал в более сжатые сроки, по сравнению с классно-урочной системой.
При дистанционном обучении учитель «ведет за руку» каждого ученика. Специальная учебная среда позволяет: прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи.
Биология - наука о живой природе. При ознакомлении с любым разделом биологии, пусть то ботаника, зоология, анатомия, ребенку важно увидеть объект своего изучения. Это позволяет лучше понять изучаемый материал, повысить мотивацию к учению и развить интерес. Дети с ОВЗ часто не имеют возможности видеть реальные естественные биологические объекты. Поэтому на уроках биологии при дистанционном обучении важно использовать фильмы и видеоролики, flash-анимации, взятые из лицензионных образовательных интернет - ресурсов. Таких как единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, размещенных на сайте: school-collection.edu.ru.
Большое предпочтение отдаю демонстрации презентаций учебного материала. Для подготовки тематических презентаций по биологии использую программу PowerPoint. Презентации можно эффективно использовать на различных этапах урока.
Учебный материал можно предоставить обучающимся посредством таких программ как: e-mail, Skype, MailАгент, сервисы среды Google.
На уроках дистанционного обучения можно использовать не только электронные учебные ресурсы, но и традиционные книги, учебники, тетради и т.д.
Установлено, что при дистанционном обучении биологии детей с ограниченными возможностями здоровья ведущую роль следует отводить таким формам и методам как: универсальный дистанционный урок, виртуальная экскурсия, виртуальные и реальные наблюдение и эксперимент, практические работы с USB микроскопом и ИК-технологиям, ориентирующим образовательный процесс на диалог между всеми субъектами учебного процесса. Доказано, что оценить эффективность методического обеспечения дистанционного обучения биологии можно на основе уровневых характеристик сформированности познавательных учебных действий.
Использование в обучении новых информационных технологий позволяет формировать специальные навыки у детей с различными познавательными способностями, позволяет делать уроки более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения обучения и развития учащихся, и способствует формированию ключевых компетенций учащихся. Использование ИКТ позволяет педагогу привнести эффект наглядности в уроки и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал в полном объёме. Наглядное отображение информации способствует повышению эффективности любой деятельности человека. Но в специальном (инклюзивном) образовании оно приобретает особенно большую значимость.
Благодаря возможностям интернета учащиеся также могут попробовать свои силы в различных биологических конкурсах и олимпиадах.
Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране находится на начальном этапе своего развития. Обладая рядом особенностей, оно позволяет эффективно организовать взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуется через специфичные средства, дает возможность получить качественное образование детям с ОВЗ и направлено на развитие интеллекта, а также на их социализацию и самореализацию.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы обучения.