СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«использование экологической сказки как средство формирования экологической культуры младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер класс обучает педагогов работе с экологической сказкой. Представлены разные виды работы.

Просмотр содержимого документа
««использование экологической сказки как средство формирования экологической культуры младших школьников»

Новикова Людмила Анатольевна

МБОУ Верейская СОШ №1

РФ г.Верея novikova771@yandex.ru

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Аннотация

Цель мастер-класса: оказание помощи педагогам начальных классов в овладении технологией ознакомления детей с экологическими представлениями через экологические сказки.

Задачи: совершенствовать педагогическое мастерство педагогов

в вопросах экологической сказки, способствовать творческому поиску 

педагогов в создании условий для формирования положительно- эмоционального отношения к экологической сказке,

повышение качества образования.


Ход мастер- класса:

1.Введение в тему (презентация)

Организация учебно-воспитательного процесса в школе в современных технологиях образования требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путем поиска новых форм и методов построения учебной деятельности учащихся. Вот уже много лет я работаю с экологической сказкой, активно включаю её в разные уроки, при этом замечаю, как увеличивается интерес детей, все вместе увлечённо они выполняют задания, которые помогают усваивать новый материал. Сегодня вашему вниманию я хочу предложить мастер-класс, в который включу некоторые виды работы с экологической сказкой.

Целью данного мастер-класса является оказание помощи учителям в осуществлении воспитания у детей экологической культуры, что увлекает детей, активизирует познавательные способности, повышает интерес, развивает и обогащает новыми знаниями, а значит, повышает качество образования.

Приоритетной задачей является формирование у учащихся единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит формирование в сознании детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному окружению.

Предложенные сказки в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания. Они нацелены на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной среде. У младших школьников ещё преобладают сказочные представления о

живой природе, поэтому в это время особая роль в формировании экологической культуры ребёнка отводится экологической сказке.

Сюжет самой любой сказки можно использовать для ролевой игры, театрализованного представления, путешествия, опытно-экспериментальной деятельности, беседы, наблюдения.

На основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней, а так же помогают лучше усвоить учебный материал.

Что же такое экологическая сказка?

Как ведем с природой мы диалоги,

Знают даже муравьи вокруг.

Знаем мы науку экологию,

 Ведь она природе лучший друг.

Экология – это наука о нашем общем доме – планете Земля.

- что общего между этими картинками (экология)

- что ещё общего между этими картинками (сказка)

- как можно объединить эти два слова (Экологическая сказка)

Дадим полное определение экологической сказки.

«Экологическая сказка – литературное произведение, отражающее природное явление объекта, взаимосвязи в фантазийной форме. Формирует экологическое, гуманное отношение к природе». Н. Рыжова

      Существуют различные методы и приемы работы со сказкой:

  • Чтение сказок.

  • Составление новых или дополнение уже существующих сказок.

  • Театрализация сказок.

  • Исправление ошибок в сказках.

Интересен такой прием работы со сказкой, как исправление ошибок. Дети с удовольствием слушают сказки и ищут неточности. Данный прием формирует у детей представление о причинно-следственных связях в природном комплексе, развивает внимание, память и мышление.

Существует определенный алгоритм составления сказки:

  1. Место событий.

  2. Герои – одушевлённые и неодушевлённые объекты.

  3. Характеристика героев.

  4. Описание жизни героев

  5. Случай.

  6. Высказывание героев по отношению к случаю.

  7. Вывод.

  8. Жизненное правило.

  9. Название сказки.

  1. Релаксационная минутка.

Я рада нашей встрече, уважаемые коллеги!

Друзья, давайте улыбнёмся!

В мир детства с Вами окунёмся.

И в сказку дружно все войдём.

И здесь весенним ясным днём

Свой опыт повышать начнём!

  1. Игра в группах.

-Мне понадобятся 2 группы по 3-4 человека.

Установление контакта в группах.

Разминка.

1 группа отправится на лесную полянку.

2 группа - в лесную чащу.

Каждой группе даётся клубок ниток, который они передают друг другу, при этом не отпускают нитку из рук, а держат её. Назвать предметы живой природы, которые вас окружают за 2 минуты.

Получилась паутинка, какая густая, вы не знакомы, но уже установили деловой контакт, значит, мы готовы к работе.

Задания.

1 группа - вам необходимо дополнить уже существующую сказку, чтобы получилась экологическая, затем вы нам ее прочитаете.

       Дополнить сказку «Колокольчик и его друзья» 

Эта история произошла весной на лесной полянке, а знакомая сорока принесла её мне на хвосте.

Однажды на полянке вырос колокольчик. Он ещё не расцвёл, поэтому его никто не замечал, вокруг было много сухой травы. А ему так хотелось иметь друзей, сделать что-нибудь доброе. Настал день, когда солнышко пригрело его своим теплом и он распустился.

2 группа найдет ошибки в сказке.

Найдите ошибки в сказке «Зимой в лесу».

         Однажды дети отправились в зимний лес. Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А здесь следы ежа.  

Зима в лесу - любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в своих дуплах, медведи поели и спрятались в берлоге. Из леса доносится равномерный стук - это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На ветке густой ели виднеется чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца зимой? Конечно, это сойка. Дети решили её поймать.

Ошибки:

1. Скворцы улетают в теплые края

2. Лиственница единственное хвойное дерево, с которого каждый год опадают иголки, а весной вырастают снова.

3. Ежи впадают зимой в спячку.

4.Зима нелюбимое , очень тяжёлое время года

5. Белки в спячку не впадают.

6. Медведь зимой не ест, он спит

7. Зимой появляются птенцы у клеста.

8. Нельзя ловить лесных птиц – в неволе они погибнут.

Выступление команд (обязательно говорить каждый)

Первая группа зачитывает сказку залу.

Вторая зачитывает свою сказку и найденные ошибки.

3. Совместная игра

Я предлагаю вам на время стать волшебниками. Послушайте сказку.
Экологическая сказка «Хозяин леса».

В густом лесу стоит чудесный терем, но он так далеко, что его никто никогда не видел. Живет в этом тереме Хозяин леса. В его тереме всегда зелено. У Хозяина леса много маленьких помощников – листочков, их Хозяин леса отправляет на помощь людям и животным. Одни дают кислород, другие идут на корм, третьи служат домом. Хозяин леса наблюдает за ними и радуется. Весну, лето и осень листочки оказывают всем помощь, а потом возвращаются назад и рассказывают обо всём Хозяину. Так прошло много лет…

Люди придумали машины, построили новые города, активно использовали древесину. Лес стал меняться.

Листочки стали возвращаться грустными. Тогда Хозяин леса решил сам посмотреть, что происходит в лесу. Он превратился в ветер и полетел по лесу Увидев, что там происходит, он воскликнул: «Ну нет, так обращаться с собой я не позволю!» И улетел в свой терем, забрав с собой всех помощников.

Люди сначала ничего не поняли. Они пошли в лес, но там было пусто: лишь один мусор и сухие деревья. Очень тяжело пришлось людям: они часто грустили и плакали. И Хозяин леса сжалился и послал листочки. Увидев их, люди очень обрадовались. Они поняли, что были сами во всем виноваты, даже удивились, что не замечали, как обижали лес.

- Предлагаю участникам взять Листочек и передать его по кругу от участника к участнику. Участник обсуждения, который получает Листочек, говорит«Если бы я был Листочком, я бы попросил у людей…»

4. Подведение итогов.

- Всем большое спасибо за работу. Мне было с вами легко и интересно работать. Я надеюсь, что каждый из вас открыл для себя что-то новое, увидел перспективы решения проблемы в личной и профессиональной деятельности, и возможно ощутил преимущества экологической сказки в воспитании детей.
Творческих успехов Вам!!!

- Я хочу закончить наш мастер-класс словами Жана Жака Руссо:

«Вы талантливы все!» и пожелать вам творческих успехов.