СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование эффективных приемов контрольно-оценочной деятельности в начальной школе».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Использование эффективных приемов контрольно-оценочной деятельности в начальной школе».»

Тема моего выступления «Использование эффективных приемов контрольно-оценочной деятельности в начальной школе».

Цель: показать значимость критериального оценивания для эффективного обучения в начальной школе.

Начать свое выступление хочу со слов У.Джеймса «Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оцененным по достоинству»

В последнее время мы часто слышим и говорим, что нашему обществу нужны образованные, инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора. В появлении таких качеств личности особое значение имеет умение оценивать свою деятельность. Практика показывает низкий уровень развития самооценивания у большинства школьников. Среди учеников, оканчивающих начальную школу, выявлено только 10% детей, обладающих умениями самооценивания в учебной деятельности.

(Просмотр видеоклипа из Ералаша (выпуск №229, сюжет 2) «Робот – учитель»).

При подходе, показанном в видеосюжете, возникают такие проблемы, как отсутствие стимула для развития учащегося, у него нет способов оценить соответствие качества выполняемой работы ожидаемому результату. Ученик часто недоволен отметкой. Учитель не готов тратить значительное время на обсуждение причин выставления именно этой отметки. Причина данного явления в том, что оценка, как компонент учебной деятельности, осуществляется учителем, а ученик освобождается от необходимости самостоятельно оценивать себя. Отметка становится для одних детей «доброй феей, а для других – Бабой Ягой». Родители получают информацию от учеников, которые склонны объяснять свои неудачи предвзятым отношением учителя. Замешательство родителей негативно сказывается на воспитании детей и взаимодействии семьи и школы.

Перед нами , учителями, встаёт задача: как сделать так, чтобы и ученик чувствовал свой рост, и родители ощущали продвижение (или задержку) в обучении и развитии ребенка? Ответ на этот вопрос помогают дать новые формы оценивания результатов обучения младших школьников, комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных, личностных результатов); оценка успешности освоения содержания учебного предмета.

Решить проблемы во многом помогает критериальное оценивание.

Смысл критериального оценивания заключается не в отказе от отметки.

Критериальное оценивание позволяет ученику планировать свою учебную деятельность, определять цели, задачи, пути их достижения, оценивать результат своего труда.

Отличие критериального оценивания от нормативного:

При нормативном оценивании достижения учащихся сравниваются со среднестатистической нормой, а при критериальном оценивании достижения учащегося сравниваются с эталоном – планируемым результатом обучения, представленным критериями.

Примером могут послужить Всероссийские проверочные работы, где чётко обозначены критерии оценивания и рекомендации по переводу первичных баллов в отметки

Оценивание отдельных заданий

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Итого Баллы

1

1

1

1

2

1

1

1

2



Система оценивания выполнения всей работы

Максимальный балл за выполнение работы — 18.

Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0-5

6-9

10-12

13-18

Существуют принципы оценивания:
1. Цель оценивания не в определении, кто лучше, а кто хуже, а в создании условий для достижения учащимися наивысших результатов. Оценивание является неотъемлемой частью непрерывного процесса: планирование-обучение-оценивание-планирование-...

2. Оцениваемый и оценивающий должны заранее знать условия и критерии оценивания, которые должны быть предельно ясными для того и другого.

3. Условия и критерии оценивания должны быть достаточно многообразны, чтобы получить наиболее объективную информацию о состоянии развития ребенка, достижении им ранее запланированных результатов.

4. Важнейший этап процедуры оценивания: обратная связь между оценивающим и оцениваемым. Не только учитель, но и ребенок должен представлять себе то, над чем ему необходимо работать в ближайшее время.

5. Оценивая ту или иную свою способность знать, понимать или делать что-то, поступать соответствующим образом, ребенок должен всегда иметь перед собой ролевую модель.

Алгоритм выработки критериев

  1. При планировании урока выделить понятия – знать и уметь;

  2. Выделить формируемое умение;

  3. Определить пошаговые операции выделенного умения;

  4. Из пошаговых операций выделить критерии;

  5. Составить таблицу критериев.

Применение критериального оценивания дает учителям ясность относительно стратегических целей и тактических задач обучения, а детям помогает понять, как учиться, чему учиться, а главное, зачем учиться. Использование критериального оценивания способствует формированию личностных, метапредметных и предметных результатов образования.

Есть разные методы оценивания. Хотелось, чтобы учащиеся видели результаты своей работы и свои оценки на разных этапах работы, поэтому использовала и использую методы:

Карта понятий. Она состоит из названий понятий, помещённых в рамки; они связаны линиями, которые фиксируют связь понятий.

Составление тестов –  самостоятельное формулирование вопросов по тексту

Метод неоконченных предложений:

  • Своей работой сегодня я…, потому что...

  • Мне больше всего удалось…

  • Сегодня я узнал…

  • Было трудно…, потому что...

  • Я научился…

  • Задания для меня показались…, потому что...

  • Для меня было открытием то, что… теме.

Приемы:

«Волшебные линеечки» (изобретение оценочных шкал школьниками);

«Задания-ловушки» (готовые «ловушки» на рефлексию освоения способа действия); «Сопоставление своих действий и результата с образцом» (умение вычленять операциональный состав действия);

«Составление задачи по чертежу» (умение переходить от графического языка к словесному описанию);

Листы «Самооценка и взаимооценка»  приучает учащихся критически относиться к своей работе и работе одноклассников.

