СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование эффективных методов и приемов при обучении немецкому языку

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Иностранный язык, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления студентов. Основной целью обучения иностранному языку на современном этапе развития образования является личность обучающегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Использование эффективных методов и приемов при обучении немецкому языку»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ

ПРИ ОБУЧЕНИИ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ

Поддубская Ольга Борисовна, преподаватель,

ТОГАПОУ «Промышленно-технологический колледж» г. Мичуринск

Иностранный язык, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления студентов. Основной целью обучения иностранному языку на современном этапе развития образования является личность обучающегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности. В своих работах доктор педагогических наук Е.С. Полат отмечала, что задача учителя состоит в том, чтобы создать такие условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. С целью повышения качества образования я ставлю перед собой задачу изменения условий обучения так, чтобы обучающиеся учились на уровне усиливающихся познавательных интересов. Именно использование современных педагогических методов и приемов в учебно-воспитательном процессе, на мой взгляд, способствует решению данной задачи.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы. А это значит, что у современного обучающегося должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Сегодня в центре внимания – ученик, его личность. Поэтому основной целью своей преподавательской деятельности считаю выбрать такие методы и формы организации учебной деятельности обучающихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

В числе современных педагогических технологий, которые я использую при подготовке уроков в рамках системно-деятельностного подхода, особого внимания заслуживает методика станционного обучения, которая, на мой взгляд, уместна и при повторении пройденного материала, и при изучении нового. Разработка данной методики принадлежит немецким методистам Кристиане Рауер и Мануэль Зальценберг. Данная методика широко используется методистами Немецкого культурного центра им. Гёте. «Обучение по станциям» делает возможным подойти к процессу обучения более дифференцированно. Для организации работы по станциям не требуется специального оборудования или перестановки в кабинете. Чаще всего и охотнее студенты работают в микрогруппах, которые они формируют сами. При такой работе они чувствуют себя комфортно, не возникает стрессовой ситуации, они могут полностью самореализоваться, а главное - всегда хороший результат: качественное усвоение того или иного материала. Перед началом работы каждый обучающийся или микрогруппа получает лист с названием станций и заданиями, которые ему необходимо выполнить за определенное время. Задания, составленные с учетом интересов, требований программы, имеют различную степень сложности, что также способствует тому, чтобы работа обучающихся была успешной. При работе с применением данной методики преподавателю отводится роль наблюдателя. Но он в любой момент может оказать помощь. Это дает ему возможность индивидуально поработать с более слабыми учащимися. После того, как студенты проработают все станции - задания, они могут на своих листах указать номера тех станций, которые им понравились или не понравились; сообщить о проблемах и трудностях, возникших при прохождении станций.

Эта технология содержит в себе все основы интерактивных технологий. Информация усваивается обучающимися не в пассивном, а в активном режиме, с использованием проблемных ситуаций, работа в таком режиме способствует взаимообогащению опыта участников и развивает умение работать в коллективе.

Что касается приемов обучения, то они должны быть достаточно разнообразными, интересными и соответствовать своему назначению. «Рациональная смена приемов обучения на одном и том же уроке способствует вовлечению в работу новых, неутомленных, участков коры головного мозга» (И. П. Павлов) [3, с. 123] .

Игра на уроке — один из способов разнообразия применяемых приёмов обучения. Она развивает умственную и волевую активность обучающихся, заставляет их быть внимательнее, тренирует память, развивает речь, вызывает необходимость высказывания на иностранном языке. Игра, кроме того, способствует созданию естественных коммуникативных ситуаций. Ролевая игра — методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной и практической деятельности, создает условия реального общения. Ролевая игра является одним из наиболее эффективных приемов реализации коммуникативного принципа в обучении иностранному языку. Ролевая игра – это обучение в действии. Кроме того, обучающиеся видят возможность применения ситуации, разыгрываемой в ролевой игре в реальной жизни, что не может дать механическая тренировка в употреблении лексических единиц и грамматических структур. Прием ролевой игры использую на уроках по теме «В кафе», «Подготовка к путешествию», «На вокзале», «В гостинице», «В магазине», «В автомастерской», «Деловые контакты» и др.

