Использование эффективных приемов и методов для повышения уровня знаний по русскому языку в инклюзивном классе для детей с ОВЗ.
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы, связанные с изучением русского языка для детей с ОВЗ в инклюзивном классе. Приведены примеры эффективных приемов и методов для повышения уровня знаний по русскому языку в инклюзивном классе для детей с ОВЗ.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, дозирование объёма, виды деятельности, методы стимулирования, ситуация успеха.
Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования. Инклюзия означает полное вовлечение ребенка с особыми образовательными потребностями (ОВЗ) в жизнь школы. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Сейчас дети с ОВЗ имеют возможность получать образование и лучше адаптироваться к жизни вместе со своими сверстниками. Здоровым же детям совместное обучение со сверстниками с ОВЗ позволяет развить толерантность и ответственность. На многих уроках , в частности на уроках русского языка у обучающихся с ОВЗ, часто мы слышим такие фразы: «У меня ничего не получается», «Я устал», «Я не знаю», в итоге они просто отказываются работать. Первое, что должен сделать учитель для того, чтобы помочь адаптироваться детям с особенностями развития в общеобразовательной школе, – это создать психологически комфортную среду. Хочется отметить общие принципы, которые можно использовать при работе с детьми:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Использование физкультминуток на уроках, можно под веселую музыку, можно проводить пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз.
3. Частая смена видов деятельности в течение урока для повышения внимания детей.
4.Использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности в работе учителя. Чтобы сформировать у обучающихся начальных классов интерес к учению, широко используется метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, а именно создание ситуаций успеха.
Методы и приёмы создания ситуации успеха:
Учёт уровня усвоения (степени понимания) изученного материала. Доступное объяснение учебного материала. Обязательное использование занимательной наглядности. Дидактические игры Парные и групповые творческие задания. Индивидуально-дифференцированный подход.
Комплекс поощрительных мер за любые положительные достижения в учёбе.
Словесная поддержка педагога.
Установка на позитивное решение проблемы.
И задача учителя в первую очередь – это пробудить интерес детей с ОВЗ к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала.
На уроках русского языка для повышения уровня знаний можно использовать следующие приемы:
1. Например, в устной работе можно использовать такие виды заданий: взаимопроверка правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару. Также возможно использование такой формы устной работы, как учебный диалог. Это способствует заинтересованности учащихся, делает урок занимательным.
2. В письменных работах в паре детям очень нравится такой вид работы, как «словарный диктант». Дома ребята готовятся к словарному диктанту по заданиям упражнений на изученное орфографическое правило, составляют словарный диктант на карточке, на уроке диктуют его соседу. Составление карточек развивает орфографическую и пунктуационную зоркость, способствует расширению словарного запаса школьников.
3. Ещё один прием «Лови ошибку» может использоваться в работе по группам, по парам и в индивидуальной работе на разных этапах урока:
• в начале – при устных упражнениях или при повторении;
• в середине урока – при закреплении материала, на стадии осмысления;
• в конце урока – при подведении итогов, на стадии рефлексии.
Учащимся можно предложить информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, сильные ребята помогают слабым. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определяется на него время.
4. Главное внимание на уроках русского языка необходимо уделять анализу текста, работе с текстом. Все случаи встречи на уроке с текстом должны использоваться для обращения к нему внимания детей. Особенно это касается детей с ОВЗ, которые обучаются по адаптированной программе.
Русский язык – это серьёзный и сложный предмет. Учащимся приходится много писать, а потому учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Чтобы избежать усталости учащихся в инклюзивном классе необходимо чередовать виды работ:
самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.
Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объём всех видов диктантов, тестов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию.
На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутку, делать игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку (2-3 минуты).
Дети должны входить в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием приобрести багаж новых знаний. Наличие эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов на уроке ведёт к психологической разгрузке. Все это помогает на уроках русского языка и дает результаты:
• развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность;
• помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;
• развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.
Список использованной литературы:
1. Гуровец, Г. В. Коррекционно–развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике / Г. В. Гуровец, Я. Я. Ленок // Обучение и воспитание детей с нарушениями в развитии. – 2002. – № 1. – С. 77-83.
2. Метиева, Л. А. Сенсорное развитие детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова. – Москва : Книголюб, 2008. – 128 с.