СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование дистанционных образовательных технологий в системе совершенствования профессионального мастерства педагогов

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современной тенденцией развития образования является непрерывное дистанционное обучение, основанное на информационно-коммуникационных технологиях. В статье рассмотрены возможности реализации дистанционных образовательных технологий, использования инструментов Google и технологии веб-квест в системе совершенствования профессионального мастерства педагогов.

Просмотр содержимого документа
«Использование дистанционных образовательных технологий в системе совершенствования профессионального мастерства педагогов»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ

Куконос С.Г., методист отдела анализа

и методического сопровождения

среднего общего образования

ГОУ ДПО «ДОНРИДПО»


Аннотация. Современной тенденцией развития образования является непрерывное дистанционное обучение, основанное на информационно-коммуникационных технологиях. В статье рассмотрены возможности реализации дистанционных образовательных технологий, использования инструментов Google и технологии веб-квест в системе совершенствования профессионального мастерства педагогов.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, сервисы Google, веб-квест, самодиагностика.

Дистанционное обучение выступает сегодня одним из перспективных направлений совершенствования профессионального мастерства педагогов. В современных условиях дистанционные технологии позволяют сделать образование более гибким, удобным, практико-ориентированным, а также снизить временные затраты.

Дистанционные образовательные технологии – это образовательные технологии, реализуемые с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии. Основа образовательного процесса с использованием дистанционных технологий заключается в целенаправленной самостоятельной работе [1, 14].

Внедрение дистанционных образовательных технологий в практику образования способствует повышению профессиональной компетентности педагогов и формированию педагогических кадров, адекватных современной социокультурной ситуации. В то же время эксперты проанализировали готовность педагогов работать в дистанционном формате. Для этого они использовали данные официальной статистики, опросов и PISA. По результатам исследований каждый пятый педагог не обладает достаточными навыками для работы в дистанционном формате, а более половины учителей старше 60 лет почти или совсем не выходят в Сеть. Именно поэтому существует острая необходимость активизировать методическую работу с использованием дистанционных технологий.

Базовые требования к работе с дистанционными образовательными технологиями:

  • максимально возможная автоматизация процесса обучения;

  • системный мониторинг результатов обучения;

  • организация взаимодействия участников;

  • обеспечение возможности непрерывного повышения квалификации.

В настоящее время при реализации дистанционных образовательных технологий в методической работе обычно используются следующие технологически решения (См. Рис.1.):



Рисунок 1. Формы дистанционных образовательных технологий,

используемых в методической работе

Технологическое решение, которое позволяет расширить возможности дистанционных образовательных технологий, – это сетевые сервисы Google.

Кроме обычного поиска система Google предлагает ряд сервисов и инструментов для различных нужд. Большинство из них – веб-приложения, требующие от пользователя только наличия браузера, в котором они работают, и интернет-подключения. Это позволяет использовать данные в любой точке планеты и не быть привязанным к одному компьютеру.

Преимущества сервисов и инструментов Google – наличие централизованного хранилища данных и продуманный интерфейс. Возможности дистанционных образовательных технологий наиболее оптимально позволяют реализовать документы Google и сайты Google.

Документы Google – бесплатный онлайн-офис, включающий в себя текстовый, табличный процессор и сервис для создания презентаций, а также интернет-сервис облачного хранения файлов с функциями файлообмена [4].

Сервис Google Sites позволяет при помощи технологии wiki сделать информацию доступной для людей, которые нуждаются в её быстрой подаче. Пользователи сайта могут работать вместе, добавлять информацию из других приложений Google, например Google Docs, Google Forms, YouTube и из других источников [6].

На современном этапе очень важно, чтобы информационный материал, который является обязательным элементом любого курса, был представлен не в готовом, а в проблемном виде. Более простой путь – дать слушателям всю готовую информацию, тщательно отобранную и отсортированную. Но более сложная задача – организовать работу так, чтобы педагог сам нашел необходимую информацию и сделал необходимые выводы.

Одним из технологических решений может стать веб-квест. Веб-квест — это уникальная возможность использования всемирной сети для обучения.

Впервые модель веб-квеста представлена преподавателем университета Сан-Диего Берни Доджем в 1995 году. С тех пор это явление широко распространилось и становится все более и более популярно среди учащихся и педагогов. Сегодня эта технология используется как наиболее успешный опыт использования сети Интернет как в учебной, так и в методической работе.

Веб-квест – это современная образовательная технология, предполагающая целенаправленную поисковую деятельность с использованием информационных ресурсов Интернета для выполнения определенного задания.

Веб-квест – это поисковая деятельность по одному или нескольким маршрутам, ведущая к определенным целям. Путь к цели должен быть разбит на несколько этапов, переходы на которые осуществляются по совокупности собранной информации.

Преимущества использования веб-квеста:

  1. Помогает организовать активную самостоятельную или групповую поисковую деятельность.

  2. Способствует развитию творческого мышления и навыков решения проблем.

  3. Тренирует мыслительные способности.

  4. Дает возможность осуществить индивидуальный подход.

Что же отличает веб-квест от других технологий, используемых в методической работе? Характерными особенностями веб-квеста являются:

  • представленный перечень знаний, которые можно приобрести, выполнив данный веб-квест;

  • определенные заранее ресурсы, в которых есть информация, необходимая для выполнения заданий и формирования новых знаний;

  • описание действий, их порядок, которые должны быть выполнены для получения необходимого результата;

  • определенные однозначно критерии оценки выполненных заданий;

  • благодаря гиперссылкам все участники работают в едином информационном пространстве.

Веб-квест – это определенный сайт, куда должны заходить обучающиеся и решать определенные задачи. Очень часто можно услышать от педагогов, что это очень сложно, для создания веб-квеста необходимо иметь определенные знания, использовать специальные сайты. Информационно-коммуникативные технологии сейчас развиваются таким образом, что можно разработать собственный веб-квест, не обладая какими-то специальными умениями и навыками, используя несложные в освоении ресурсы и сервисы. Рассмотрим основные этапы технологии разработки сайта для веб-квеста.

Первый этап. Выбираем платформу для сайта.

В настоящее время нет необходимости самому писать программы создания сайта. Существует огромное количество конструкторов, делающих это процесс легким и увлекательным. Основная проблема выбрать наилучший из них. Критериями выбора могут быть: оплата, предоставляемый объем, состав инструментов и др. Мы будем создавать свой веб-квест с помощью простого конструктора сайтов Гугл сайтс. Этот сервис наиболее простой и доступный и не вызовет много вопросов у начинающих создателей веб-квестов.

Второй этап. Оформление сайта.

Первое, с чем необходимо определиться при создании сайта для веб-квеста – это дизайн. Постарайтесь, чтобы элементы дизайна сайта соответствовали содержанию веб-квеста либо были нейтральными и соответствовали возрастной категории, которая будет с ним работать. Кроме этого старайтесь не делать его пестрым, темным. Не используйте большое количество разных шрифтов.

Третий этап. После того как вы выбрали дизайн оформления главной и остальных страниц сайта, определяемся с его структурой: количеством и названиями разделов, уровнями их расположения.

Четвертый этап. Создание сайта веб-квеста в одном из конструкторов.

Предлагаем ознакомиться с примером веб-квеста, созданного сотрудниками отдела анализа и методического сопровождения среднего общего образования с помощью сервиса Google Sites. Для перехода на сайт веб-квеста «Самооценка готовности педагогов к мониторинговым исследованиям» необходимо пройти по ссылке https://omkoridp.blogspot.com/p/blog-page_30.html

Веб-квест поможет педагогам оценить свои знания о мониторинге, инструментарии исследований, проведении государственной итоговой аттестации, рассмотреть насколько готовы педагоги к инновационной деятельности.

Особенность данного веб-квеста в том, что создан он с использованием сервисов Гугл (Таких как Гугл-документы, Гугл-форма, Гугл-таблица и др.) и ресурса Learningapps.org.

LearningApps.org является бесплатным сервисом Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания. Данный сервис – это своего рода конструктор для создания интерактивных учебных модулей по разным дисциплинам. Онлайн-сервис позволяет создавать собственные упражнения, задания, приложения, сохранять их в различных форматах, использовать готовые модули из библиотеки, свободно обмениваться информацией между пользователями.

Для нашего веб-квеста мы использовали задания, созданные с помощью данного сервиса, такие как вставьте пропущенные слова, восстановите определение, восстановив порядок слов, найдите соответствие между понятием и определением и др. Задания в игровой форме, что делает наш квест привлекательным для педагогов. Ведь не секрет, что взрослые тоже любят играть. Мы использовали сервисы общедоступные и достаточно простые. Познакомимся поближе с содержанием веб-квеста.

Познакомимся детально с содержанием веб-квеста. На главной странице Веб-квеста размещены гиперссылки для знакомства с теоретическим материалом о том, что такое Веб-квест, и ссылка для непосредственного знакомства с самим веб-квестом «Самооценка готовности педагогов к мониторинговым исследованиям».

