СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины этого негативного явления неоднозначны:
Использование эффективных технологий на уроках в начальной школе
Урок- первая искорка,
зажигающая факел
любознательности.
В.А. Сухомлинский
Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины этого негативного явления неоднозначны:
перегрузка однообразным учебным материалом;
несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса;
ограниченные возможности для творческого самоуправления.
Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным. Задачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации, т.е. творческого в широком смысле этого слова. Эта задача посильная и для нашей школы.
Начальная школа способна решить новые задачи, поставленные перед российским образованием, в первую очередь обеспечить условия для развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития (а не объекта педагогических воздействий учителя). Именно так формулируются задачи начального образования в Федеральных государственных стандартах общего образования.
Учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности.
Достижение высоких результатов начального образования по ФГОС невозможно без условий реализации основной образовательной программы, особое место в которых занимает учебно-методическое и информационное обеспечение.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра:
помогает снять чувство усталости;
раскрывает способности детей, их индивидуальность;
усиливает непроизвольное запоминание.
Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Этот переход возможен только при интенсивном формировании всех видов универсальных действий.
Работа с тренажерами
На уроках математики и русского языка учителя начальных классов часто используют работу с тренажерами.
Повышение качества знаний учащихся немыслимо без хорошо отработанных навыков. Тренажер - это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме, и направленные на отработку навыков доведённых до автоматизма. Работу с тренажерами можно включать на различных этапах урока:
во время устного счета (на уроках математики);
при закреплении нового материала;
при поведении самостоятельной, проверочной работы;
при игровых моментах соревновательного характера и т.д.
Учащимся раздаются персональные тетради (тренажеры), через некоторое время (3-5 минут) учитель собирает тетради с ответами, а после урока подсчитывает и фиксирует количество верных ответов в специальной “ Таблице успехов”.
Ребятам очень нравится работать в тетрадях-тренажерах и после нескольких работ результат значительно улучшается, так как полученные знания отрабатываются и доводятся до автоматизма.
Развитие универсальных учебных навыков
Сформированность учебно-интеллектуальных ОУУН можно оценить в ходе выполнения специальных заданий с предметным содержанием. Задания даются после изучения какой-то конкретной темы, после контрольной работы, т. е. после того как ученики усвоят содержание темы, т. к. требуется измерить уровень мыслительных навыков. Можно предложить детям самим оценить уровень овладения ОУУН, для этого провести анкетирование. Уровень учебно-организационных, учебно-коммуникативных ОУУН можно определить методом наблюдений, оценивая в балльной системе.
Проблемно-диалогическая технология
Проблемно-диалогические уроки способствуют возникновению у школьников интереса к новому материалу, формированию познавательной мотивации. Достигается понимание учениками материала, так как до всего додумался сам.
Групповая работа
В качестве одной из форм активизации учащихся на уроках используется групповая работа. Дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчиняться и руководить. Учителем при использовании метода групповой работы регулируются внутриколлективные отношения. Ребята придерживаются основных правил работы в группе, которые "вырабатывают и утверждают сами":
полное внимание к однокласснику;
серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
терпимость, дружелюбие (например, никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет "право на ошибку").
Обстановка в классе на таких уроках точно соответствует образу, введенному в дидактику К.Д.Ушинским: "Нужно позволять классу свободно бурлить, волноваться, но удерживать его всякий раз в тех пределах, которые нужны для успеха учения, мертвая тишина на уроке недопустима. Важно позволять ученикам задавать вопросы учителю, самим высказываться, разговаривать, сидеть в классе свободно и непринужденно".
Демонстрационно-тренировочный прием
(Слайд 14)
Предполагает поэтапное подведение учащихся к орфографическому правилу, выполнение орфографических разборов с опорой на это правило.
Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться.
Высказывание академика А.П. Семенова “Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы” должно стать определяющим в работе каждого учителя. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий.
Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребенка ХХI века. Отсюда следуют цели использования ИКТ:
переход от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному;
активизиция познавательной сферы обучающихся;
повышение положительной мотивации обучения;
использование как средства самообразования;
повышение уровня знаний;
осуществление проектной деятельности младших школьников.
Спектр использования возможностей ИКТ достаточно широк. Проектная деятельность эффективно используется, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее.От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения. Участие в проектной деятельности позволяет организовать совместную деятельность учащихся и родителей. На этапе, когда учащиеся начинают работать над исследовательскими проектами, очень важен адекватный выбор темы. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая и социально детерминированная проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.
Работа над проектной деятельностью – это один из способов вхождения школьника в социально нормированную деятельность, в которой ребёнок учится определять границы своей самостоятельности, свободы и ответственности.
Обучение в школе это очень тяжелый труд, и если не учитывать индивидуальные особенности ребенка, то можно надолго отбить охоту учиться в школе.
Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.
Для того, чтобы дети не уставали на уроке, мною проводятся физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, точечный массаж для повышения иммунитета, точечный массаж для профилактики простудных заболеваний, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения, комплекс физических упражнений для профилактики заболеваний органов дыхания.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Использование современных обучающих технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. Учить ребенка радостно, без принуждения – возможно, если в своей работе педагог использует инновационные технологии. “Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперёд вместе с вечным движением жизни” (Е.И.Рерих). Апробировав образовательные технологии, учитель сам не захочет работать по – старому, а его уроки превратятся в творческое общение с учениками и учеников между собой.
Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить заповедь: “Не навреди!” Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.
Одной из отличительных особенностей ФГОС является новый подход к системе оценивания, который предполагает переход на критериальную, содержательную оценку . Для этого наши учителя используют шкалы для самооценки, таблицы, карточки со знаками “+” и “-”. Учитель может предложить детям оценить свою работу, работу другого ребенка или группы детей по определенным критериям.
Таким образом, включение в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.
Ко времени окончания начальной школы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования младший школьник сможет быть прежде всего социально компетентен.
Открытый урок по русскому языку
на тему:
«Занимательная грамматика»
Ход занятия
1 Орг. момент.
- “С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом”. К.Г.Паустовский.
-Выходят три ребенка со стихами:
1 ребенок:
Мы смекалистые дети
Всё хотим узнать на свете.
Мы искали и нашли:
Много правил мы прошли.
2 ребенок:
Мы всегда соображаем,
Никого не обижаем.
Будем русский изучать
И пятерки получать.
3 ребенок:
Мы едим, едим, едим.
В далекие края.
И много интересного
Узнаем мы, друзья.
Педагог:
И солнце ярко светит.
И радостно всем нам.
И станем мы умнее, все беды пополам.