В современном мире обучающиеся должны уметь ориентироваться в информационном потоке, уметь просеивать информацию и самостоятельно принимать решения, что для них сегодня важно, а что нет. И здесь на помощь приходит другая технология – технология критического мышления, которая предлагает новые интересные приемы и техники, позволяющие поддерживать у обучающихся интерес к процессу обучения, творческую активность и представляет условия для осмысления и обобщения приобретенных знаний. Сначала я изучила теорию, затем познакомила ребят с некоторыми методическими приемами, как разбивка на кластеры и синквейн. Ребят заинтересовали эти приемы, возможно, немаловажную роль сыграл принцип новизны.

Приём «Кластеры» использую как на этапе актуализации опорных знаний, так и на стадии рефлексии. Традиционные составляю сама: в центре тема, от нее - вопросы, отвечая на них, обучающиеся заполняют модели своих кластеров. Кластер незаменим при работе с лексикой. Можно использовать при введении нового материала, активизации употребления лексики в речи. Обучающиеся самостоятельно могут составить кластеры по различным темам. Кластеры позволяют систематизировать лексику по теме, служат опорой для составления монологического высказывания по теме. Универсальность кластера заключается в том, что с ним можно работать в различных формах: на доске, в формате презентации, в тетради; индивидуально. В этом виде деятельности участвуют, как правило, даже слабые обучающиеся.













Кластер по теме «Die Wohnung» Кластер по теме «Mein Arbeitstag»

В зависимости от цели организую индивидуальную самостоятельную работу обучающихся или коллективную – в виде общего совместного обсуждения и составления кластера.

Приём «Синквейн» - это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Слово происходит от французского «5 строк». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам:

1 строка – тема или предмет (одно существительное);

2 строка – описание предмета (два прилагательных);

3 строка – описание действия (три глагола);

4 строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение к предмету;

5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). Синквейн даёт возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения. На первых этапах синквейн можно составлять в группах, потом в паре и затем индивидуально. Обучающиеся могут составлять синквейн на уроках и дома. Данный прием можно использовать как подведение итогов на основе изученной темы. Например, при изучении темы «Mein College»:

College

modern, gemütlich

lernt, lehrt, arbeitet

Wir haben sie gern

Wissen;

при изучении темы “Massenmedien»:

Fernsehen

modern, populär

zeigt, informiert, kommentiert

Es verbreitet viele Informationen

Massenmedium.

Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ). Прием «Стратегия «ЗХУ» универсален практически для всех тем на уроках немецкого языка. Он отражает умение студента самостоятельно контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной теме, выполняет свои действия по заданному образцу и правилу, исправляет ошибки, адекватно оценивает выполненную работу. Следовательно, четко прослеживаются лингвистические умения, так как перед обучающимся возникает потребность правильного использования грамматических конструкции, а именно временных форм. В процессе работы над текстом заполняется таблица:

Ich weiss, dass:


Ich habe gewust, dass:

Ich will wissen über:


В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения текста информацию. Прием "Маркировочная таблица" позволяет мне проконтролировать работу каждого студента с текстом учебника и поставить оценку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения.

Результатом использования на уроках разнообразных методов и приемов является вариативность учебных занятий, большая информативная ёмкость материала и его систематизация, отказ от механического усвоения учебного материала, ориентированность обучения и воспитания на конкретную личность обучающегося, проявление самостоятельности и творческого подхода студента к выполнению задания, а так же повышение образовательного уровня обучающихся не только по иностранному языку, но и по смежным предметам.

Применение данных методов, приемов и технологий на уроках немецкого языка приобщает студентов к практическому владению иностранным языком, способствует развитию устно-речевых, лексических навыков и письменной речи, т.е. совершенствованию иноязычной коммуникативной компетенции, снимает перенапряжение обучающихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности. Это оказывает положительное влияние на результаты обучения, о чём свидетельствует позитивная динамика учебных достижений обучающихся.

Список литературы:

1. Делия, В. Современные технологии и методики в системе инновационной педагогики [Текст]: материалы международной конференции /В. Делия. - М.: Де-По, 2012.

2. Ефременко О.В. Обучающие игре на уроке немецкого языка.//Немецкий язык. Все для учителя. -2014.-№9

3. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С.Полат. – М.: Изд.центр «Академия», 2008.

5. Российская государственная библиотека . Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rsl.ru/ru/s97/s977242/

6. Современное языковое образование: инновации, проблемы, решения [Текст]: сборник научных трудов / Московский гос. гуманитарный ун-т им. М. А. Шолохова; [отв. ред.: О. А. Чекун] вып. 4, 2016.

7. Электронный ресурс. Режим доступа: http://nulas.ucoz.ru/news/?page21




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей