«Дистанционное обучение –
это не дань моде, а дань необходимости»
Казик Казимов
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (на примере детского объединения «Мир чудес»)
Докладчик: Сервуля Татьяна Владимировна,
педагог дополнительного образования,
руководитель объединения «Мир чудес»
Дистанционное образование – это способ обучения на расстоянии, одна из перспективных технологий в системе дополнительного образования
Современные информационные технологии позволяют обучающимся:
- использовать различные информационные ресурсы;
- самостоятельно применять разные источники информации;
- приобретать знания и определять способы познавательной деятельности;
- раскрывать собственные внутренние резервы.
Цель дистанционного обучения – создание условий для универсального образования обучающихся, элементы, которого позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество.
Главная особенность дистанционного обучения – возможность получения образовательных услуг без посещения учебного заведения, так как изучение предмета и общение с педагогом осуществляется посредством Интернета, обмена электронными письмами, сообщениями, взаимодействия через различные сетевые ресурсы.
Дистанционное образование дает возможность: - организации работы с часто болеющими детьми и детьми-инвалидами; - проведения дополнительных занятий с одаренными детьми; - внести разнообразие в систему обучения за счет включения различных нестандартных заданий; - формировать деятельность педагога в более свободном, творческом формате; - создания эффективного образовательного пространства; - автоматизировать весь образовательный процесс; - решать, как выстраивать систему подачи учебного материала; - большего времени для разработки и создания методических пособий; - повышать уровень профессиональной педагогической подготовки; - совершенствовать процесс внедрения в обучение новейших современных информационных технологий; - развития у детей критического мышления и способности конструктивно обсуждать различные точки зрения; - приобщать обучающихся к творческому подходу процесса обучения, к собственной самостоятельной деятельности и активности.
Достоинства дистанционного обучения: - отсутствие географических ограничений; - доступность, открытость и гибкость взаимодействия участников учебных программ; - индивидуальный график обучения; - экономия времени и материальных затрат; - социальное равноправие в отношении всех категорий обучающихся; - технологичность; - возможность доступа к различным источникам информации; - возможность получения информации разнообразной по объему и содержанию.
Недостатки дистанционного образования: - недостаточно тесное общение преподавателя с обучающимися; - зависимость качества дистанционного обучения от технической оснащенности оборудования; - языковой барьер и неудовлетворительное взаимодействие между обучающимися; - отсутствие должного внимания к вопросам информационной безопасности; - субъективное ощущение обучающихся перегруженностью информацией; - отсутствие физиологического взаимодействия педагога и обучающегося при выполнении практических заданий и упражнений; - высокая трудоемкость разработки учебного материала; - необходимость наличия индивидуально-психологических условий; - недостаток практических знаний в технологической области; - противоречивость нормативной базы; - отсутствие системы подготовки педагогов-специалистов в области дистанционного образования.
Основная цель педагога дополнительного образования – это научиться обучать в системе дистанционного образования. Основная задача педагога – не просто занять ребенка или группу, а выдавать материал последовательно, реализуя образовательную программу, не нарушая никаких педагогических компетенций в формате ФГОС.
Из личного опыта работы объединения «Мир чудес» в онлайн формате
Три основных момента на которые необходимо обратить внимание при переходе на дистанционное обучение на платформе Zoom
- Во-первых – учитывать возрастные особенности обучающихся и изучить руководство СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», где указывалась продолжительность онлайн-занятия для обучающихся определенного возраста.
- Во-вторых – при планировании учебной деятельности с применением электронного оборудования и дистанционных образовательных технологий, дать пояснительную информацию родителям и выяснить уровень умения работать на платформе Zoom каждого ребенка, степень его самостоятельности, т.е. возможности подключиться и технически настроиться на обучение, выяснить степень участия родителей в сопровождении детей младшего звена, определиться с обратной связью с родителями, т.е. каким образом будут передаваться задания, необходимые для изучения материала (схемы, технологические карты, шаблоны, выкройки, разъяснения, иллюстрации, пошаговые инструкции, и т.д.), было решено использовать такие ресурсы как WhatsApp, Viber и электронная почта родителей.
- В-третьих – пересмотреть учебные темы программного материала, выпавшие на период дистанционного обучение, и определить какой виды деятельности и формы работы можно применить в данном формате не только в теоретической, но и практической форме , с которыми каждый ребенок смог бы справиться самостоятельно.
Эффективные педагогические приемы для создания благоприятного психологического климата на онлайн занятиях
- «Лови ошибку», где дети, передавая друг другу по очереди слово находили и озвучивали ошибку, которая находилась на изделии или иллюстрации по теме занятия.
- «Да-нетка» - эта игра способна увлечь детей, что ставит обучающихся в активную позицию, она учит: связывать разрозненные факты в единую картину, систематизировать уже имеющуюся информацию; слушать и слышать соучастников.
- «Синквейн» – этот прием позволяет развивать умение резюмировать информацию, излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах. Это требует вдумчивой рефлексии, эффективный и мощный инструмент для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации. Он способствует развитию критического мышления у обучающихся.
- «Опрос по цепочке» применим в случае, когда предполагается развернутый, логически связный ответ. Формула: рассказ одного ребенка прерывается в любом месте и передается другому жестом или словом педагога, и так несколько раз до завершения ответа.
- «Сочинялка». На дом задаются творческие задания – написать короткое в 6-10 предложений сочинение – сказку по проходящей теме, либо о проделанной работе.
Эффективные педагогические приемы для создания благоприятного психологического климата на онлайн занятиях
- «Самооценка» (рефлексия). Ребенок должен оценить свою работу на занятии, закончив следующие предложения:
моя мыслительная активность сегодня была ……….
моя практическая работа выполнена ………………. больше всего мне понравилось ………………………. у меня пока не совсем получается……………………. сегодня я разобралась и поняла, что ………………… Задание направлено на развитие рефлексивных умений детей и способствует формированию адекватной самооценки.
- «Мордашки» (смайлы). Дети сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками – смайлами, которые сами и рисуют. Занятие завершается, и каждый ребенок показывает одну из мордашек, соответственно своему настроению, можно использовать данный прием для оценки занятия, или для оценивания обучающимся своей работы на занятии.
Тематические презентации для проведения мероприятий в онлайн режиме
Тематические презентации для проведения занятий в онлайн режиме
Тематические презентации для проведения мероприятий в онлайн режиме
Проверочные тесты по темам программы в формате презентации
Тематические виртуальные выставки
Мастер-классы в онлайн формате
Цель дистанционного обучения – вовлечение обучающегося в активную познавательную деятельность, направленную на достижение ими учебных целей, овладения определенной системой знаний, умений и раскрытие внутренних резервов каждого ребенка.
Педагогам необходимо строить работу в условиях онлайн режима, осваивать Интернет – технологии, чтобы идти в ногу со временем, быть мобильными, точно реагировать на новейшие изменения в соответствии с интересами детей, их семей и современного социума.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
ИСТОЧНИКИ
- 1. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. №1726 https://минобрнауки.рф/документы/4429 .
- 2.Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в России» http://минобрнауки.рф/проекты/современная-образовательная-цифровая-среда .
- http://www.kartaznaniy.ru/articles/distantsionnoe-obrazovanie/preimushchestva-i-nedostatki-distantsionnogo-obucheniya
- https://cf2.ppt- line.org/files2/slide/e/ELWJdjuY1yFfHR6SkwhqTsZXaMPKci2V0I45DxpOUv/