Эмоциональный настрой
: В истории русского народа есть пословица, известная всем: «Встречают по одежке – провожают по уму». Она очень точно указывает на то обстоятельство, что в человеке, прежде всего, необходимо ценить разум, его мысли.: Сегодня наше занятие мы посвятим русскому языку, таинственной и прекрасной науке грамматике. Оказывается, она может быть не только серьезной, но и достаточно веселой, загадочной
Создание проблемной ситуации:
Дорогие друзья! Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в страну со строгим названием – Грамматика. Но не волнуйтесь! Путешествие будет веселым, интересным.
Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква… (А)
Ты с этой буквою знаком.
Стоят два колышка рядком,
А между ними – поясок,
Натянутый наискосок. (И)
Бывает эта буква
В конце и в середине.
В конце капусты, брюквы
И в середине дыни. (Ы)
На эту букву посмотри –
Она совсем как цифра 3. (З)
Ребята, а какая буква здесь лишняя? (З)
-Почему?
-Что можете сказать об этой букве? (Она согласная, звонкая, может быть мягкой и твердой)
-Остальные буквы какие? (гласные)
Почему?(пояснение детей)
2Логогрифы
В некоторых словах заблудился звук. Помогите отыскать.
1. Синее море перед нами,
Летают майки (чайки) над волнами.
2. Волкам и беркутам на страх
Кабан (чабан) пасет овец в горах.
3. Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался дом (сом).
4.Известное я блюдо,
Когда ж прибавишь м,
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем.
Какие вы молодцы!
3. Остановка «Словарная»
На этой станции нужно вставить пропущенную букву в словарное слово.
к…рандаш л…сица к…пуста
за…ц б…рёза
к…рова уч…ник с…бака
м…дведь яг…да
Безударные гласные.
-В этих загадках отгадки содержат нужную орфограмму:
Я бегу струей из крана,
Бью ключом из-под земли,
Я качаю в океанах
Великаны-корабли. (вода)
Я люблю прямоту,
Я самая прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю.
Что-нибудь без меня
Начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья,
Кто же я?... (линейка…….)
Доску грызла и кусала,
На пол крошек набросала,
Но не съела ни куска:
Знать, невкусная доска.(пила)
4. Остановка «Найди ошибки у Незнайки»
Определить в словах ошибки, которые допустил Незнайка.
Шышка, сабака, снек, овтобус, ваня, зема.
5. Остановка «По следам сказок»
Ребята, а сейчас отправимся в путешествие по сказкам. Какие сказки вы знаете? Теперь отгадаем героев сказок. На доске вы видите карточки слогов и картинки сказочных героев. Вам нужно отгадать героя, найти его картинку и составить из слогов его название.
1)Была она артисткой
Прекрасной, как звезда,
От злого Карабаса
Сбежала навсегда.(Мальвина)
2)Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)
3) Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла. (Мышка)
4) Вот совсем нетрудный,
Коротенький вопрос:
Кто в чернилку сунул
Деревянный нос? (Буратино)
5) Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, ещё собака Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали? (Репка)
6) Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? …(Медведь).
Физминутка
7. Остановка «Отгадай ребусы»
Перенос слова
Ведущий.
Жил-был слоненок у мамы-слонихи,
Он был хороший, тихий
И очень хотел учиться,
Сидеть без дела
Ему надоело.
Стал он в школу проситься.
Слоненок.
Мама, я хочу учиться.
Пришли они с мамой в школу. Их встретил учитель Сурок.
Сурок.
Остальное - не беда.
Итак, как тебя зовут?
Слоненок. Не знаю.
Сурок. А где слоны живут?
Слоненок. Не знаю.
Сурок. А сколько тебе лет?
Слоненок. Не знаю.
Сурок. А что ты ел на обед?
Слоненок. Не знаю.
Слониха.
Он знает! Он растерялся!
Это простительно малышу.
Разрешите, я сама спрошу,
Что ты ел на обед?
(Подсказывает) Брю...
Слоненок. ...ки!
Слониха. Не "ки", а "кву"!
Слоненок. Кву!
Слониха.
Правильно! Брюкву! А что еще?
(Подсказывает) Клю...
Слоненок. ...кву!
Слониха.
Правильно, клюкву. С чем?
(Подсказывает) С бул...
Слоненок. ...кой!
Слониха. С какой?
Слоненок. Со сдобной!
Слониха. Вот видите, какой он у меня способный!
- Разделите слова клюква, брюква, брюки, булка на слоги. Правильно ли разделила слова слониха.
Рефлексия
Работа в группах
Люби и знай русский язык.
Итог.
- Спасибо, Грамматика, наука прекрасная!
За буквы, слова, предложения ясные.
Где трудное место в словах- ты же рядом
И с правилом чётко подскажешь, как надо
Писать, говорить, размышлять и трудиться-
Нам в жизни, Грамматика, все пригодится!
Язык наш прекрасный- богатый и звучный.
То мощный и страстный, то нежно- певучий.
В нём есть и усмешка , и меткость , и ласка.
Написаны им и рассказы и сказки-
Страницы волшебных, волнующих книг!
Люби и храни наш великий язык.
: Вот сколько чудес, ребята, в русском языке. Очень важно знать родной язык, правильно писать и говорить. «Мы не властны над речью других, но мы хозяева своей собственной речи; это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным». Для повышения речевой грамотности больше читайте, не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажите.
Праздник Прощание с Азбукой
Ведущий:
Сияньем глаз лучистых
Наполнен зал притихший
И светятся улыбки,
И песня рвётся ввысь.
Сегодня в школе праздник!
И всем гостям мы рады!
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
На экране появляется паровозик:
1. Этот поезд быстро мчится,
От границы до границы.
По степям до синих гор
На зеленый светофор.
2. В школу он спешит сейчас,
К нам на праздник в первый класс.
Опоздать нельзя на праздник –
Это каждый знает.
Мчится поезд первоклассник,
Скорость набирает.
3. Прибавляет по пути,
К трем четыре, два к пяти,
Чуть пеналами гремит,
Чуть губами шевелит,
Изучая алфавит.
4. Так садись в счастливый поезд,
И помчим от А до Я.
Нынче в нашем зале – праздник!
«До свидания, Азбука!»
5.Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.
6. Мы сегодня очень рады,
Всем ребятам, папам, мамам.
Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей.
7. Всех знакомых, незнакомых —
И серьезных, и веселых.
Первый класс, первый класс,
Пригласил на праздник вас.
8. Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали.
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.
9. Пусть зовут нас семилетки,
Пусть не ставят нам отметки.
Не ведем мы дневники,
Все же мы ученики.
10. Любим светлый, чистый класс,
Это раз!
Здесь читаем мы слова,
Это два!
Ну, а в третьих, я Катюшке
Сам уже пишу записки.
И бабуля говорит:
«Мой внучонок вундеркинд!»
11. Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать.
Про горы и долины,
Про водные глубины,
Про звезды, ивы вдоль реки,
Не обойтись без Азбуки!