На следующей странице вы знакомитесь с маршрутом веб-квеста. Это те направления, по которым собственно Вам необходимо изучить информацию и выполнить задания. Предложенный Веб-квест состоит из 4 –х этапов. Чтобы стать участником квеста, Вам необходимо зарегистрироваться по ссылке, которая находится ниже карты маршрута. Регистрация участников веб-квеста позволяет организаторам отследить выполнение заданий, и по итогам регистрации участник получает ссылку для перехода на 1 этап.

Структура каждого этапа примерно одинакова. Вам необходимо познакомиться с материалами для изучения, ответить на вопросы теста и выполнить дополнительное задание для получения ссылки на следующий этап. Для поиска информации были предложены ссылки на сайты, предварительно отобранные организаторами. Использование предлагаемых ссылок и поисковых систем помогает в выполнении заданий. Дополнительные задания созданы на платформе Learningapps.org.

На 3 этапе веб-квеста педагогам предлагается провести самооценку готовности к инновационной деятельности.

Все полученные баллы генерируются в таблице результатов. Максимальное количество баллов за 4 этапа 70 баллов.

Использование веб-квеста «Самооценка готовности педагогов к мониторинговым исследованиям» показало, что у педагогов сформированы умения и навыки, необходимые для проведения мониторинговых исследований в образовательных организациях. Участники квеста владеют теоретическими знаниями о проведении мониторинговых исследований (средний балл участников – 7,5 из 10), готовы к саморазвитию и ведению инновационной деятельности, имеют достаточно высокий уровень готовности к обеспечению информационного и психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в период подготовки и проведения ГИА (средний балл – 12,6 из 15). 60% участников прошли 4 этапа веб-квеста, выполнив все задания.

Основные трудности работы с веб-квестом:

  • Для выполнения заданий необходим доступ в сеть Интернет.

  • Технология веб-квестов требует определенного уровня компьютерной грамотности.

  • Медленный Интернет может ограничивать тип загружаемых ресурсов.

Веб-квест объединяет разные технологии и не является новинкой. Использование этой технологии для повышения профессионализма педагогов имеет рад преимуществ. Самое первое и главное состоит в том, что процесс выполнения знаний может осуществляться в любое удобное время, в индивидуальном темпе и вне зависимости от места нахождения. По мнению исследователей, так же важным преимуществом использования веб-квестов в методической работе является стимулирование педагогов к самостоятельному аналитическому и творческому мышлению, привлечение их к оценке своих собственных результатов и результатов своих коллег. Мы полагаем, что использование данной технологии позволяет активизировать методическую работу, способствует самопознанию и саморазвитию педагогов, повышению информационной компетентности, критическому отношению к предлагаемой информации.


Список литературы:

  1. Андреев, А.А. Введение в дистанционное обучение: учеб.‐методич. пособие. – М. 2007. – 196 с.

  2. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов: учеб. пособие/под общ. ред. М.Б.Лебедевой. – СПб: БХВ‐Петербург, 2010. – 330 с.

  3. Дистанционное обучение: необходимые и достаточные условия эффективной реализации // Современное образование. – 2017. – №1 – С. 172 –195 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=22044 (дата обращения 14.09.2020). 

  4. Климко, А.И. Применение Google Docs в деятельности организаций.../А.И. Климко; Донецкий нац. технич. ун‐т [Электронный ресурс]. – URL: http://masters.donntu.org/2011/fknt/klimko/ind/index.htm

(дата обращения 14.09.2020). 

  1. Методика разработки электронных учебных курсов с применением оборудования ДОТ: метод.рекомендации / Н.П. Чапленко, Т.А. При- бавина, А.В. Мовчан, Е.В. Романова. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2010. - 185 с.

  2. Сайты Google //Википедия: свобод. энцикл. [Электронный ресурс]. – URL: http://ru.m.wikipedia.org/wiki/Google_Sites/ (дата обращения 17.09.2020)

  3. Сидорова, Е.В. Используем сервисы Google. Электронный кабинет преподавателя. – СПб: БХВ‐Петербург, 2010. – 282 с.

  4. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / под ред. Н.В. Бордовской [и др.]. – М.: КНОРУС, 2010. – 432 с.

  5. Список сервисов и инструментов Google // Википедия: свобод. энцикл. [Электронный ресурс]. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Список сервисов и инструментов Google/ (дата обращения 17.09.2020)