«Древо творчества»

По окончании дела урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды.

  • Плоды - дело прошло полезно, плодотворно.

  • Цветок – довольно неплохо.

  • Зеленый листик - что-то было, конечно, а вообще - ни то ни се.

  • Желтый листик - «чахлый», пропащий день.

Мини-обзор (проводится в конце урока)

1.Что изучали? Назовите тему урока.

2.С какими заданиями ты справлялся без помощи учителя, одноклассника?

3. Определите наиболее важное в этом уроке.

4.Что вызвало трудности, осталось неясным?

5.Что хотелось бы узнать по теме дополнительно?

6.Что у меня получилось лучше всего



В своей деятельности я использую следующие традиционные и авторские приёмы организации контрольно-оценочной деятельности младших школьников.

Приемы

Обоснование выбора приема

Словесные.

Вопросы в конце урока:

- Что ты узнал на уроке? Чему научился?

- Над чем еще надо поработать?

- Какие задания были сложными?

Для: - оценивания достижений за урок,

- умения находить ошибки в собственных рассуждениях,

- развития умение анализировать, сравнивать,

- для диагностики и коррекции освоения учащимися и учебной задачи и предметных знаний.

Оценочные листы.

таблицы учета определенных знаний учащихся по разным предметам, которые заведены на каждого ученика.

Для оценки своих достижений.

Это позволяет учителю и родителям прослеживать динамику учебной успешности каждого ученика.


Прием «Аплодисменты» (авторский)

Если ребята согласны с ответом товарища - хлопают в ладошки, если не согласны - не аплодируют. Особенно, эффективно используется этот прием на уроках литературного чтения при выразительном исполнении произведений в любом классе (если ребята аплодируют другим, это наивысшая похвала, которую можно достичь на уроке).

Очень нравится ребятам в начальных классах и направлен на формирование взаимооценки, на умение слушать, слышать и оценивать деятельность своего одноклассника


«Светофор».

Если все получилось, то на полях дети рисуют зеленый кружок: «Все понятно». Если были небольшие затруднения, то в тетради рисуются желтый кружок: «Немного не получилось». Если были значительные затруднения, то рисуется красный кружок:

« Мне нужна помощь!»



Для оценки своих достижений, раскрытия индивидуальных особенностей детей, развития самоконтроля, взаимоконтроля, особенно, при безотметочном обучении




«Незаконченные предложения»

Мне было трудно, потому что ..

Я понял, что..

Я хочу похвалить .. за…

Используется много вариативность ответов.

Данные предложения заставляют осмысливать работу, давать не односложные, а развернутые ответы.

Работа в парах и оценивание.

Для сравнения выполненной работы с эталоном, в результате которой выявляется степень правильности работы, ее качество

«Составление заданий с ловушками» или провокация.

Для нахождения своих недочётов в работе, анализа своей деятельности


Синквейн

Для подведения итогов, анализа урока в краткой записи.

Пометки на полях

Для осознания и анализа учебного материала

4. Практическая часть.

Перейдем к практической части.

- Я попрошу участников-добровольцев нарисовать дом (рисуют на листах)

- Оценим рисунки участников с применением традиционной 5-бальной системы оценивания ( остальные выставляют отметки).

- Какие ощущения были у художников, когда оценивали ваши работы? Почему? (ответы участников - художников)

- Легко ли Вам было выполнить оценивание? Почему? (ответы участников мастер-класса).

- Уважаемые участники-художники, нарисуйте дом в соответствие с заданными критериями (рисуют)



1.Ступеньки –1 балл

2.Перила – 1балл

3. Дверь – 1 балл

4. Окно - 1 балл

5. Окно на чердаке – 1 балл

6. Водосточная труба – 1 балл

7. Труба на крыше дома – 1 балл

8. Трава возле дома – 1 балл

9. Использовали не менее 3 цветов – 1 балл,

Итого: максимальное количество баллов -  9 баллов.

- Вновь оценим рисунки наших участников по выбранным критериям. Баллы переведем через переводную шкалу в 5 – балльную отметку (8-9 баллов- «5», 7-6 б. - «4», 5-4 б. - «3»).

- Сравним результат выполнения. Есть ли разница? Когда результат стал лучше (когда оценивают по критериям, причем известным ученику заранее)

Заполните, пожалуйста

Критерии оценки «Мастер-класса»


п/п


Критерии оценивания

Баллы

1

Актуальность и значимость и выбора темы

0

1

2

3

2

Глубина и оригинальность содержания и формы проведения мастер-класса

0

1

2

3

3

Научная и методическая ценность

0

1

2

3

4

Профессиональное взаимодействие с

аудиторией

0

1

2

3

5

Соответствие проведенного мероприятия

формату мастер-класса

0

1

2

3

6

Общая культура и эрудиция

0

1

2

3


ИТОГО


Выберите для себя тот цветок, который отражает ваше сегодняшнее настроение. Определили?

Итак, те, кто выбрал зеленую розу - вы, хотите быть успешными на сегодняшнем мероприятии, те, кто выбрал красные - желаете пообщаться, те, кто выбрал желтые - планируете быть активными, а выбравшие синие розы - будут настойчивы, активно отстаивать свою точку зрения.

Спасибо за внимание (слайд). Удачи вам, коллеги, и новых творческих находок!