12. Я с этой книжкой первый раз
Пришел в свой первый светлый класс.
Я эту книжку полюбил,
Я в ней все буквы изучил,
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!»
13.Мы все буквы изучили, Можем мы слова читать
И «спасибо» вот за это Нужно азбуке сказать!
14.Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!
15.Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки.
16.Буквы гласные мы любим
И всё больше с каждым днём.
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поём!
17.Март месяц за окном стоит,
Весна в воздухе кружится.
А нам сегодня предстоит
С Азбукой проститься!
18.Не печалься, азбука,
Лучше нету книжки!
Подарю тебя теперь
Младшему братишке.
19.Все закончили недавно
Азбуку мы изучать.
Слово «Родина» и «Мама»
Знаем мы как написать.
20.Нас научила азбука читать,
Слова на слоги разделять,
Открыла тайны многих книг,
К ней любой из нас привык.
Ведущий. Сегодня мы начинаем праздник «Прощание с азбукой». А кем становится азбука для каждого из нас? Она становится верным другом, помощником, учителем. Из этой первой книги мы узнали обо всех буквах нашего алфавита. А помогли вам в этом учитель, родители. Наши первоклассники запомнили все буквы и хотят поблагодарить свою первую книгу и попрощаться с ней, но не забывать её, потому что эти буквы нам пригодятся всегда и везде. Они нужные, сильные.
Песня «Азбука»
(Сл. З. Петровой,муз. А. Островского)
Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.
Припев:
Азбука, азбука
Каждому нужна.
Нам поможет книжки
Прочитать она!
Надо буквы нам писать
Аккуратно в строчку,
Надо их запоминать
Без ошибки, точно.
Припев.
Книжки могут рассказать
Обо всем на свете.
Очень любят их читать
Взрослые и дети.
Припев.
Пеппи: здравствуйте, ребята! Я самая прикольная и весёлая девочка на свете, а зовут меня Пеппи, длинный чулок. Сегодня у вас праздник Азбуки, которую вы прочитали от корки до корки. Поздравляю вас с этим событием. Давайте еще раз вспомним, о чём вы читали в этой книге?
Пеппи:ой,ой, ой! Кто это! А где Азбука? Тут какая-то записка.Что тут написано?( на слайде:
Мы Азбуку у вас украли
Её название разобрали
Как все буквы соберёте,
Быстро Азбуку найдете.
Пеппи:
Чтож , ребята!
В названии « Азбука» сколько букв?
Пять букв имеется,
Мы их все знаем и на них надеемся.
Надо буквы все собрать.Какая первая буква?
Буква А.
Баба-Яга. Фу-фу! Русским духом пахнет. Раньше за ним гонялась, а теперь сам в нос лезет.
Ведущая. Здравствуйте, бабуля — красатуля!
Баба-Яга. Здравствуйте, коли не шутите. Зачем собрались? Дело пытаете, аль от дела лытаете?
Ведущая. Дело пытаем.
Баба-Яга. Ну, коль дело, ладно! Терпеть лодырей и бездельников не могу! На питание только и годятся.
Ведущая. Мы не лодыри. Мы прочитали свою первую книжку – азбуку. И сегодня с ней прощаемся и знакомимся с новой книгой – литературное чтение.
Баба-Яга.Станцуйте для меня и получите первую букву.(танец «Барбарики»)
Хорошо танцуете. Вот вам первая буква.
Баба-Яга.Я очень люблю всех путать. Вот вам второе задание.
Пеппи:Быстро дети помогите,
буквы вы восстановите. (дописать буквы и составить из них слово)
Д Б Р О Т АО
Ш О Л А К.
Молодцы! Получили ещё одну букву! Отправляемся дальше!
Баба-Яга: Вижу вы,ребята, сообразительные. Я очень люблю частушки. Споете их для меня – дам еще букву.(Частушки)
Дети исполняют частушки.
1.Мы ребята- 7-летки,
Вам частушки пропоём.
Мы в своей любимой школе
Замечательно живём.
2. Эх, топни нога,
Топни правенькая.
В школу я пришла учиться,
Хоть и маленькая .
3. Раньше мамы нам читали
Про зайчат и про лису,
А теперь читаем сами
Про любовь и про луну.
4. Каждый день у нас уроки-
Лепим, красим, мастерим,
Изучаем цифры, буквы,
О природе говорим.
5. Любим мы решать задачи,
Кто быстрей и кто вперед,
А задачи –то какие –
Сам профессор не поймёт.
6. Я танцую и пою
И учусь отлично,
Да к тому же посмотрите,
Очень симпатичный.
7.Мы, ребята-семилетки
Любим бегать и играть.
А учиться обещаем на «4» и на «5».
8.Все науки одолеем,
Все у нас получится,
Потому что наши мамы
С нами тоже учатся.
9. Мы частушки вам пропели
Хорошо ли плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали.
Баба-Яга– Ой, касатики, а может поиграете со мной, ну на последок.
Ведущая. Ну только это в последний раз. Обещаешь?
Баба-Яга– Чтоб мне провалиться на этом месте!
Пеппи: Что ж ,ребята, снова в путь !
Баба-Яга:Не люблю я детей.
Так что смотрите, меня не гневите!
Быстро отвечайте и букву получайте.
Очень сказки я люблю, но за всю свою бессмертную жизнь стал их забывать.
Половину помню, половину нет. Угадайте, какие сказки я знаю:
Красная кепочка.
Илья – царевич и серый кабан.
Гадкий цыплёнок.
Сказка о рыбаке и акуле.
Баба-Яга :отгадали, вот вам буква.
Пеппи: ребята, все мы буквы отыскали
И слово вместе прочитали. АЗБУКА.
Ведущая. Давайте, ребята, позовём её.
Все. Азбука! Азбука! Мы ждём тебя.
Азбука. Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Да, конечно, королева Азбука!
Тому, кто хочет много знать, кто хочет книги прочитать:
Про горы и долины, про водные глубины,
Про реки, звезды и моря… не обойтись им без меня!
— Все буквы, с которыми вы познакомились на уроках – мои подданные. Мы все жители волшебной страны – Букварины, которая расположена на страницах вашей Азбуки. И пришла я к вам сегодня, не случайно. Сегодня вы отправляетесь в далекое путешествие – в мир книг, в страну Литературию. Пришла со мной и моя королевская дружина – все 33 моих богатыря, которым я поручаю сопровождать вас в путешествии.Они никогда вас не покинут и помогут в трудную минуту. Но при одном условии: всех их вы должны знать по именам! И приготовила, ребята, я для вас задание.
Ведущая. Это кто еще к нам стучится?
Чтение. Здравствуйте, ребята! Я вас заждалась! И не я одна. На нашей почте накопилось много телеграмм от литературных героев. Только они все не подписаны. Помогите мне, пожалуйста, разобраться от героев, каких сказок пришли телеграммы на ваш праздник и кто автор этих сказок. Поможете?
Ведущая. О чем речь! Ребята надежные, что хочешь, отгадают!
Чтение читает телеграммы ( на слайдах)
1. Шлю привет из замка Людоеда. Если одолею его, то с маркизом Карабасом прибудем на ваш праздник. («Кот в сапогах» Ш. Перро.)
2. Поздравляю с праздником. Приехать не могу, так как по дороге, потеряла туфельку. («Золушка» Ш.Перро.)
3. Нет возможности к вам приехать, я снова осталась у разбитого корыта. (Старуха «Сказка о рыбаке и рыбке» А.Пушкин.)
4. Поздравляю с праздником. Немного задерживаюсь. У меня свадьба. Комар–победитель сделал мне предложение. ( «Муха-цокотуха», К.Чуковский.)
5. Я круглый и румяный, я ловкий и упрямый, в лесу я задержался, с лисою разбирался. («Колобок» русская народная сказка)
Азбука. Молодцы ребята!
Чтение. Да, хорошие у вас ребята! Эти меня быстро прочтут.
Азбука. За это я ручаюсь!
Ведущая. Уважаемые азбука и чтение! Наши ребята приготовили вам сюрприз – песня про Азбуку.
Песня «Песенка-азбука»
(сл. и муз. Бориса Заходера)
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы, -
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже!
3, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!
П, Р, С, Т, У, Ф, X
Оседлали петуха, -
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я,
Вот и все они, друзья!
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они - стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!
Азбука. Дорогие ребята, большое спасибо вам за праздник. Я с радостью передаю вас чтению. Желаю вам интересного и познавательного пути по стране Литературии.
Чтение. А я с удовольствием принимаю эстафету от азбуки и передаю слово библиотекарю нашей школы.
Библиотекарь. Ребята! Я с интересом наблюдала за вами на этом празднике и увидела, как вы повзрослели и поумнели. Глядя на вас, я поняла, что вы любите читать книги, потому что отвечали на сложные литературные вопросы. Главное, что вы подружились, а дружба и знание книг помогли вам в этом. Я с большим удовольствием приглашаю вас записаться в библиотеку, чтобы продолжить ваше путешествие по стране Литературии. А чтобы путешествие было интересным, я вручаю вам грамоты.
Азбука, чтение, библиотекарь дарят детям книги.
Чтение. Наш праздник подошел к концу, но я, ребята, с вами не прощаюсь. В добрый путь!
Учитель. Дорогие ребята! В сентябре мы начали путешествие по стране Знаний. И целый год мы были окружены заботой и вниманием ваших мам, пап, бабушек и дедушек. Скажем всем хором «Спасибо».
Спасибо, мамочка, тебе
За все заботы обо мне.
За то что в школу я хожу,
За книгу, что в руках держу.
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать:
Умею я теперь читать! (хором)
Учитель.
Вот настал момент прощанья,
Праздник Азбуки прошел.
Говорим мы : «До свиданья!»,
И до новых встреч, друзья
Открытый урок по русскому языку в 3 классе:
« Обобщение знаний о составе слова»
Основные цели:
1) сформировать умение разбирать слова по составу на основе алгоритма;
2) повторить понятия “приставка”, “корень”, “суффикс”, “окончание”, “основа” слова;
3) тренировать способность находить части слова.
Универсальные учебные действия, формирующиеся на данном уроке:
регулятивные (волевая саморегуляция, прогнозирование, целепологание как постановка учебной задачи, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, оценивание качества и уровня усвоения, того, что усвоено и что еще подлежит усвоению);
личностные (действие смыслообразования);
познавательные (общеучебные: умение структурировать знания, знаково-символическое – моделирование, контроль и оценка процесса и результата деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения; постановка и формулирования проблемы, построение логической цепи рассуждений), коммуникативные (управление поведением партнера, умение выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).
Ход урока
1. Организационный момент.Прозвенел звонок для вас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сядьте, спинки прямо
Вижу, класс наш - хоть куда,
Мы начнём урок тогда.
- Урок русского языка.
Чистописание:
Мм
Маленькое дело лучше большого безделья
- Объясните смысл пословицы. Найдите однокоренные слова.
2. Самоопределение к учебной деятельности.
Слакс, отлапь, ёсво, дотлса, зёбера, кьвромо.
Повторение словарных слов.
- Догадайтесь, какие это слова и впишите их в клеточки по порядку. Если все будет записано правильно, вы увидите “спрятавшееся” слово, которое подскажет тему урока.(слайд 1)
- В какую группу можно объединить эти слова? (Словарные слова)
- Почему? (Нельзя проверить написание какой-либо буквы)
- Найдите, спрятавшееся слово. (Состав)
- Что можете сказать о слове “состав”? О его значении? (6 букв, 6 звуков, 2 слога, имеет несколько значений)
- Какие значения имеет слово “состав”? (Состав вещества, офицерский состав, состав поезда)(слайд 2)
- Что же обозначает это слово? (Соединение всех частей в целое)
- Как вы думаете, какой состав будет интересовать нас? (Состав слова)
- Сформулируйте тему урока: Состав слова.
3. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности.
1) Актуализация представлений о частях слова.(слайд 3)
- Какие вы знаете части слова? Как они обозначаются графически.
- Что такое окончание? (Изменяемая часть слова)
- Что такое суффикс? (Часть основы, которая стоит после корня)
- Что такое приставка? (Часть основы, которая стоит перед корнем)
- Что называют корнем слова? (Главная часть основы)
- Что еще выделяем в слове? (Основа — часть слова, которая остается если отделить окончание)
- Образуйте новые слова при помощи приставок.
Ехать
в- с- под- про- по- вы- пере- при- у- на-
2) Фиксация недостаточности знаний:
- Запишите и попробуйте найти знакомые части слова в словах: подберезовики, поделка.
(Графически дети записывают свои ответы)
- Назовите приставки в этих словах.
- Почему возникло затруднение? (Получились разные варианты.Кто- то не смог выполнить задание)
- Чем это задание отличается от предыдущего? (Нужно самому найти приставку в словах)
- Почему вы решили, что -под- в слове подберезовики и поделка - это приставка? Докажите. (Потом идет корень, а перед корнем всегда приставка)
- Почему вы решили, что -по- в слове подберезовики и поделка - это приставка? Докажите. (Потом идет корень, а перед корнем всегда приставка)
4. Работа по теме урока
- Почему не смогли выполнить задание? (Не знаю как правильно определить приставку. Какую часть слова надо находить первой, какую следующей и почему …)
Каждая группа получает свое слово, думает, на листочке определяет и записывает свой порядок разбора слова по составу.
Проверка задания (слайд 4)
Работа со строением слова
Выберите из слов каждого столбика ту его часть, которая указана в таблице и образуйте новые слова(работа в группах).
Приставка | Корень | Суффикс | Окончание | Новое слово |
полет | краски | дочка | лапа |
|
Приставка | Корень | Суффикс | Окончание | Новое слово |
побег | ходить | травка | река |
|
Приставка | Корень | Суффикс | Окончание | Новое слово |
пошёл | слово | лисица | берёза |
|
Приставка | Корень | Суффикс | Окончание | Новое слово |
подсыпать | сказочка | речка | руки |
|
Приставка | Корень | Суффикс | Окончание | Новое слово |
задумка | морозный | холодок | сад |
|
Приставка | Корень | Суффикс | Окончание | Новое слово |
пролежал | бежать | трубка | зима |
|
Ключ к заданию: (слайд 5)
Приставка | Корень | Суффикс | Окончание | Новое слово |
полёт | краски | доска | лапа | покраска |
побег | ходить | травка | река | походка |
пошёл | слово | лисица | берёза | пословица |
подсыпать | сказочка | речка | руки | подсказки |
задумка | морозный | холодок | сад | заморозок |
пролежал | бежать | трубка | зима | пробежка |
Проверка задания
- Молодцы!
5.Физминутка
(слайд 6)
Наш гусак встаёт на зорьке,
Он к реке сбегает с горки,
Он гусиную зарядку
Любит делать по порядку:
Для начала — бег на месте,
Крылья врозь, а лапки вместе,
Упражнение для шеи,
Чтоб росла ещё длиннее,
Тренировка для хвоста,
А потом — бултых с моста!
Он плывёт на середину,
Чистит лапки, моет спину.
Крякнул селезень: «Кряк, кряк,
Физкультурник наш гусак!»
6. Закрепление пройденного материала
Игра «Найди лишние слова»(слайд 7)
-Какие из данных слов не однокоренные?
-Какие слова имеют форму одного слова, назови их
1 набор: роза, розовый, розочка, розами, розоветь, розы.
2 набор: петух, петушиный, петушиться, петухом, петушок.
3 набор: смешной, смешинка, смешить, смешать, смех.
4 набор: лес, лестница, лесничий, лесочек.
5 набор: водяной, водопровод, воды, водитель, подводник.
-Все ли слова однокоренные?
Игра «Назови профессию»(слайд 8)
Подбери однокоренные слова, называя профессии человека
Грузовой – (грузЧИК), каменный – (каменЩИК), подводный – (подводНИК)
лесной – (лесНИК) ,морской – (морЯК), рыбный – (рыбАК),
футбольный – (футболИСТ),шахматный – (шахматИСТ).
.
Упражнение в выделение окончания. Роль окончания в предложении.(слайд 9)
-Ребята, я прочитаю вам рассказ о моей сестре. Но одно слово , которое повторяетсяв рассказе, я буду произносить не полностью. Вы должны его запомнить.
-Моя сестр… студентка. У сестр… много друзей. Вместе с сестр… они уехали работать в деревню. Друзья любят мою сестр… .
Словесный конструктор (слайд 10)
Кто больше за 3 минуты составит и запишет родственных слов с корнем –ДРУГ-. (Работа в парах).
На доске хаотично написаны части слов:
|
| Н |
|
|
| О |
|
|
| ИТЬ |
|
|
| ОК |
|
|
ПО |
|
|
| Б |
|
|
| ДРУГ(Ж) |
|
|
| АЯ |
|
|
| ЫЙ |
|
| ЕСК |
|
|
| ЕНЬК |
|
|
| Е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ИЩ |
|
|
|
|
|
|
| А |
|
|
|
|
Проверка результатов
Отработка алгоритма разбора слова по составу (слово «настольный»)
7. Рефлексия
Тест (слайд 11-18)
- Что повторили на уроке?
- Какие части слова вспомнили?
- Что полезного для себя узнали на уроке?
- Покажите значок-сигнал, соответствующий вашему настроению (радостное, грустное),
8. Итог урока.
Игра «Закончи фразу»
1.Часть слова, которая изменяется, называется …(окончанием).
2.Окончание, не выраженное звуками, называется…(нулевое окончание).
3.Часть слова без окончания, это …(основа).
4.Часть слова, стоящая за корнем и служащая для образования новых слов, называется …(суффиксом).
5.Часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов, это …(приставка).
6. Общая часть родственных слов называется…(корнем)
Самопрезентация на конкурс «Самый классный классный»
Ведущий: Здравствуйте, с вами специальный выпуск программы» Битва экстрасенсов» и я ее ведущая… Буквально через несколько секунд здесь появятся экстрасенсы, которые ответят на один единственный вопрос «Почему же она?»
(появляются экстрасенсы)
-Уважаемые экстрасенсы, перед вами ряд фотографий. Вы должны будете как можно больше рассказать о человеке, который на них изображен. Кто начнет первым?
1-й экстрасенс: Пожалуй, я начну, пока мои коллеги информацию не стерли.
1-й экстрасенс: Вот-вот-вот… Пошла картиночка…Странно, везде одинаковая энергетика. На всех фотографиях один и тот же человек. Это женщина. Зовут Мадина. Пошли, пошли картиночки… Венца безбрачия на ней не вижу. Дети есть. Странно, детей много, сосчитать не могу, но все её. А-а-а это многодетная мать.
Ведущий: Ну что ж, вы молодец, но оставьте информацию для других экстрасенсов.
2-й экстрасенс: Увлеченный человек. Разносторонний. И талант, и внешние данные, все при ней. Талант в жизни пригодился. Так, это актриса!
3-й экстрасенс: бумаги, бумаги, вижу много важных бумаг, положения, программы какие-то. Человек умственного труда.
Ведущий: А точнее?!
1-й экстрасенс: Настраиваюсь на волну. Вижу, вижу печатные публикации, грамоты, уроки. Так это учитель!
Ведущий: Уважаемые экстрасенсы! Вы во всем были правы, перед вами учитель начальных классов средней общеобразовательной школы №11 г. Избербаш Вагабова М. М.
Добрый день, уважаемые члены жюри, коллеги, я горда тем, что принимаю участие в конкурсе педагогического мастерства, который позволяет оптимизировать имидж учителя, придает значимость его труду.
Символом веры, стойким убеждением человека является жизненное кредо. Педагогическое кредо, как и всякая вера, вынашивается в муках, в трудах, в сомнениях, в слезах, в боли, в обидах. Его не выдают вместе с дипломом педагогического института, хотя уже тогда ты знаешь, что это та самая единственная профессия, которой будет посвящена вся твоя жизнь.
Дорогие коллеги, сегодня я хочу презентовать вам свою книгу «Книга жизни учителя». Каждый из нас в этой жизни писатель, каждый пишет историю своей жизни для себя. Сегодня у меня день откровений, я готова пролистать страницы своей книги жизни с вами, я приглашаю вас в свой мир!
Итак, глава первая – Я – УЧИТЕЛЬ – НОВАТОР. На первый взгляд, глава сложная и запутанная. На самом деле – глава, делающая жизнь педагога и учеников полной, яркой, насыщенной, уроки - продуктивными, результаты - наилучшими.
Глава вторая, Я-УЧИТЕЛЬ-ТЬЮТОР. Наверное, самая сложная глава в книге жизни каждого учителя. Ведь ТЬЮТОР - тот, кто обучает, консультируя, не давая готовых ответов, а лишь подталкивая умело к грамотным решениям. Но в результате подобной деятельности рождаются ученические проекты, виртуальные экскурсии, уникальные презентации.
Одна из актуальнейших глав в книге жизни современного учителя – глава Я- УЧИТЕЛЬ-ВОСПИТАТЕЛЬ .
В одной древней притче говорится Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек и ведет за собой ребенка.
-Что ты тут делаешь, старик? спросил человек.
-Жду тебя! ответил старик. Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?
-Верно! удивился человек.
Тогда старик сказал:
-Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое дерево.
-Если захочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
-Если отважился воспитать человеку ребенка, верни его крылатым.
-Как я это сделаю, если сам не умею летать? удивился человек.
-А ты попробуй. - Сказал старик и закрыл глаза.
Прошли годы. Старик сидел на том же месте и смотрел в небо.
Видит, летит ребенок, а за ним его учитель.
Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились.
-Я возвращаю ребенка крылатым!- сказал учитель и гордо посмотрел на своего питомца.
А старик посмотрел на крылья учителя и произнес:
-А меня больше всего радуют твои крылья.
Нам, учителям, нужно приложить много усилий, чтобы не только воспитать крылатого ребенка, а самим научиться летать.
Я продолжаю поиск себя и путей сотрудничества со своими учениками. Учу, учась, воспитываю, воспитываясь.
В работе классного руководителя, на мой взгляд, всегда должно действовать правило личного примера, поэтому я и мои ученики - мы все предпочитаем делать вместе: вместе работаем, вместе заботимся о здоровье, учимся выступать, а с родительским сообществом предпочитаем воспитание в сотрудничестве.
Класс мой самый озорной!
Посмотрите, вот какой
Прыгают, шумят, бегут,
Вопросов «тыщу» задают!
Почему звенит звонок?
Как мне выучить урок?
Где тетрадь моя и ручка?
Почему на небе тучка?
Почему ручей бежит?
Почему вода журчит?
Почему щенок скулит?
Горло почему болит?
Знайте, эта ребятня
Ох, помучила меня,
Думала куда мне деться?
Но вспомнила свое я детство.
Я сама была такой
Непоседой, озорной.
Папу с мамой донимала
И вопросы задавала.
Мне теперь как поступить?
Просто надо класс любить!
И решила сразу я,
Школьный класс – моя семья!
Дети все в семье родные!
Тихие и озорные, и трещотки и молчуны -
Все родными стать должны!
С классом очень дружно
Шагаем вместе второй год.
Немало нас и нам не скучно.
Любой из класса - патриот,
Все с первоклашек хорошисты,
Энтузиасты, активисты.
Любители соревнований, спорта,
В музей, в поход всегда: " Ура!"
Уборка в классе, возле школы -
Моя здесь сразу детвора.
Я за это их люблю!
И награды раздаю:
За успешную учебу,
За сердечность и за труд,
За активную работу
Их всегда награды ждут!
Дружба их – моя опора
И надежда тут подчас.
Дружба им всегда поможет
И подтянет дружный класс.
И сейчас признаюсь я,
С классом мы теперь – друзья!
Без них бы я не состоялась.
Довольна классом на все сто!
Не я, а класс мой самый классный!
Я всей душой люблю его!
Ученик 1: И мы гордимся нашей классной,
Она пример для нас во всем.
И вместе с нею в нашем классе
Очень дружно мы живем.
Учитель: " давайте совершим путешествие по родным местам и познакомим всех с нашей жизнью!"Учитель: Любовь к Отечеству не мыслима без знания родной истории. 40-е годы 20 века опалили нашу Родину войной. Нельзя остаться равнодушными к этой памятной дате.
Ученик 1: Благодарим свою страну
И тех, кто пал в последнем шаге,
За то, что мальчики войну
Узнали только на бумаге.
Ученик 2: Благодарим, солдаты, вас!
Ученик 3: За жизнь!
Ученик 4: За детство!
Ученик 5: За весну!
Ученик 6: За тишину!
Ученик 7: За мирный дом!
Все вместе: За мир, в котором мы живем!
Песня «Журавли» (танец)
Учитель: Необычайно богата культура России! Звучен и красив русский язык! Первое место в мировой литературе занимает русская классика! Каждый гражданин нашей страны гордится А.С.Пушкиным. Слова Пушкина, написанные им много лет назад, являются девизом и для сегодняшних патриотов.
Ученик: Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Вместе: Мы - будущее нашей страны!
У каждого издания есть свой итог, эпилог.К нашей радости этот эпилог в книге жизни учителя длится так долго, как долго о нем помнят ученики. А в моей Книге жизни еще много чистых страниц.
Урок литературного чтения в 3 классе
Тема: С.А.Есенин «Черемуха». Анализ средств художественной выразительности для создания картин цветущей черемухи.
Цель: на основе стихотворения С.Есенина «Черемуха» подвести учеников к осознанию воздействия великой силы лирических стихов на художественно-эстетическое развитие человека
Задачи:
познакомить учащихся с жизнью и творчеством С. А. Есенина и со стихотворением «Черемуха»;
учить детей представлять в своем воображении картины природы, описанные автором в стихотворении;
совершенствовать умения выразительно читать лирические стихотворения;
определять настроение и свои чувства, возникающие при прослушивании и чтении стихотворения;
связно рассказывать о своих впечатлениях и делиться мыслями с товарищами;
развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления;
прививать любовь и бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведений;
Читать выразительно, передавая настроение стихотворения;
Рисовать словесные картины цветущей черемухи с опорой на текст стихотворения;
Отвечать на вопросы учителя, обосновывать и анализировать свой ответ;
Рассказывать о своих впечатлениях, делиться мыслями с товарищами.
Формируемые УУД:
Личностные:
сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, развивать способность к самооценке;
отстаивать при необходимости свою точку зрения;
выражать свое собственное мнение;
адекватно воспринимать оценку учителя.
Регулятивные:
планировать свои действия;
принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия.
Познавательные:
эмоционально и осознанно воспринимать лирическое стихотворение;
самостоятельно находить в тексе простые средства изображения природы;
умения вычленять описание черемухи в художественном произведении;
осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы;
высказываться и выражать свои мысли в устной форме;
анализировать поступки, выделять главное;
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения.
Коммуникативные:
учитывать разные мнения и формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях;
задавать вопросы по существу, использовать речь для регуляции своего действия;
формировать умения работать в группе, умение ставить грамотные речевые высказывания;
допускать существование различных точек зрения.
Характеристика деятельности учащихся:
Читать стихотворение, отражая настроение;
Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения;
Объяснять смысл выражений с опорой на текст;
Определять авторское отношение к литературному произведению;
Самостоятельно оценивать свои достижения.
Тип урока: изучения нового материала
Формы работы: работа в парах, фронтальная работа, беседа, самостоятельная работа, работа с книгой
Используемые методы: словесные, наглядно-иллюстративные, частично-поисковый, предметно- практические
Оборудование:
Компьютер, проектор, экран
Для учителя:
Наличие конспекта;
Презентация;
Учебник 3 класса Л.Ф.Климановой «Родная речь»;
Видеофильм, состоящий из документальных кадров с С.Есениным;
Романс «Отговорила роща золотая»;
Вальс Е.Доги «Мой ласковый и нежный зверь»
Для ученика:
Учебник 3 класса Л.Ф.Климановой «Родная речь»;
Клей;
Лист бумаги;
Цветные полоски (красные, желтые, серые, зеленые, голубые, черные, розовые, коричневые);
Сигнальные карточки.
Домашнее задание к данному уроку:
Подготовить выступления о жизни и творчестве С.А.Есенина (3 ученика)
Выучить стихотворение З.Александровой «Черемуха» (2 ученика)
№
Этап урока
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Методический комментарий
1
Эмоционально-психологический настрой на урок
Наша речь полна величья,
гордой простоты,
В ней прекрасных слов богатство,
сила красоты. .
Потому поэта слушай,
будь прилежен впредь,
Чтоб могучей русской речью,
хорошо владеть!
- У поэта.
- Прочитайте слова на экране
-У кого сегодня на уроке мы будем учиться хорошо владеть русской речью.
Сл.№1
Настроиться на восприятие нового материала и на плодотворную работу на уроке.
2.
Речевая разминка
«Никакое искусство не достигнет природы».
Дети выполняют задание
- Природа в своем многообразии настолько красива и прекрасна, что ни одно искусство не может с ней соперничать. Человек создает исскуство, а природу Бог.
Прочитайте пословицу:
Прочитайте по слогам.
Прочитайте с ускорением.
Прочитайте с вопросительной интонацией.
Прочитайте с утвердительной.
Прочитайте с веселой.
Прочитайте выразительно.
Как вы ее понимаете?
Сл.№2
Детям предоставляется возможность представить величие природы в сравнении с искусством
3.
Подготовка к восприятию
- Сергей Есенин
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром...
- Тоже Сергей Есенин.
-Мы с вами уже говорили, что сегодня речь пойдет о поэте, а о каком догадайтесь по моим подсказкам.
Романс «Отговорила роща золотая» Назовите автора?
-Прочитайте ещё одно стихотворение.
-Кто не знает этих строк? Пожалуй, только тот, кто пока еще не ходит в школу. Назовите автора?
-Это первое напечатанное стихотворение Сергея Есенина. А сегодня познакомимся ешё с одним стихотворением поэта, которое называется «Черёмуха».
Сл.№3
Звучит отрывок из романса «Отговорила роща золотая»
Сл.№4
4.
Мотивация: для чего? Цель урока
- Научиться выразительно, читать стихотворение; находить в нем красивые слова; узнать, почему Есенин написал это стихотворение.
- Нам это нужно для того, чтобы уметь красиво и правильно говорить самим, и чтобы было приятно слушать других
-Что бы вы хотели узнать и чему научиться?
-Для чего вам это нужно?
Учащиеся под руководством учителя учатся ставить перед собой цели на урок.
5.
Работа с портретом. Биография поэта.
- Добрый, красивый, спокойный и т. д.
- Доброту, ласку, нежность, доверчивость и т. д.
Родился Сергей Александрович Есенин под Рязанью, в селе Константиново. Родители его были бедными крестьянами, они отдали сына на воспитание в семью деда.
Его дяди были очень озорные ребята. Когда Есенину было 3 с половиной года, они посадили его на лошадь без седла и сразу пустили в галоп.
«Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щепка, бросал в воду... После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и драчуном, и ходил всегда в царапинах».
В раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую природу - он чувствовал себя частью этой природы. Потому как-то особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о природе. А писать он начал рано - в девять лет, как нам сейчас.
Старшие хотели, чтобы он стал учителем, но сам Есенин мечтал о литературе. Он уехал в Москву, нашел место корректора в типографии и слушал лекции в народном университете. Чтобы поступить в императорский университет, обязательно требовался гимназический аттестат, а Есенин окончил только сельскую школу - правда, с похвальной грамотой.
Первая книга стихов Сергея Есенина - «Радуница» - вышла в 1916 году и была доброжелательно принята читателями. Он считал, что «писать для детей - надо особый дар иметь». Поэтому специальных «детских» стихов у него очень мало...
Он стал популярным поэтом. Есенина отличают необыкновенная искренность, удивительная чуткость к земным краскам, простота стиха. Сергей Александрович Есенин прожил короткую, но очень непростую жизнь. Глаза Есенина всегда были полны трогательной грустью. До сих пор остается загадкой история его гибели, село Константиново на Рязанщине сейчас называется Есенино.
Посмотрите внимательно на портрет Есенина. Что вы можете о нём сказать? Какой он человек?
Говорят, что глаза - это зеркало души человека. А что вы можете увидеть в глазах Сергея Есенина?
Мы с вами попробовали предположить, какой наш поэт. Может быть, биография даст нам полную характеристику Сергея Александровича Есенина?
Сл.№5
Дети подготовили выступления о жизни и творчестве Сергея Есенина.
Сл.№6-7
Сл.№8
Этот отрывок можно сыграть, один мальчик исполняет роль маленького Есенина.
Сл.№9
Сл.№10
Сл.№11
Сл.№12
Сл.№13
6.
Физминутка
Дети выполняют упражнения
- Пусть наши глазки отдохнут.
Упражнения для глаз Сл.№14
7.
Знакомство со стихотворением
-Черёмуха.
- Белой, цветущей, душистой, красивой и т. д.
- Медвяная, пряная, вкрадчиво, проталинка.
Дети высказывают свои предположения
- Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно голубое - голубое, воздух - прозрачен, чист и влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах цветущей черемухи.
- Откройте книги. Хором прочитаем название стихотворения.
- Мне очень правится это стихотворение своей красотой. Хочу, чтобы и вы почувствовали то же самое. Я прочитаю стихотворение "Черемуха", а вы постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении (чтение учителем)
- Какой вам представилась черемуха?
- Какие слова вызвали у вас затруднения?
Медвяная - ароматная, с запахом мёда.
Пряная - острая, ароматная по запаху и вкусу.
Вкрадчиво - стараясь вызвать доверие, расположить к себе. Проталинка - место, где частично растаял снег.
Учитель вводит ребят в мир природы и красоты, создает благоприятную атмосферу для первичного восприятия стихотворения
Сл.№15
Сл.№16
Дети учатся прислушиваться к своим чувствам и точно их определять.
Отвечают на вопросы в режиме обсуждения.
Словарная работа
На слайде №17 поочередно появляются слова
8.
Работа над стихотворением
1.Чтобы сообщить о том, что расцвела черемуха.
2.Чтобы передать свою радость.
3.Чтобы привлечь читателя к красоте природы.
4.Чтобы вызвать сопереживание.
- Ликующее, восторженное, шутливое, печальное, веселое, праздничное, радостное, спокойное, мечтательное,
грустное.
- Изумление, радость, восторг, восхищение, грусть, спокойствие, сожаление, печаль, ликование.
- Лирические стихи отражают не событие, а душевное переживание поэта, его настроение.
Дети описывают картины, которые возникли в их воображении.
читайте медленно, помните: ни один художник не рисует картину со скоростью машины;
после каждой строчки надо обязательно делать короткую остановку - паузу, независимо от того, есть ли в конце строки знак препинания;
постарайтесь прочесть так, чтобы передать настроение автора и
одновременно свои чувства.
Чтение детьми стихотворения.
-5
Дети работают в паре.
Дети показывают
- Потому что они подходят к нашей черемухе, отражают настроение этого стихотворения.
- Как вы считаете, с какой целью автор написал это стихотворение?
Какое настроение автора вы почувствовали:
Обоснуйте свой выбор.
- Какие чувства возникли в вашем сердце:
- Обоснуйте свой выбор.
- Что отражают лирические стихи?
- Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого стихотворения?
- Вспомните и назовите правила «Чтение пейзажной лирики»
- Прочитайте стихотворение, опираясь на эти правила.
- А теперь мысленно разделим наше стихотворение на четверостишия. Сколько четверостиший получится?
- На столе у вас лежат нарезки из цветной бумаги: жёлтый цвет, красный, зелёный, синий, голубой, чёрный, оранжевый, розовый, коричневый, серый.
- Представьте, что вы художники, каким бы цветом вы закрасили каждое четверостишие?
- Приклейте один цвет на каждое четверостишие.
- Какие цвета у вас получились?
- Почему в основном вы использовали яркие, сочные и светлые тона?
Сл.№18
Дети выбирают один из вариантов и обосновывают свой выбор
Сл.№19
выбирают из определений, данных на слайде те, которые по их мнению отражают настроение
Сл.№20
Обмен впечатлениями
Сл.№21
Вывод
Фронтальная работа
Сл.№22
Творческая работа
Работа в паре
9.
Физминутк
Дети выполняют упражнения
Учитель показывает движения
10
Продолжение работы
- Да.
Расцвела черемуха
Около ручья,
На апрельском солнышке
Ветками шепча.
Легкая, как облачко,
Чистая, как снег.
Радовался деревцу
Каждый человек.
Приходили девочки
Посидеть под ней,
И могла цвести она
Много-много дней.
Это чья черемуха?
Да она ничья.
Белая снегурочка
Около ручья.
Мимо бабка ехала,
Оглядясь вокруг,
Сразу от черемухи
Отломила сук.
Городские школьники
Шли в далекий путь,
Увидав черемуху,
Стали ветки гнуть.
Прибежали девочки.
А снегурки нет.
Лишь в пыли валяется
Вянущий букет.
-Находясь в гостях у природы, необходимо быть добрым и вежливым гостем.
- Мы причиняем природе боль. Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок - это маленькая рана, нанесенная природе. Если мы будем наносить раны родной природе, что же станет с природой и с нами. Такую красоту природы надо видеть и беречь.
Колокольчик среброзвонный
Ты поёшь? Иль сердцу снится?
Свет от розовой иконы
На златых моих ресницах.
Под венком лесной ромашки
Я строгал, чинил челны.
Уронил кольцо милашки
В струи пенистой волны.
Я по первому снегу бреду,
В сердце ландыши, вспыхнувших сил
Вечер синий свечкой звезду
Над дорогой моей засветил.
Не жалею, не зову,
Не плачу, все пройдет
Как с белых яблонь дым.
Дети обмениваются впечатлениями
- А вы любите цветущую черемуху?
-Давайте попробуем оценить поступки людей.
-С какой целью люди так поступают?
Стихи Есенина наполнены особым ароматом. Прочитав отрывки из его стихом, мы составим букет любимых цветов Есенина. И, конечно, главная в этом букете наша черемуха.
Вот какой замечательный букет у нас получился. Я думаю, он очень понравился бы поэту. Ведь сегодня мы старались не просто вспомнить строки из стихотворения Есенина. Но и заглянуть в мир его поэзии, понять и почувствовать его.
- А сейчас я бы хотела представить вам одну очень интересную и памятную видеозапись о Сергее Есенине.
- В кадрах будут записи с участием живого поэта. У нас с вами будет возможность увидеть его так же, как вы, например, сейчас видите своего соседа по парте.
- Скажите, какие чувства вы испытали при просмотре данной видеозаписи?
Сл.№23
Стихотворение «Черемуха» З. Александровой
читают двое учеников
Экологическая работа
Дети высказывают свое мнение.
Вывод
Сл.№24-32
Дети читают стихи Есенина и называют цветок, о котором идет речь в стихотворении. На экране составляется букет цветов.
Документальные кадры с участием С.Есенина на фоне музыки Е.Доги «Мой ласковый и нежный зверь»
11
Рефлексия
-Сегодня на уроке я узнал…..
-Мне показалась интересным….
-Меня удивило….
-Я хочу похвалить……, за…….
На слайде№33 начало предложения, детям предлагается его дополнить.
12
Подведение итогов
- не поставил себе оценку (желтый сигнал)
- теперь ребята кто поставил «4»(синий)
- теперь ребята кто поставил 5»(зеленый)
Что на вас произвело наибольшее впечатление? ^
- Что вы не знали, а сейчас знаете - это новое для вас? U•'
- Какие задания показались вам наиболее интересными? ' /
- Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?
- Для чего нужна такая работа над стихотворением?
-Ребята оцените себя сами, свою работу на уроке, покажите сигнальными карточками.
Дети отвечают.
Сл.№34
Осуществляют самооценку.
Учитель высказывает свое мнение.
13
Домашнее задание.
Выразительное чтение или наизусть стихотворения «Черемуха» С. Есенина.
Сл.№3